Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:55, курсовая работа
Цель: изучить проблематику организации досуга в различных возрастных категориях.
Задачи:
1) Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме.
2) Определить специфику организации досуга молодёжи и пожилых людей.
Введение………………………………………………………………………… 3
1.1 Теоретические аспекты досуга…………………………………………….. 5
1.2 Специфика организации досуга молодежи…………………………….... 10
1.3 Специфика организации досуга пожилых людей……………………… 14
Заключение…………………………………………………………………….. 18
Библиография
Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности но все более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации – к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству и т.п.
Дифференциация досуга по интересам должна дополняться разделением его проведения с учетом различных групп молодежи. В возрастном, профессиональном, территориальном отношении молодежь, как особая социальная группа, неоднородна: сельская, городская, учащаяся, занятая в различных сферах народного хозяйства, семейная и несемейная и т. д.
Как известно, среди наиболее популярных у молодежи видов досуга
доминируют физкультура и спорт, обеспечивающие не только здоровье,
нормальное физическое развитие, но и умение владеть собой, своим телом.
Удобные формы приобщения к физкультуре и спорту – спортивные клубы, секции, группы здоровья.
Можно выделить наиболее привлекательные для молодежи формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры –зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы. [4]
Итак, досуг дает возможность современному молодому человеку развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя. Каковы же наиболее общие тенденции и проблемы современного молодежного досуга?
Казалось бы, сейчас возможности заполнения свободного времени неисчерпаемы. Все доступно современному молодому человеку: самообразование, посещение кино и театра, занятия спортом, содержательное общение с друзьями, природой и т. д. Но это в теории, на практике же не все так просто. В силу этого на передний план выдвигается проблема совершенствования досуга молодежи.
Таким образом, активный, содержательный досуг требует определенных
потребностей и способностей людей. Упор на творческие виды досуговых
занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого молодого человека –
вот путь формирования у юношей и девушек личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени.
Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое и неизвестное.
Таким образом, с помощью разнообразной литературы и наблюдений мы смогли изучить специфику организации досуга молодежи.
При планировании
досуга и отдыха приоритет
принадлежит развивающим
Люди, вышедшие на пенсию,
могут использовать свободное время, участвуя
в общественной работе, осуществляя различные
социокультурные программы и проекты,
в том числе и туристические. Для пожилого
человека туризм предоставляет реабилитационные
возможности, повышая интерес к жизни
и увеличивая жизненную активность.
Основными занятиями пожилых
могут являться физические упражнения,
экскурсионный туризм, прогулки, посещение
кинотеатров, театров, концертных залов,
выставок, чтение книг, просмотр телепередач,
встречи с родственниками и друзьями,
ухаживание за растениями и животными.
Кроме спорта, туризма и других оздоровительных
мероприятий, особое место в системе социальной
реабилитации пожилых принадлежит художественно-творческой
форме активности. Осваивая музыкальные
звуки, цветовую гармонию, пластику, пожилые
постигают окружающий мир наиболее доступными
для них, легко усваиваемыми формами.
Хотелось бы отметить, что в нашей стране существует более 30 видов досуговой деятельности, которым пожилой человек может посвятить свое свободное время. Практически в каждом социозащитном учреждении лицам старшего возраста предлагается целый комплекс культурной деятельности, включая досуговую. [13]
Как свидетельствует отечественный и мировой опыт реабилитации и адаптации лиц пожилого и старческого возраста, досуг и отдых облегчает социальную реабилитацию, формирует положительную мотивацию жизнедеятельности. Своевременная реабилитация важна для предупреждения процесса стремительного старения, при этом необходимо стимулировать снижающиеся функции и содействовать возращению к различным видам деятельности, включая досуг и активный отдых.
Культурно-досуговая деятельность пожилых людей включают в себя:
Досуг и отдых направлены
на реабилитацию пожилых людей
путем достижения жизненно
При организации культурно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя вышесказанное, досуг – это свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное, любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности. В то время как досуг пожилого человека наоборот приобретает более спокойные формы и реализации. Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.
У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий.
Так мы можем сказать, что досуг дает возможность современному молодому человеку развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя. А досуг пожилого человека должен быть направлен на развития его социальных связей с обществом. Организация досуга пожилого человека должна давать ему возможность чувствовать себя полноценным гражданином.
Можно сказать, что в процессе организации досуга реализуются основные функции социально-культурной деятельности, к которым относится развивающая, просветительская, культуротворческая и рекреативно-оздоровительная функция.
При выполнении данной работы наши задачи и цели были выполнены. Мы изучили проблематику организации досуга в различных возрастных категориях, изучили и проанализировали научно-методическую литературу по данной теме, а так же определили специфику организации досуга молодежи и пожилых людей.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Активная жизненная позиция молодежи: Некоторые аспекты нравственного воспитания. По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Баку ( 25-27 апреля 1979 г.). – М.:Мол. Гвардия, 1980. – 205 с.
Информация о работе Особенности технологии организации досуговых форм для лиц пожилого возраста