Особенности управления социальной работы с инвалидами на муниципальном уровне (на примере ГБУ РС (Я) Республиканский социально-оздоровите

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. Несмотря на рост числа инвалидов, в России еще достаточно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием для них рабочих мест, что негативно сказывается на материальном положении и психологическом состоянии инвалидов. В их число входят такие большие мегаполисы как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и ряд других.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с инвалидами
1.1 Инвалиды как объект социальной работы в современном обществе
1.2 Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с инвалидами
Глава 2. Практика организации и содержание социальной работы с инвалидами на муниципальном уровне
2.1 Организация социальной работы с инвалидами на муниципальном уровне
2.2 Содержание социальной работы с инвалидами на муниципальном уровне
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Особенности социальной работы с инвалидами на муниципальном уровне Курсовая работа.docx

— 54.19 Кб (Скачать файл)

-Инвалиды имеют право  на медицинское, техническое или  функциональное лечение, включая  протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и  положения в обществе, на образование,  ремесленную профессиональную подготовку  и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги  по трудоустройству и другие  виды обслуживания;

- Инвалиды должны, быть  защищены от какой бы то  ни было эксплуатации». [4, с. 36]

Приняты фундаментальные  законодательные акты об инвалидах  и в России. Особое значение для  определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных  лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» (1995 г.).

Еще раньше, в июле 1992 г. Президент  Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем  инвалидности и инвалидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства  к инвалидам и отношения инвалидов  с обществом, государством. Следует  заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают  надежное правовое поле жизнедеятельности  и социальной защищенности инвалидов  в нашей стране.

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др. (ст. 3 Закона).

Социальные услуги предоставляются  всем гражданам пожилого возраста и  инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4 Закона).

Социальное обслуживание осуществляется по решению органов  социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным  органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона). [20, с. 144]

Социальные услуги оказываются  исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда  речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях, с согласия обслуживаемых  может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового  договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный  оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Законом предусматриваются  различные формы социального  обслуживания, в том числе:

- социальное обслуживание  на дому (включая социально-медицинское  обслуживание);

- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;

стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах  и других стационарных учреждениях  социального обслуживания;

- срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не  терпящих отлагательства: организация  питания, обеспечение одеждой,  обувью, ночлегом, срочное предоставление  временного жилья и т.п.)

- социальная, социально-психологическая,  медико-социальная консультационная  помощь. [20, с. 150]

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных  государством услуг, могут быть оказаны  гражданам бесплатно, а также  на условиях частичной или полной оплаты.

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» система социального обслуживания поделена на два основных сектора  — государственный и негосударственный.

Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные  органы социального обслуживания.

Негосударственный сектор социального  обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. Негосударственными формами социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации.

Существенные вопросы  социальной зашиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности.

Социальному работнику также  необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или  решенные, но не реализуемые в практической деятельности. Например, Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не допускает производства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами транспорта, или  сдачу в эксплуатацию жилья, в  котором не предусмотрены приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами (ст. 15 Закона). Однако, в нашей стране явно не хватает автобусов, троллейбусов оборудованных специальными подъемниками, с помощью которых инвалиды, передвигающиеся на колясках, могли бы самостоятельно подниматься в автобус или троллейбус. Как десятки лет назад, так и сегодня, в эксплуатацию сдаются жилые дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду беспрепятственно выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу на прилегающий к подъезду тротуар и т. д. и т. п. Данные положения Закона ‹‹0 социальной защите инвалидов в Российской Федерации» попросту игнорируются всеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов. [18, с. 524]

На уровне муниципалитета Республики Саха (Якутия) было принято Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) 10 ноября 2009 г. N 254 "О республиканской целевой программе "Социальная поддержка инвалидов в Республике Алтай на 2010-2014 годы". В целях повышения качества социального обслуживания и обеспечения социальной интеграции в общество инвалидов, детей-инвалидов принята программа, основными задачами которой являются снижение показателей инвалидности в республике; создание условий для проведения комплексной реабилитации инвалидов в целях возвращения к полноценной жизнедеятельности; поощрение инвалидов за особые достижения в сфере культуры, искусства и спорта; активизация деятельности общественных объединений инвалидов путем поддержки социально значимых проектов; улучшение качества предоставления социальных услуг инвалидам; создание условий для получения образования, всестороннего развития личности и активного участия в общественной жизни; обеспечение доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры.

Оценка эффективности  программы будет оцениваться  по следующим показателям: увеличение количества реабилитационных учреждений, увеличение количества обслуженных граждан, увеличение числа участников творческих и спортивных мероприятий.

Таким образом, с целью  оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида, его  права на получение различных  льгот и выплат и т. д. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных  лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» (1995 г.). Существенные вопросы социальной зашиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Издающиеся законы определяют отношение общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих законов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране. Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практика организации и содержание работы с инвалидами на муниципальном уровне

2.1 Организация  социальной работы с инвалидами  на муниципальном уровне

Социальная работа с инвалидами на муниципальном уровне города Якутска регламентируется Положением Правительства РС (Я) №335 от 30 июля 1992 года о Государственном учреждении Республики Саха (Якутия) «Республиканский социально-оздоровительный центр комплексной реабилитации инвалидов». Согласно Положению, учреждение создается в целях оказания медицинской и реабилитационной помощи инвалидов, ветеранов и пожилых людей, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, социально-психологического статуса. Учреждение обслуживает инвалидов различных категорий и групп инвалидности старше 18 лет, инвалидов ВОВ, вдов погибших участников, ветеранов-инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы, инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Учредителем центра является Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия). В своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Саха (Якутия), федеральными и республиканскими законами, нормативно – правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а так же Трудовым кодексом российской Федерации.

ГБУ РС(Я) «Республиканский социально-оздоровительный центр комплексной реабилитации инвалидов» размещается в городе Якутске по улице Рихарда Зорге 2. Здание обеспечиваются коммунально-бытовыми услугами всех видов: отоплением, водопроводом, канализацией, электричеством, средствами связи и соответствует санитарно-гигиеническими нормам и требованиям пожарной безопасности.

ГБУ РС(Я) «Республиканский социально-оздоровительный центр комплексной реабилитации инвалидов» предоставляет следующие услуги:

  • оказание доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, стационарозамещающей медицинской помощи и санаторно-курортной помощи;
  • оказание квалифицированной стоматологической помощи;
  • организация санаторно-курортного лечения льготной категории граждан;
  • контроль качества медицинской помощи;
  • экспертиза временной нетрудоспособности;
  • оказание многопрофильной комплексной реабилитации (медико-социальной, социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социокультурной, трудовой, образовательной) граждан в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях;
  • реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида в условиях Учреждения, включающей перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры;
  • проведение социально-бытовой адаптации инвалидов, ветеранов и  иных граждан;
  • динамический контроль за процессом реабилитации граждан;
  • внедрение в практику Учреждения современных высокоэффективных медицинских технологий и методик восстановительного лечения и реабилитации, связанных с оценкой состояния здоровья, профессионального, социального статусов инвалида, ограничений трудовой деятельности, экономических методов управления и принципов медицинского страхования;
  • диагностика функциональных нарушений, состояния анатомических дефектов и реабилитационного потенциала, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи, осуществление специальных мероприятий по подготовке к протезированию (ортезированию), подгонке и обучение пользования протезно-ортопедическими изделиями;
  • организация протезно-ортопедической помощи, изготовления современных видов протезно-ортопедических изделий, в том числе высокотехнологических,  современных протезов верхних и нижних конечностей, сложной ортопедической обуви, корсетов, туторов и других протезно-ортопедических изделий, протезирование молочных желез, ремонт и  техническое обслуживание протезно-ортопедических изделий;
  • осуществление профессиональной реабилитации инвалидов, включающей профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, образовательную деятельность по образовательным программам и специальностям – столяр, обувщик по ремонту обуви, оператор электронно-вычислительных и другие, профессионально - производственную адаптацию;
  • оказание консультативной и организационно-методической помощи  и иным организациям по вопросам реабилитации;

 

Данное учреждение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, органами социальной защиты населения, учреждениями социального  обслуживания, общественными организациями, органами исполнительной власти республики, центрами занятости населения, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами массовой информации. Сотрудники центра несут ответственность за выполнение возложенных на них задач в соответствии с законодательствами российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Основными задачами Центра являются:

- Методическое обеспечение социального обслуживания населения;

- Организация повышения  квалификации социальных работников  республиканских и муниципальных  учреждений;

- Оказание гражданам социально  – бытовых, социально-педагогических, социально-правовых, социально-психологических,  социально-медицинских, консультативных  и иных услуг, направленных  на содействие улучшения их  социального, материального положения  и социально-психологического статуса  при условии соблюдения принципов  адресности и преемственности помощи;

- Привлечение государственных,  муниципальных и негосударственных  органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной  службы, службы занятости и так  далее), а так же общественных  и религиозных организаций и  объединений к решению вопросов  оказания социальной поддержки  населению и координации их  деятельности в этом направлении;

Учреждение осуществляет свою деятельность на принципах:

- адресности;

- доступности;

- добровольности;

- гуманности;

- приоритетности предоставления  социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной  ситуации;

- конфиденциальности;

- профилактической направленности.[15, с. 150]

В структуру учреждения входят следующие подразделения:

а) отделение по работе с гражданами пожилого возраста и инвалидами. Оно предназначено для социальной реабилитации путем оказания консультативной помощи, предоставления социально-бытовых услуг. Возможность пользования социальным такси, социальной парикмахерской. Организации досуга различных клубов по интересам, содействие в получении мер социальной поддержки, оказания психологической поддержки.

Информация о работе Особенности управления социальной работы с инвалидами на муниципальном уровне (на примере ГБУ РС (Я) Республиканский социально-оздоровите