Отклоняющееся (девиантное) поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 07:52, реферат

Описание работы

Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределенности, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор.
Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего мира людей, их поведения. Важным шагом в этом направлении можно считать введение социологии в качестве обязательного предмета в системе высшего образования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Отклоняющееся поведение……………………………………………....5
Девиантное поведение………………………………………….....6
Делинквентное поведение………………………………………...9
Типы девиации (по Р.Мертону)…………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………....17
Список использованных источников…………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Копия Социология ответы.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

ФИЛИАЛ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАЙКАЛЬСКОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА В Г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ

 

(Филиал ГОУ ВПО  БГУЭП в г. Усть-Илимске)

 

Кафедра Налогов и Налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: “СОЦИОЛОГИЯ”

ТЕМА: "Отклоняющееся (девиантное) поведение"

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель

Студент(ка) гр. НиНу-05                                                                 С.И.Устюжина

 

Руководитель

Ст.преподаватель                                                                             Л.И.Григорьева

 

 

 

 

 

Усть-Илимск 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Отклоняющееся поведение……………………………………………....5
    1. Девиантное поведение………………………………………….....6
    2. Делинквентное поведение………………………………………...9
  2. Типы девиации (по Р.Мертону)…………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………....17

Список использованных источников…………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределенности, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор.

Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего мира людей, их поведения. Важным шагом в этом направлении можно считать введение социологии в качестве обязательного предмета в системе высшего образования.

Среди поведенческих  наук социология выделяется сложностью предмета изучения, огромным объемом  изучаемого материала, что связано  в первую очередь со сложностью исследуемого объекта – современного общества. По этой причине для изучающих социологию важно прежде всего знать основные положения, концепции и определения, которые составляют каркас этой науки. Эти знания в дальнейшем помогут будущим специалистам в различных областях деятельности, ориентированных на взаимодействие с социальными группами, организациями и отдельными личностями, так как обеспечивают:

– более глубокое проникновение  в мир социальных отношений, что  практически дает возможность управлять  человеческим поведением, уметь применять  власть, гасить конфликты, проводить реформы и инновации в организациях и т.д.;

– возможность взглянуть  на окружающие нас явления с других позиций, увидеть многообразие окружающего  социального мира. При этом открываются новые альтернативы, новые возможности для принятия жизненно важных решений;

– понимание взаимосвязи  социологии с другими науками, их значения в жизни общества.

Существенные социальные изменения, охватившие современное российское общество, неминуемо оказывают воздействие на изменение принципов и устоев. Одним из наиболее показательных критериев, позволяющих оценить и проанализировать состояние развития общества, выступает система социальных норм. В то же самое время, исследование системы социальных норм дает возможность выявить  динамику развития общества, раскрывающуюся, в частности, в процессе институализации и деинституализации социальных норм. Другим, не менее показательным критерием оценки состояния общества и оценки тенденций его развития, является феномен девиантного поведения.

В действительности, как норма, так и отклонение от нее естественно присуще любому обществу. Эти явления находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, во многом выступая определяющим фактором в изменении социальной структуры.

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, сверх ленивые и очень трудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную сторону грозили стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Социологи называют отклоняющееся  поведение девиантным. Этот термин, пришедший к нам из английского языка, употребляется в отечественной социологии в двух значениях – широком и узком. В широком смысле термин  «девиантность» подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм, начиная с самых незначительных, например нарушение пропускного режима в учреждении, и кончая самыми серьезными, вплоть до убийства. Традиция расширительного употребления берет начало из зарубежной социологии, где, естественно, не используется наше выражение «отклоняющееся поведение». Когда американские социологи пишут о том, что девиантное поведение принимает такие формы, как криминал, делинквентность, героические поступки, самоубийство, бунт, гениальность, растрата чужих денег, сексуальные приставания, наркомания, воодушевляющее лидерство и т.д. , то они, по существу, говорят о девиантности в широком смысле.

В узком значении девиантность обозначает незначительные проступки, те, что не подпадают под статью уголовного кодекса. Для более серьезных форм нарушения специалисты применяют дополнительные термины, а именно делинквентность и преступность (криминальное поведение). В дальнейшем девиантность в широком смысле будет обозначена русским словосочетанием «отклоняющееся поведение», а узкое значение этого термина будет сохранено для обозначения незначительных отклонений, т.е. собственно девиации. Можно видеть, что использование русского словосочетания «отклоняющееся поведение» в качестве общей категории, а трех иностранных терминов – в качестве ее конкретизации дает нам определенные терминологические преимущества. Исчезает необходимость одним и тем же понятием «девиация» обозначать разные явления.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного  мнения, называется отклоняющимся. Это  чрезвычайно широкий класс явлений  – от безбилетного проезда до вандализма. Поэтому следует говорить о формах и размерах отклонения. К основным формам девиантного поведения в широком смысле  Я. И. Гилинский и В. С. Афанасьев относят: 1) пьянство и алкоголизм, 2) наркотизм, 3) преступность, 4) самоубийство, 5) проституцию, 6) гомосексуализм. Иногда к ним добавляют азартные игры и психическое расстройство. Все многообразие форм отклоняющегося поведения, на наш взгляд, можно подразделить на три группы: собственно девиантное, делинквентное и криминальное (преступное).

В узком  понимании  под девиантным поведением подразумеваются  такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название – делинквентное поведение. Оба значения – широкое и узкое – одинаково употребляются в социологии.

Таким образом, отклоняющееся поведение – собирательный термин, охватывающий три формы – девиантное, делинквентное и криминальное поведение, представляющие собой, по нарастающей, три степени нарушения социальных норм.

1.1.ДЕВИАНТНОЕ  ПОВЕДЕНИЕ

Как уже было сказано, самым слабым и самым массовым видом нарушения выступает девиантное поведение. Оно не сводится к многочисленным нарушениям общественного и административного порядка. Помимо негативного смысла у слова «девиантность» существует и позитивный. Отклоняться от среднего стандарта поведения можно как в отрицательную, так и в положительную сторону.

Девиантное поведение подразумевает  любые поступки или действия, не соответствующие писаным или не писаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных поступках, сурово карались.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме.

На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги.

На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми  отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда, очень здоровые и красивые люди.

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально  развивающихся обществах и в  обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10 – 15% общей  численности населения. Напротив, 70% населения составляют «твердые середняки» – люди с несущественными отклонениями.

 Характерная черта девиантного поведения – культурный релятивизм. Это означает, что социальная норма, принятая либо обществом, либо законодательно, - явление сугубо относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом рассматриваться как социальная патология. Много примеров тому можно было привести из семейного права и семейных традиций, обычаев разных народов. Осложнения возникают даже в одном государстве, где действует единое законодательство, но проживают народы, следующие в быту разным традициям, особенно если традиции поддерживаются и религиозными нормами. Таков, например, конфликт между требованием единобрачия по российскому гражданскому праву и традицией многоженства, признаваемой исламом.

Культурный релятивизм может быть сравнительной характеристикой  не только двух разных обществ или  эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. Пример таких групп – политические партии, правительство, социальный класс или слой, верующие, молодежь, женщины, пенсионеры, национальные меньшинства. Так, непосещение церковной службы – девиация с позицией верующего человека, но норма с позицией неверующего человека. Этикет дворянского сословия требовал обращения по имени-отчеству, а уменьшительное имя (Колька или Никитка) – норма обращения в низших слоях – считалось у первого девиацией. И сегодня мы обращаемся к любому человеку, кому стремимся высказать максимальное уважение, по имени и отчеству, а в быту, в дружеской компании обращаемся по имени. Уменьшительные имена для большинства россиян считаются оскорбительным обращением (если они не произнесены в шутливом контексте).

Убийство на войне  разрешается и даже вознаграждается, но в мирное время наказывается. В Париже проституция легальна (узаконена) и не осуждается, в других странах она считается девиантной (узаконена, но общественным мнением неодобряемой), в третьих – незаконной (преступной) и неодобряемой (девиантной) формой поведения. Отсюда следует, что критерии девиантности относительны и не могут рассматриваться в отрыве от данной культуры.

Сделаем вывод: девиация относительна; она оценивается в  зависимости от а) исторической эпохи, б) культуры общества. Относительность в социологии получила специальное название – релятивизм.

 

 

 

    1. ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Делинквентное поведение – не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса РФ правонарушения, как-то мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине, совершенное покупателем (хищение продавца считается должностным преступлением), мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман (обсчет) покупателя продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенном месте и др. В перечень делинквентного поведения школьников, по данным отечественных и зарубежных социологов, обычно входят такие проступки, как не вернуться ночью домой, употребить алкоголь, приставать к взрослым, драться, незаконно хранить оружие, нанести тяжкие телесные повреждения кому-либо холодным оружием, воровать, прогуливать занятия, курить марихуану, уйти из школы, отбирать карманные деньги у других школьников, нарушить порядок в общественных местах, испортить общественное имущество, писать или рисовать краской на стенах и др. для взрослых и подростков к делинквентным поступкам можно также отнести все или большинство административных правонарушений.

Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется законом,- делинквентным. Неодобрение еще не означает наказания. Уголовное наказание очерчивает границу между делинквентным и преступным поведением. Подростки, стоящие на учете в комнате милиции,- делинквенты, но не преступники. Таковыми они становятся попав за решетку.

Нарушение социальных норм молодежью  могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Алкоголизм – типичный вид девиантного поведения. Алкоголик – не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли.

Информация о работе Отклоняющееся (девиантное) поведение