Отчет по практике в ЦСОН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:44, отчет по практике

Описание работы

Целью данной практики является ознакомление с вопросами социальной работы (педагогики), которой занимается данное Учреждение.
Так же целью ознакомительной практики является ознакомление с нормативно-законодательной регламентацией, регулирующей деятельность Учреждения; ознакомление с организационной структурой; рассмотрение направлений деятельности Учреждения; источники финансирования деятельности; клиенты Учреждения и система предоставления социальных услуг.

Файлы: 1 файл

Отчет 3.docx

— 64.51 Кб (Скачать файл)

 

Введение

     Практика проходила в Муниципальном учреждение «Комплексный территориальный центр социального обслуживания населения Берегиня» подведомственной организации  Волосовского районного комитета социальной защиты населения.

   Целью данной практики является ознакомление с вопросами социальной работы (педагогики), которой занимается данное Учреждение.

     Так же целью  ознакомительной практики является  ознакомление с нормативно-законодательной  регламентацией, регулирующей деятельность  Учреждения; ознакомление с организационной  структурой; рассмотрение направлений  деятельности Учреждения; источники  финансирования деятельности; клиенты  Учреждения и система предоставления  социальных услуг.

     Наиболее важными  целями учебной практики являются: изучение работы конкретного  подразделения в Учреждении –  место в организационной структуре  и выполняемые функции; изучение  технологий социальной работы  в Учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Теоретическая часть

 

      Развитие  социальной работы как профессиональной  области скорее схоже с развитием  медицины, чем психологии, в том  смысле, что динамика развития  была не от теории к практике, а от практикования к попыткам объяснить полученные эффекты.

      Если как  практика социальная работа возникла  раньше научного периода в  психологии - примерно в 70-х гг. XIX в., то теоретическое осмысление  ее результатов и развитие  навыков шло под большим влиянием  и параллельно с развитием  теории психоанализа и позже  теории социальной психологии, теории учения, теории стресса и других психологических концепций. Вопрос, достигла ли социальная работа научного периода своего развития, заслуживает особого рассмотрения, поскольку на Западе она уже давно является отдельной научной дисциплиной наряду с психологией, социологией, психиатрией и др., а в нашей стране ее неожиданное бурное развитие носит характер повсеместного образования в этой области в условиях недостаточно развитой системы социальной работы как научно обоснованной практики.

      Относительно социальной работы многие десятилетия даже в странах, где существовали уже развитые формы социальной работы, направленные не на локальную сервисную службу, а на самоусиление человека и помощь ему в нахождении собственных ресурсов, в первую очередь психологических, шла дискуссия по поводу того, возможно ли создание собственной теории социальной работы или это практическая область, где необходимы "просто" высокая мотивация и практические навыки помощи страдающим людям.

      Сторонники  научного подхода в данном  вопросе придерживаются взгляда,  что в любой практике не  существует абсолютной неизменной  и единственно адекватной теории, но в основе любой практики, особенно касающейся трансформации  социальных и психологических  процессов, должна лежать концепция,  обобщающая и объясняющая цели  и механизмы изменений. Только в этом случае можно говорить о профессиональном развитии данной области практики.

      Практика  является профессиональной в  той степени, в которой она  санкционирована обществом. Получение  санкций на практику и обучение  в конкретной предметной области  подразумевает, что эта область  деятельности может продемонстрировать  свою интегрированность, предъявить свою теорию, работать в соответствии с ней и разработать свои профессиональные навыки. Профессиональная интегрированность предполагает, что специалисты данной области работают согласно общим для них, разделяемых ими и внутренне взаимосвязанным ценностям. Это относится в равной степени как к психологии, так и к социальной работе.

      Наличие  теории подразумевает, что профессиональная  деятельность осуществляется в  соответствии с осознаваемыми,  предсказуемыми и рациональными  последствиями определенных действий. Профессиональными можно назвать  те навыки, которые обеспечивают  максимально возможное соответствие  между действиями и намерениями,  целями действий. Для общества  профессиональной практику делает  уникальное сочетание убеждений  как сформулированных ценностей,  которые исповедуют профессионалы,  их знаний и навыков. 

      Основной  задачей профессионалов является  обеспечение развития этих трех  составляющих, определение и переопределение  ценностей, которые лежат в  основе их деятельности. Сферой  их деятельности и ответственности  является расширение теоретической  области для понимания существа  наблюдаемых процессов. Развитые  профессиональные сообщества также  помогают своим членам приобрести  и поддерживать необходимые и  адекватные профессиональные навыки.

      Итак, в  основе любой практики должна  лежать ее теоретическая модель. Как считает крупный американский  теоретик социальной работы П.  Медоуз, создавая модель, мы концептуально помечаем каждую часть наблюдаемого комплекса. Более того, это включает замещение некоторых частей комплекса некоторыми репрезентациями или символами. Каждая модель является паттерном символов, правил и процессов, которые приняты как соответствующие - частично или полностью - существующему изучаемому комплексу. Каждая модель обусловлена, таким образом, некоторой соотнесенностью с реальностью и некоторой верифицированностью модели по отношению к реальности. Модели могут классифицироваться по различным основаниям. Так, по уровню своей абстрактности они могут заполнять континуум от иконических или пиктографических моделей через описательные модели различных уровней абстрактности до математических моделей. Модели могут также различаться по характеру метафор, которые они используют. Ряд авторов считают, что в области наук о человеке возможны и допустимы модели, где используются метафоры различных типов, если ученый осознает, какие метафоры для каких целей он использует. Но модели любого типа и вида имеют свои как ценности, так и ограничения.

      Поскольку  социальная работа имеет дело  не только с индивидуумами,  но и группами и сообществами, представляется важным определить  ряд характеристик, являющихся  общими как для индивидуума как системы, так и для группы и сообщества как системы. Г. Херн, одним из первых начавший разрабатывать системный подход в социальной работе, считает, что если в качестве метафоры избрать организмическую модель, то можно взять следующие характеристики[1]:

  • Человеческие системы обмениваются материей со своим окружением, и эта материя может быть как информацией, так и энергией.
  • Энергия может поступать как изнутри системы, так и из ее окружения.
  • Поведение человеческих систем характеризуется целеполаганием.
  • В характеристиках состояния этих систем отражается их перемещение в пространстве.
  • Они могут достигать тех же самых характеристик состояния благодаря различным первоначальным, исходным, условиям и благодаря варьирующимся влияниям энергии и информации.
  • Как для отдельного человеческого существа как системы, так и для агломераций людей характерным является внутреннее взаимодействие важных функциональных процессов, позволяющих им оставаться в устойчивом состоянии.
  • В их функционировании можно обнаружить тенденцию к развитию механизации, т. е. ряд процессов в их развитии обнаруживает тенденцию функционировать все более и более фиксированно.
  • Человеческие системы обнаруживают сопротивление к любому нарушению их устойчивого состояния.
  • Они способны в некотором диапазоне приспосабливаться к внешним и внутренним изменениям.
  • Они могут продуцировать себе подобные системы.

      Это описание  может быть рассмотрено как  некоторое упрощение, но оно  дает основу для рассматривания  человеческих систем как организмических, т. е. открытых. Подобная модель может быть с успехом использована для описания процессов, происходящих в социальной работе.

      В зависимости  от стадии своего развития  в различные временные интервалы социальная работа рассматривалась самым различным образом: начиная с психиатрической помощи на дому (1870-е гг., США), когда от социальных работников требовались навыки, близкие к навыкам патронажных медицинских сестер, и кончая участием в формировании государственных программ социального развития общества (примером последнего может служить модель социальной работы в Дании). В каждом конкретном обществе в зависимости от его потребностей и от степени осознания им этих потребностей (второе часто игнорировалось в истории нашего государства) концепция социальной работы носит специфический, порой уникальный характер. Это, разумеется, не снижает, а скорее обостряет необходимость создания общей теории социальной работы, где были бы предусмотрены возможные теоретические и прикладные модификации, отражающие конкретные социальные и психологические условия, в которых данная модель применяется.

      Оглядываясь  на историю развития социальной  работы за рубежом, нетрудно  заметить, что первоначально социальная  работа была очень тесно связана  с социальными науками. Так,  Г. Стейн напоминает, что первая Национальная конференция социальных работников в Америке была организована Американской ассоциацией социальных наук (ASSA) в 1870 г. И хотя уже в 1879 г. социальная работа выделилась как отдельная область, вплоть до 20-х гг. ХХ в. она оставалась под влиянием социологии, экономики, политических наук как в США, так и в развитых странах Западной Европы. Начиная же с 1920-х гг., под влиянием распространения идей психоанализа социальная работа драматически изменила свою ориентацию, на первый план выступила работа с конкретным человеком.

      Другим  фактором, повлиявшим на развитие  методологии социальной работы, явились социально-экономические  изменения в довоенных Америке и Европе. Великая депрессия 1930-х гг. послужила сильным толчком для развития новых, более активных методов работы в сообществах, группах, семьях. Кроме того, началась эра эмпирических исследований в области прикладных социальных исследований. Интересно, что в СССР примерно в этот же период педологи работали с беспризорными детьми на грани психологии и, казалось бы, социальной работы, хотя этот термин и не употреблялся, поскольку социальных проблем официально не существовало. Объектами исследований в социальной работе становились и социальные процессы (разрабатывались методы сбора и регистрации информации, различные по степени вмешательства в ситуацию методы, совершенствовались методы наблюдения и пр.), и сами службы помощи, например создавались критерии для оценки их эффективности, накапливался опыт организации агентств по работе с определенным, актуальным в данный момент типом проблемы. Все более совершенные методы применялись для исследования неизвестного пока содержания феноменов социальной работы.

      Послевоенный  период характеризовался огромным  энтузиазмом в отношении возможностей  социального обновления в странах  Западной Европы и в Америке.  Семья, дети как ценности обрели  новое звучание: много надежд  возлагалось на внимательное  отношение к развитию ребенка  (напомним, что послевоенное поколение  детей, получивших это посттравматическое гипервнимание родителей, в 1960-е гг. вышло на улицы во время знаменательных студенческих волнений, которые коснулись даже стран Восточной Европы). Ряд ученых, работавших в смежных с социальной работой областях, начинают идентифицировать себя с ней и посвящают свой талант области социальной работы. После периода «залечивания» острого горя и ран Второй мировой войны, в чем социальные работники оказались незаменимыми (работа с сиротами, беженцами, эмигрантами, инвалидами), начинают формироваться долгосрочные социальные проекты: как исследовательские, так и прикладные программы помощи и развития. Так же как и в психологии, возникает новая волна интереса к проблемам личности, начинают рождаться новые психотерапевтические теории, в социальной работе накапливается все больше эмпирических знаний об индивидуальном поведении людей и групп. Есть серьезные основания полагать, что теоретическая психология личности, и особенно психотерапия, на Западе в этот период развивались не только благодаря экспериментально полученным данным, но и обогащались эмпирическим опытом армии социальных работников, опыт которых был значительно более разносторонним, чем опыт сравнительно немногочисленных психотерапевтов. В середине 1950-х гг. Э. Гринвуд, анализируя этот процесс, отмечал все более и более ощущаемый недостаток собственных теоретических построений в социальной работе и что практический опыт был накоплен в основном методом проб и ошибок, грубо эмпирическим и прагматическим способом.

      И теоретические  работы начинают появляться: вторая  половина 1950-х гг. знаменуется появлением  обобщающих трудов по индивидуальной  социальной работе - по работе со случаем и консультированию, по процессу принятия решений в индивидуальной социальной работе, по работе с группами  и сообществами. Этот период концептуализации эмпирического и экспериментального опыта, получаемого в социальной работе, продолжается и поныне и пока далек от завершения.

      В развитии  любой профессиональной области  время от времени возникает  дисбаланс между теорией и  практикой: практика является  двигателем теории, поскольку накапливает  факты и реагирует на изменение  потребностей общества и условий  окружающей среды, но в то  же время отсутствие развитой  теории оставляет профессиональную  практику на уровне ремесла  или конгломерата отдельных приемов. 

      Как уже  упоминалось, социальная работа  проделала этот путь развития  от ремесла к профессии, хотя  до сих пор существуют сторонники  точки зрения, что это ремесло.  Г. Койл считает, что отличительными особенностями профессии (и это в равной мере относится и к профессии психолога-консультанта, хотя Койл размышляла о проблемах профессионализма в социальной работе) являются следующие черты[1]:

  • наличие разработанного, развитого и верифицируемого объема знаний;
  • установление профессиональных стандартов;
  • рост профессионального самосознания;
  • значительный вклад в жизнь и развитие общества.

Согласно этим критериям, считали автор и другие его  сторонники, социальная работа в своем  развитии определенно достигла этого  уровня (заметим, что речь шла о  ситуации в послевоенной Америке).

      Иная точка  зрения, которая также беспокоит  сторонников развития профессионализма  в социальной работе, заключается  в том, что на социальную  работу смотрят как на конгломерат  знаний (а уже не просто навыков), почерпнутых из других смежных  областей. Так, А. Кан описывает  социальную работу в тот период  как слияние следующих составляющих:

  • положения, заимствованные из психиатрии и некоторых областей психологии или несущие их глубокий отпечаток;
  • положения, заимствованные из социологии, социальной антропологии, а также выхваченные из некоторых других областей или несущие их глубокий отпечаток;
  • несомненно, некоторые оригинальные идеи о том, как работать в тех или иных ситуациях со случаем, группой или сообществом;
  • методы, техники и установки, несомненно, пришедшие из администрирования, статистики и социальных исследований;
  • положения, заимствованные из прогрессивного образования или несущие его глубокий отпечаток.

Информация о работе Отчет по практике в ЦСОН