Отчет по производственной практике в ЦСОН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:42, реферат

Описание работы

За время прохождения практики изучила законы о социальном обслуживании населения; положение об отделе социального обслуживания на дому; должностные инструкции работников отдела; познакомилась со структурой Управления социальной защиты населения г.о. Тольятти; выполняла работу по надомному обслуживанию граждан пенсионного возраста и инвалидов согласно основным должностным обязанностям социального работника; вела документацию по обслуживаемым гражданам и отчеты о проделанной работе, приобрела умения в решении конкретных организационных задач социальной работы.

Содержание работы

1. Отзыв-характеристика руководителя от организации ..……………….3
2. Отзыв руководителя от ТФ РГСУ ..…………………………….……….4
3. Дневник прохождения практики .……………………………………….5
4. Материалы отчета о прохождении производственной практики …......7
4.1. Цели и задачи учебной практики ..…………………………………7
4.2. Нормативно-правовые основы социальной работы
с лицами пожилого возраста ……………………………………….8
4.3. Структура управления социальной работой ……………………..10
4.4. Структура организации ………………………….………………...12
4.5. Система планирования социальной работы ……………………...13
4.6. Структура кадров и порядок взаимодействия
социальных работников и служб …………………………………15
4.7. Права и обязанности социального работника ……………………16
4.8. Льготы социального работника …………………………………...17
4.9. Система стимулирования социальных работников ……………...18
4.10. Льготы по обслуживанию различных слоев населения ………..19
4.11. Технология социальной работы
в отделении социального обслуживания на дому ………………20
4.12. Практика социальной деятельности
в отделении социального обслуживания на дому ………………23
4.13. Ответственность и организация контроля ………………………28
4.14. Порядок анализа результатов социальной работы ……………...29
4.15. Социальная работа и внешняя социальная среда ……………….31
5. Выводы о прохождении производственной практики …………………32

Файлы: 1 файл

Отчет по производственной практике.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Социальный работник в связи со спецификой своей профессиональной деятельности зачастую выполняет функции людей самых различных профессий: юриста, психолога, педагога, социального менеджера, священника, выслушивая порой исповеди своих подопечных.

В процессе работы мне приходилось  поддерживать тесную связь с органами здравоохранения, образования, службами занятости, правовыми службами, многими другими государственными и общественными организациями, т.к. главной задачей социальной работы является социальная реабилитация человека, восстановление социального статуса личности, обеспечение адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

Социальный работник выступает как посредник между  государством, призванным быть защитником прав своих граждан и человеком. Необходимость такого посредничества обусловлено, прежде всего, тем, что государство не всегда выступает той инстанцией, которая гарантирует права и достойные человека способы его существования. Максимальное удовлетворение потребностей клиентов – вот что является главной целью социальной работы, а именно:

  • усиление степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • создание условий, в которых клиенты могут максимально проявлять свои возможности и получать все полагающееся им по закону;
  • адаптация и реабилитация их в обществе;
  • создание условий, при которых человек, несмотря на физические увечья, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения со стороны окружающих.

Социальный работник  на основе знания социальных закономерностей и различных форм их практической реализации адаптирует интересы государства к человеку и интересы человека к государству.

Конечная цель деятельности социального работника предполагает достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в его помощи.

При предоставлении социальных услуг должны быть неукоснительно соблюдены основные права граждан:

  • Уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания.
  • Выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов РФ.
  • Информированность о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг.
  • Согласие на социальное обслуживание.
  • Отказ от социального обслуживания.
  • Конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику социального обслуживания при оказании услуг.
  • Защита своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

Работа должна вестись в соответствии с основными принципами оказания социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам:

  • соблюдение прав человека и гражданина;
  • предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
  • обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступность:
  • преемственность всех видов социального обслуживания;
  • ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности человека;
  • приоритет мер по социальной адаптации;
  • ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Ответственность и организация  контроля

 

Социальный работник отделения  социального обслуживания на дому Центра социального обслуживания несет персональную ответственность за качественное профессиональное социально-бытовое обслуживание клиентов; за правильность взимания денежных средств при оказании платных услуг; сохранность полученных денежных сумм и документов: за достоверность сведений, вносимых в дела клиентов; за неразглашение сведений из личной жизни подопечных, ставших известными социальному работнику в связи с исполнением служебных обязанностей; за качественное и своевременное оформление документов; грамотное ведение делопроизводства; за несоблюдение действующего законодательства по охране руда и норм техники безопасности, противопожарной безопасности, правил внутреннего трудового распорядка и дисциплины.

В целях осуществления контроля за качеством обслуживания и состоянием трудовой дисциплины социальных работников заведующей ОСО проводятся следующие мероприятия:

  • еженедельные планерки с отчетами о проделанной работе за неделю, докладами о возникших проблемах, поиски путей их решения;
  • еженедельная проверка документации (личные дела подопечных, дневники соцработников), замечания по ее ведению;
  • не менее одного раза в неделю  посещение участков с целью проверки деятельности соцработников (качество работы, соответствие отчета графику посещения клиента, разрешение конфликтных ситуаций).

Состояние трудовой дисциплины оценивается  по итогам результатов контроля и  отзывов подопечных.

Контроль за деятельностью  ОСО осуществляется руководством Центра социального обслуживания, а также  органами здравоохранения и органами образования в пределах их компетенции. Общественный контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг осуществляется общественными объединениями, занимающимися в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты интересов граждан пожилого возраста и инвалидов.

Порядок анализа результатов социальной работы

 

Исходя из опыта работы, необходимо анализировать действенность  всех видов, форм и методов социального  обслуживания различных категорий  населения, определять эффективность деятельности учреждения и степень результативности процесса социального обслуживания, т.к. наличие базовой информации, объективно отражающей состояние работы Центра и его структурных подразделений, является одним из важнейших условий совершенствования организации социального обслуживания. Произведенный анализ позволяет  осуществлять корректировку организации социального обслуживания на возникающие проблемы с учетом новой ситуации.

Эффективность социальной работы – это, во-первых, соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов, и, во-вторых, фактически достигнутые и необходимые результаты социальной работы. Среди множества проблем, связанных с определением эффективности социальной работы, особое место занимает проблема критериев и показателей эффективности, т.е. инструмента, посредством которого может быть измерена эффективность.

Применительно к социальной работе понятие ее эффективности  можно сформулировать следующим  образом: эффективность социальной работы – это максимально возможное удовлетворение социальных потребностей населения при оптимальных затратах.

Качество и уровень социального  обслуживания оценивается в зависимости  от специфики работы отделения. Качество работы Центра социального обслуживания измеряется с помощью специально разработанных критериев, которые являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных действенных результатов, и могут содержать количественные и качественные показатели (на уровне опроса, интервью и анкетирования клиента).

Для определения результативности работы, можно прибегнуть к анализу  отчетной документации и методом  сравнительного и статистического  анализа исследовать качество социального  обслуживания.

Социологический метод  оценки с помощью анкетирования позволит определить уровень удовлетворенности клиентов действиями социальных служб по решению социальных проблем их жизнедеятельности, удовлетворенность работников условиями и результатами труда, рациональность использования кадрового потенциала.

Метод экспертной оценки с помощью информационных источников (руководители, специалисты, социальные работники, обслуживаемые клиенты, СМИ) позволит оценить изучаемое  явление.

Следует отметить, что исследования в области эффективности социальной работы начались в 1996 году. И поэтому имеются только первые научные итоги, связанные, главным образом с разработкой понятийного аппарата, определением видов методик и методов, наиболее пригодных для производства оценки эффективности социальной работы.

Социальная работа и внешняя социальная среда

 

В ОСО № 6 ведется обширная работа в рамках социального партнерства. Отделение тесно сотрудничает с депутатом, избранным по нашему округу. Проводятся встречи с населением, отчетные собрания, ведется работа с гражданами по разъяснению вновь принятых законов (что особенно актуально в данный момент в связи с заменой натуральных льгот денежными выплатами и реформой ЖКХ).

Организуются и различные  праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню пожилого человека, Дню инвалида, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д., спонсорскую помощь в организации которых оказывают частные предприниматели. Активное участие в организации и проведении общественных мероприятий принимают учащиеся двух школ поселка Поволжский, местная пионерская организация «Новое поколение», созданная на базе школы № 83, а также многочисленные художественные, музыкальные и танцевальные коллективы ДК «Истоки» п. Поволжский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ  О  ПРОХОЖДЕНИИ  ПРАКТИКИ

 

Анализируя знания и  опыт, полученные в период прохождения производственной практики, учитывая непростую специфику нашей работы, полагаю, что результат ее должно видеть в оказании помощи, поддержки и защите всех людей и особенно «слабых» слоев населения.

Профессия социального работника  у нас в России одна из самых молодых. Отсутствуют традиции, практически нет опыта, как положительного, так и отрицательного. Начинает складываться система специального образования, но, к сожалению, по большей части, в отрыве от реально практикующих социальных служб, научные разработки зачастую выполняются людьми,  не работавшими в социальной сфере.

Среди наиболее актуальных вопросов теории и практики социальной работы – проблемы качества и количества социального обслуживания, его рентабельности и источников финансирования, разработка, оценка и внедрение общегосударственных и региональных социальных программ, критерии профессиональной компетентности и ответственности социальных работников, подготовка и переподготовка кадров. К наиболее острым проблемам  относятся:

  • постоянное реформирование социальной сферы, частое изменение существующих и введение новых законов по социальной защите населения порождает путаницу и неразбериху в головах пожилых граждан, пенсионеров, инвалидов, ветеранов, вызывая у них вполне справедливое недовольство и раздражение, которое в первую очередь выливается на социальных работников;
  • ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления не позволяет обеспечить достойный социально-бытовой, образовательный, культурный уровень жизни слабо защищенных слоев населения, а значит и не дает социальному работнику в полной мере почувствовать удовлетворение результатами своей работы;
  • нехватка  высококвалифицированного  персонала,   имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы, напрямую сказывается на качестве социального обслуживания населения;
  • но низкий  социальный статус и  неадекватная  заработная плата работников социальных служб не позволяет укомплектовать кадровый состав высококвалифицированными, активными, знающими свое дело и  умеющими хорошо работать сотрудниками;
  • недостаточное использование возможностей неправительственных учреждений, частных, благотворительных, религиозных и других  организаций заметно обедняет спектр услуг, предоставляемых населению социальными службами, а значит и обедняет жизнь их подопечных и сводит социальную работу к формальному предоставлению гарантированных услуг.

Некоторые из этих проблем являются общими для всего государства, а другие затрагивают личные интересы каждого конкретного социального работника. Но понятно, что без решения этих задач на общегосударственном уровне, будет трудно создать достойную и эффективную службу социальной помощи и поддержки.

Сейчас можно утверждать, что  социальная работа в России завершила  этап становления и активно развивается, опираясь на достижение естественных, социальных и общественных наук. Созданная  сеть социальных учреждений призвана решать актуальные личностные проблемы на всех уровнях общественной жизни. Но неоспоримой является  и необходимость повышения качества социального обслуживания населения и совершенствование механизмов предоставления социальных услуг.

Важно налаживать обмен опытом, накапливать  базу данных, создавать условия для плодотворных творческих дискуссий, изучать и распространять любой полезный и интересный опыт. Нельзя недооценивать и зарубежного опыта, созданных иностранными коллегами теоретических моделей и практических систем.


Информация о работе Отчет по производственной практике в ЦСОН