Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 09:28, отчет по практике
Основной целью являлось закрепление имеющихся теоретических знаний, возможность их применения в области осуществления социальной деятельности в подразделениях данного учреждения и изучение организационной структуры ГБУ ЦСПСиД Каа-Хемского района Республики Тыва.
Для достижения этих целей при прохождении производственной практики был поставлен ряд задач:
•Изучение цели, задачи, права и обязанности ГБУ ЦСПСиД Каа-Хемского района Республики Тыва,
•Изучение структуры,
• Ознакомиться с функциональными обязанностями подразделений учреждении.
Введение……………………………………………………………….………………...2
1.Общая характеристика и организационная структура ГБУ «Центр социальной помощи семьи и детям Каа-Хемского района Республики Тыва»……………………..3
1.Организационная структура ГБУ ЦСПСиД Каа-Хемского района РТ………..…6
1.2. Работа социального педагога и специалиста по социальной работе с семьей.....8
2. Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………..…12
Заключение……………………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.2. Работа социального
педагога и специалиста по
социальной работе с семьей....
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В период с 24.06.2013 г. по 18.08.2013 г. мною была пройдена практика в Государственном бюджетном учреждении «Центр социальной помощи семье и детям» Каа-Хемского района Республики Тыва.
Основной целью являлось закрепление имеющихся теоретических знаний, возможность их применения в области осуществления социальной деятельности в подразделениях данного учреждения и изучение организационной структуры ГБУ ЦСПСиД Каа-Хемского района Республики Тыва.
Для достижения этих целей при прохождении производственной практики был поставлен ряд задач:
Данный отчет состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе раскрыта
общая структура и
Итоговой целью прохождения
преддипломной практики является подготовка
высококвалифицированных
«Центр социальной помощи семьи и детям
Каа-Хемского района Республики Тыва».
Огромные социальные и
психологические изменения
Решением Администрации Каа-Хемского
района под эгидой Комитета по образованию
был создан Центр семейного воспитания.
В его штат вошли социальные педагоги,
психолог, нарколог, социолог, юрист. Разрабатывая
Устав Центра была четка обозначена перспективная
цель – восстановить воспитательный потенциал
семьи, поскольку ни одно даже самое прекрасное
педагогическое учреждение, будь то интернат,
приют, кризисный центр и т.п., никогда
не сможет заменить ребенку семью, и поэтому
следует направить все усилия на то, чтобы
реабилитировать ее в социальном, педагогическом
и других планах.
Сотрудники Центра семейного воспитания
стали заниматься проблемными семьями:
криминогенными, полуразрушенными, неблагополучными.
Профилактическая деятельность была оттеснена
на второй план необходимостью решать
реальные острые ситуации неблагополучия
детей. Внимание было сконцентрировано
на брошенных детях, беглецах, детях, которые
нерегулярно питаются, не моются, не имеют
чистой одежды, на страдающих разнообразными
заболеваниями и нуждающихся в медицинском
лечении. Выявляя таких детей, социальные
педагоги направляли их в больницы и за
время лечения собирали необходимую документацию
и производили оформление в соответствующее
педагогическое учреждение реабилитационного
характера (приют, кризисный центр, интернат
– учреждения, которые создавались параллельно
с Центром).
Новый подход в данном виде деятельности
заключается в следующем. В то время, пока
реабилитация ребенка производится в
медицинском или педагогическом учреждении,
социальный работник Центра семейного
воспитания ведет работу с семьей, восстанавливая
ее социальный статус. В зависимости от
конкретной ситуации в семье работа с
ней ведется от нескольких месяцев до
нескольких лет, а в отдельных случаях
она не может быть прекращена никогда.
В плане реабилитации семьи социальный
работник решает такие проблемы, как трудоустройство
родителей, организация лечения от алкогольной
зависимости, налаживания внутрисемейных
коммуникативных связей, восстановление
благоприятной психологической атмосферы,
коррекция ценностных приоритетов у членов
семьи и многое другое.
Цели, задачи
и виды деятельности «Центра социальной
помощи семье и детям Каа-Хемского района»
Учреждение создается с целью осуществления
дополнительных образовательных услуг
по воспитанию детей, оказавшихся в сложном
социальном и психолого-педагогическом
положении, ставящем их здоровье и жизнь
под угрозу.
В соответствии с этой целью перед Учреждением
стоит ряд задач:
- выявление факторов, негативно отражающихся
на воспитательном потенциале семьи и
положении детей;
- разработка социальных и психолого-педагогических
механизмов нейтрализации этих негативных
факторов;
- создание программ и их научно-методического
обеспечения, направленных на предупреждение
нарушений (отклонений) в области семейного
воспитания, определение путей реализации
этих программ.
Реализация целей и задач Учреждения обуславливает
следующие основные виды деятельности:
-воспитательную
-реабилитационную
-образовательную
-научно-исследовательскую
-консультативную.
Содержание деятельности учреждения.
1. Выявление детей и семей «группы риска»
и своевременное оказание им социальной
и психолого-педагогической помощи.
2. Создание банка данных о «социально
больных» семьях и социально дезадаптивных
детях, живущих в условиях постоянных
деструктивных конфликтов, жестокости,
пред разводной и после разводной ситуации,
о детях-сиротах, инвалидах, лишенных попечения
родителей, бросивших школу, не имеющих
профессии, «детях улицы» и др.
3. Очное консультирование родителей, педагогов,
детей по проблемам семьи и семейного
воспитания.
4. Заочное консультирование («телефон
доверия», методические разработки) по
тем же проблемам.
5. Осуществление группового и индивидуального
психологического тренинга по проблемам
общения, личностного роста, снятия неблагоприятного
психического состояния.
6. Создание научно-методических материалов
по проблемам семейного воспитания и психологии
внутригруппового и межличностного общения,
а также по проблемам создания семьи.
7. Обобщение зарубежного и отечественного
положительного опыта семейного воспитания
и его пропаганда.
8. Укрепление и развитие связи семьи и
школы, обобщение передового опыта совместной
воспитательной деятельности этих важнейших
социальных институтов.
9. Проведение бесед по проблематике Учреждения
среди различных социально-демографических
групп населения, и прежде всего – в школах,
дошкольных и внешкольных детских учреждениях,
детских домах, интернатах.
10. Обеспечение доступности квалифицированной
социальной и психолого-педагогической
помощи для всех категорий населения города
и прежде всего для лиц социального риска.
11. Содействие семье в уходе за ребенком
в дневное время.
12. Подготовка молодежи к браку.
13. Организация досуга детей по месту жительства.
14. Повышение квалификации кадров социальных
работников и социальных педагогов, работающих
с семьей и детьми.
Каа-Хемского района
РТ.
В состав Центра входят
следующие отделения:
1.организационно-методическое отделение;
2.консультативное отделение;
3.отделение психолого-педагогической
помощи;
4.отделение профилактики безнадзорности
несовершеннолетних.
1. Организационно-методическое
отделение создано для осуществления
социального мониторинга на территории,
обслуживаемой Центром составления «социального
паспорта» территории, проведения анализа
и прогнозирования социальных процессов
на территории, выработки предложений
по совершенствованию системы социальной
защиты населения, изучения эффективности
деятельности структурных подразделений
Центра и внесения предложений по повышению
ее качества; разработки и распространения
методических и информационных материалов
по актуальным вопросам социальной защиты
населения; решения вопросов повышения
квалификации работников Центра; информирования
населения, в том числе через средства
массовой информации, о деятельности Центра.
2. Консультативное
отделение создано в целях защиты прав
и интересов граждан, их адаптации в обществе
путем содействия в решении социальных,
психологических и юридических вопросов,
в связи с чем оно осуществляет:
- консультирование по вопросам социального
обслуживания граждан
- содействие в решении правовых вопросов,
входящих в компетенцию органов социальной
защиты населения
- оказание психологической помощи, в том
числе экстренной, по «телефону доверия»
- предоставление консультаций по вопросам
профессиональной ориентации, получения
образования и трудоустройства.
Обращение граждан в Консультативное
отделение может производиться как в открытой,
так и в анонимной форме.
3. Отделение психолого-педагогической
помощи создано с целью повышения психологической
устойчивости и формирования психологической
культуры граждан, в первую очередь, в
сферах межличностного, семейного и родительского
общения; помощи гражданам, испытывающим
трудности в воспитании детей; ознакомления
с особенностями психологии детского
возраста.
Отделение психолого-педагогической помощи
осуществляет:
- помощь гражданам в воспитании детей,
обучении детей и родителей здоровому
образу жизни, поддержании психического
и физического здоровья, успешном разрешении
семейных конфликтов и иных вопросов
- патронаж семей, имеющих неблагоприятные
психологические и социально-педагогические
условия
- психологическую коррекцию нарушений
общения у детей, искажений в психическом
развитии ребенка, неблагоприятных форм
эмоционального реагирования и стереотипов
поведения, конфликтных взаимоотношений
родителей с детьми и подростками, неадекватных
родительских установок воспитания ребенка,
нарушений супружеских отношений
- диагностику психофизического, интеллектуального
и эмоционального развития ребенка, изучение
его склонностей и способностей, степени
готовности к обучению в школе и т.п.
4. Отделение профилактики безнадзорности
несовершеннолетних создано с целью:
-социального патронажа дезадаптированных
несовершеннолетних, склонных к асоциальным
поступкам и противоправному поведению;
- социальной помощи детям – сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей.
Основными задачами отделения профилактики
безнадзорности несовершеннолетних являются:
- выявление источников и причин социальной
дезадаптации
- организация проведения психолого-медико-
- разработка индивидуальных и групповых
программ социальной реабилитации
- разработка рекомендаций и осуществление
взаимодействия с семьями дезадаптированных
несовершеннолетних для обеспечения преемственности
коррекционно-реабилитационных мероприятий
с ними в домашних условиях.
1.2. Работа социального
педагога и специалиста по социальной
работе с семьей.
Работа социального педагога
строится по определенному алгоритму:
1. Постановка семьи на учет. На этом этапе
происходит первичное знакомство с семьей,
анализируется запрос (есть или нет, откуда
поступил, цель обращения). Специалист
по соц. Работе посещает семью, выясняет
положение дел, наблюдает за поведением
ребенка в условиях семьи, школы и других
мест его пребывания. Тщательно изучается
обстановка, в которой находится ребенок,
что помогает понять его поведение и источник
возникновения проблем. Вся первичная
информация заносится в карту семьи. На
основе анализа полученных сведений формулируются
проблемы семьи. При этом каждая проблема
рассматривается с разных точек зрения
(психологической, педагогической, социальной).
Обсуждается форма оказания помощи, и
ее характер, исходя из условий проживания
семьи, внутрисемейных отношений и средовой
адаптации семьи в социуме вообще, желания
семьи сотрудничать с Центром. Итогом
этого этапа является составление психологического
портрета семьи и заключение договора
о добровольном содействии семьи в целом
и каждого члена семьи в отдельности и
планомерном поэтапном выводе из кризисной
ситуации.
2. Социальным педагогом составляется
индивидуальный план работы с семьей (программа
реабилитации семьи).
3. Заключительным этапом работы с семьей
является выведение семьи из кризисной
ситуации (снятие семьи с учета). Основанием
для этого является:
1) желаемый результат достигнут и можно
говорить о выводе семьи из кризисной
ситуации, социальным работником даются
рекомендации социального характера для
закрепления полученного результата;
2) желаемый результат может быть не достигнут
вследствие отказа семьи работать с Центром,
нежелании семьи следовать рекомендациям
специалистов, передачи семьи в другие
учреждения (образовательные, медицинские,
правовые) для оказания специализированной
помощи или поддержки.
В Центре существует также определенный
план работы с семьей.
ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
Цель работы: реабилитация семьи и реабилитация
прав ребенка.
Задачи работы:
1. Создание в семье стабильной благоприятной
обстановки для каждого члена семьи.
2. Восстановление родителей в их родительском
потенциале.
3. Изменение взаимоотношений между родителями,
родителями и ребенком.
Далее предполагается пошаговая работа
с семьей в зависимости от целей и задач.
I. Сбор необходимой информации о семье
с занесением в личную карту учета.
1. Знакомство с семьей и установление
контакта;
2. Составление первичного акта обследования
жилищно-бытовых условий семьи;
3. Снятие острой ситуации в семье, возможно:
- либо изъятие ребенка из семьи;
- либо определение ребенка на время к
родственникам, бабушке и т.д.
4. Изучение социального окружения семьи,
поиск особо важной персоны (ОВП) с положительным
влиянием на поддержку семьи, на ее изменение
(школа, соседи, родственники, милиция
и т.д.)
2. Социально-реабилитационная деятельность с семьей.
1. Меры по восстановлению
и закреплению прав детей (
2. Содействие по восстановлению и оформлению
документов (свидетельство о рождении,
медицинский страховой полис, свидетельство
о браке и т.д.)
3. Меры по оказанию социальной помощи
(материальной, натуральной);
4. Содействие по восстановлению членов
семьи в социальном статусе (Центр занятости,
выбор профессии и т.д.);
5. Содействие по восстановлению учебного
процесса, профориентации подростка через
ЦСТАП, Центр занятости;
6. Оказание медицинской реабилитации
членов семьи (направление на лечение,
обследование);
7. Содействие в обеспечении детей путевками
в лагеря, санатории (Комитет по образованию,
Управление социальной защиты населения,
ОДН, КДН);
8. Содействие в реализации и контроль
за исполнением рекомендаций специалистов
Центра-нарколога, психолога, психотерапевта,
юриста.
3. Педагогическая реабилитация семьи.
1. Расширение социальных
связей детей и подростков, организация
досуга путем привлечения их
в кружки и секции;
2. Контроль за посещением школы, успеваемостью
детей и подростков;
3. Оказание помощи и обучение родителей
контролю за выполнением домашнего задания;
4. Консультирование и проведение тематических
бесед (ролевых игр):
- по формированию трудовых навыков ведения
домашнего хозяйства и распределению
домашних обязанностей между членами
семьи;
- по формированию навыков самообслуживания
и соблюдения личной гигиены;
- по формированию и развитию норм культурного
поведения;
- по формированию навыков личной безопасности
и поведения в различных жизненных ситуациях;
- по профилактике формирования пагубных
привычек и употребления ПАВ (наркомания,
алкоголизм, табакокурение);
- по формированию ценностных отношений,
жизненных позиций, смысловых установок,
идеалов, жизненных ориентиров;
5. Содействие в формировании и обучении
коммуникативным навыкам;
6. Содействие в формировании психологического
пола и подготовки к семейной жизни;
7. Содействие развитию мотивации на успех;
8. Содействие развитию эмоционально-волевой
сферы;
9. Содействие развитию самосознанию и
саморегуляции поведения, осознанию самого
себя.
4. Работа с родителями.
1. Преодоление педагогической
некомпетентности родителей (
2. Преодоление безответственности родителей
и безразличия к судьбе детей, изменение
родительских установок;
3. Изменение стиля детско-родительских
отношений;
4. Рекомендации по созданию благоприятного
климата в семье, разрешение конфликтных
ситуаций;
5. Содействие в организации совместного
досуга, привлечении всех членов семьи
(по возможности) к организуемым и проводимым
совместно с детьми общим мероприятиям
(выставки, праздники, спортивные соревнования
и т.д.);
6. Организация консультаций для членов
семьи со специалистами Центра;
7. Контроль за выполнением родителями
и детьми рекомендаций специалистов;
8. Привлечение к работе с семьей других
учреждений.
Причины снятия семьи с патронажа.
•Нормализация обстановки в семье;
•Достижение несовершеннолетнего возраста
совершеннолетия;
•Перемена местожительства;
•Лишение родительских прав;
•Усыновление, опека;
•Помещение ребенка в учреждение закрытого
типа;
•Перевод в другой район;
• Перевод в другое образовательное учреждение
на полное государственное обеспечение;
•Смерть несовершеннолетнего.
Основные Кодексы
РФ к которым обращается специалист по
социальной работе в ЦСПСиД
1. Семейный кодекс РФ.
Информация о работе Отчет по практике в ГБУ ЦСПСиД Каа-Хемского района РТ