Отклоняющееся (девиантное) поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 07:52, реферат

Описание работы

Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределенности, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор.
Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего мира людей, их поведения. Важным шагом в этом направлении можно считать введение социологии в качестве обязательного предмета в системе высшего образования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Отклоняющееся поведение……………………………………………....5
Девиантное поведение………………………………………….....6
Делинквентное поведение………………………………………...9
Типы девиации (по Р.Мертону)…………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………....17
Список использованных источников…………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Копия Социология ответы.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Наркоман до недавнего времени считался преступником, так как употребление наркотиков квалифицировалось законом как преступное деяние.

Самоубийство, т. е. свободного и намеренное прекращение своей жизни,– девиация. Но убийство другого человека – преступление.

Сделаем выводы: девиантность и делинквентность – две формы  отклонения от нормального поведения. Первая форма относительная и  малозначительная, вторая абсолютная и значительная. Самой податливой к делинквенции группой  населения является молодежь. Но не любая, а та, что проходит социализацию в преступной или отклоняющейся среде. Такую среду или семью называют неблагополучной. Обычно это пьющие родители, побывавшие в местах заключения преступники. На поведение детей большое внимание оказывает родительская модель поведения. Дети часто копируют своих родителей.

Районы с высокой  плотностью делинквентного и криминального  поведения называют криминогенными. В этих местах процент юных правонарушителей оказывается выше, чем средний показатель для других областей. Иными словами, это районы города, где чаще других происходят преступления. Категории населения, которые более других склонны совершать  криминальные или делинквентные поступки, называют группами риска. К ним относятся, в частности, молодежь.

Делинквентное поведение  особенно часто наблюдается у  подростков и молодежи. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают  участие в каких-либо противоправных действиях, а 5% совершают серьезные правонарушения.

Один из распространенных примеров делинквенции – вандализм  футбольных фанатов. Вандализм –  бессмысленное уничтожение материальных и духовных памятников. Слово происходит от названия германского племени, вандалов. В V веке вандалы напали на Римскую империю и разгромили ее. Сегодня к вандалам относят тех, кто бьет стекла, режет сиденья в поездах, обстреливает вагоны.

Делинквентное поведение  среди подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах, по ряду причин. Самая главная – социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой этого ожидают от него окружающие. В свою очередь, он считает, что не  получает от общества того, на  что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиями общества – с другой, служит реальным источником девиации. Специалисты отмечают, что подростки, которые становятся правонарушителями, отличаются самоуверенностью, дерзостью, неприязненным отношением к властям, обидчивостью, враждебностью и недостаточным самоконтролем. Для некоторых из них характерны низкая самооценка и негативное представление о  себе. другие поддерживают уровень самооценки, отрицая свои проблемы или не желая признавать несоответствие между своим поведением и представлением о самих себе. Они отказываются брать на себя ответственность за свои действия и во всех своих бедах обвиняют других людей и внешние обстоятельства. В некоторых случаях правонарушения являются симптомом глубоких неврозов, продуктом различных страхов, тревог или враждебности.

Обследование студентов (опрос 2200 студентов первых – пятых  курсов 24 вузов проведен в июне  1997 г. в Москве, Санкт-Петербурге,  Волгограде, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске) показало, что в студенческой среде распространены следующие формы делинквентного поведения: 32% - спекуляция, фарцовка; 26% - обман, авантюризм; 25% - вымогательство, стяжательство; 28% - воровство, грабеж; 33% - участие в драках, дебошах; 27% - склонность к терроризму, насилию; 22% - изнасилование (в том числе склонность к нему); 28% - затяжное пьянство; 24% - торговля наркотиками; 11% - гомосексуализм; 28% - проституция; 20% - самоубийству.

Термин «подростковая (юношеская) делинквентность», появившийся в 80 – 90-е годы в США, часто переводится на русский язык как «преступность несовершеннолетних» и означает нарушения закона несовершеннолетними, т. е. молодыми людьми в возрасте до 18 лет. Трудно сказать, какой из двух терминов наиболее правильный, поскольку делинквентность обозначает спефически подростковую форму подросткового поведения, а термин «криминальное поведение» или преступность,– поведение взрослых людей. Различие между ними кроется также в степени профессионализма  или закоренелости. Взрослая преступность, тем более рецидивная (повторная), предполагает определенный уровень профессионализма, а юношеская делинквентность – это любительское занятие, проступок, совершаемый впервые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТИПЫ ДЕВИАЦИИ (по Р. Мертону)

Система социальных норм общества создает представление о должном поведении людей. Однако повседневное поведение людей в обществе, реальные отношения между индивидами всегда сложнее и богаче, чем выработанный стереотип. Общество представляет собой динамичную саморазвивающуюся систему, а вместе с обществом подвержены изменению и его устои – социальные нормы. Одной из форм, в которой фиксируются происходящие в обществе изменения, выступает девиантное поведение. Однако природа девиации не проста: так, например, каким бы существенным изменениям не подверглось общество, есть «вечные» нормы, попрание которых ни при каких условиях не станет нормой, не превратив при этом общество в стадо животных (убийство, любые формы насилия, воровство и пр.).

Девиация представляет собой отклонение от социальной нормы, обусловленное комплексом био-психо-социальных причин. Девиация социальна – только наличие общества с системой социальных норм может породить феномен отклонения. Девиация естественна, как естественна система социальных норм, причем девиация также не всегда и вовсе не обязательно носит отрицательный характер и, конечно, не следует отождествлять девиацию с преступлением. Без девиации остановился бы социальный процесс. Девиации присущ историзм, так как одно и тоже поведение по-разному оценивается в различные исторические эпохи. Основная социальная мотивация отклонения видится в том, что возникает ситуация, когда социальные потребности и социальные интересы группы или индивида, обусловленные характером и степенью социальной самоидентификации, не соответствует социальному статусу, из чего возникает потребность в социальной мобильности, но средства социальной мобильности вступают в противоречие с социально одобряемыми идеалами общества.

Причины девиации различные теории объясняют по-разному. Процесс формирования девиантного поведения непосредственно связан с процессом социализации личности, хотя подчас бывает сложно обнаружить факторы социализации, которые в последствии направляют процесс в другое русло. Зачастую эти факторы могу казаться малозначимыми и даже игнорироваться при анализе.

Наиболее подробно разработаны  различные аспекты социологического объяснения причин девиации в теориях  Э. Дюркгейма и Р. К. Мертона. Они обращают особое внимание на процесс «удачной» или «неудачной» социализации личности. Успешность или адекватность процесса  социализации, с этой точки зрения, обусловлена тем, что личность не только способна пассивно адаптироваться к системе социокультурных норм общества, но также проявляет в этом процессе творческую деятельную активность. Запреты культуры не воспринимаются личностью болезненно, творческая линия поведения выстраивается не в плане поиска обходных лазеек преодоления запретов, но в плане конструктивной деятельности, на них опирающейся. Запрет выступает формой социальной идентификации личности – чем больше запретов, принимаемых личностью, тем более личность вовлечена в социокультурную реальность. В этом смысле культурное поведение индивида есть ожидаемое, предсказуемое поведение.

Роберт Мертон предлагает для объяснения отклоняющегося поведения  теорию аналогии, в которой акцент сделан на иной причине – разрыве  между целями общества и социально  одобряемыми средствами их достижения. Причину зарождения аномии в обществе Мертон видит в том , что появляется значительное число индивидов, которые не могут следовать тем социальным нормам, которые они одобряют. Так, Мертон пришел к выводу, что в реальном американском обществе реализовать цель любого американца – стать богатым посредством социально одобряемых путей (традиционных методов – получения хорошего образования, профессиональной подготовки и рабочего места с высоким денежным содержанием) – для большинства населения невозможно. А поскольку законные способы достижения этой цели остаются недоступными, отдельные личности прибегают к незаконным способам, то есть к  девиантным формам поведения.

Мертоном была разработана  типология поведения личностей  в их отношении к целям и  средствам:

    1. конформист – принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, лояльный член общества;
    2. новатор – достигает социально одобряемые  цели неинституциональными средствами;
    3. ритуалист – принимает  институциональные средства, абсолютизируя их, но цели, к которым он стремится при помощи этих средств, игнорирует;
    4. изолированный тип – не принимает ни традиционных культурных целей, ни институциональных средств их достижения;
    5. мятежник – отступает от существующих и одобряющих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей, а также средств их достижения.

В типологии социальных отклонений выделяются и такие типы девиантного поведения, как культурные и психические отклонения, первичные  и вторичные отклонения, культурно  одобряемые отклонения, культурно осуждаемые отклонения.

 Структурный анализ девиации предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных компонентов: нормы, как критерия оценки девиантности либо конформности поведения; и внешнего объекта (человека, группы, организации), реагирующего на поведение. Эти факторы, рассмотренные с учетом конкретной социально-исторической и пространственно-временной ситуации, определяют специфику отдельных видов отклонений.

Так, по степени общности норм, от которых производится отклонение, можно выделить отклонение от групповых норм и от общеобязательных. Девиация может носить отрицательный характер (отклонения, ведущие к деструкции коллектива или самого индивида). К резко отрицательным формам девиации можно отнести преступления, наркоманию, алкоголизм, проституцию и пр. Также можно говорить о положительной девиации. Она возникает тогда, когда старая система социальных норм или конкретная социальная норма, будучи институциализированной (особенно правовая), в то же самое время не соответствует действительному положению дел в обществе, тормозит развитие социальных отношений. Другой вариант положительной девиации наблюдается у так называемых «гениальных» представителей общества. Действительно, будучи сверходаренным в одной узкой сфере, гений может достаточно слабо ориентироваться в системе социальных норм общества, в котором он живет.

Основной же встречающийся  тип девиации, так называемая нейтральная  девиация представляет собой незначительное отступление от норм, не имеющее  пагубных последствий, как для общества в целом, так и для индивида. По существу своему нейтральная девиация «нормальна». Ненормальным, то есть девиантным, как раз скорее следовало бы назвать абсолютно конформное поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если в обществе не происхдит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество – живая динамическая система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества ( социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдельной личности, изменением статуса этой личности, так и на макроуровне.

Существование в реальной жизни большого числа противоречащих друг другу норм и неопределенность социального контроля порождают трудности возможного выбора линии индивидуального поведения, что приводит к явлению названому Э.Дюркгеймом «аномия общества» (состояние отсутствия норм), при которой личность не имеет уверенности и надежности в выборе линии нормативного поведения.

Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается  нерезультативной: через какое-то время  отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим государство было не в силах. Снятие социальных и идеологических запретов в конце 80-х годов обогатило общественную жизнь творчеством и разнообразием.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ  ИСТОЧНИКОВ:

  1. Т.Л.Кончанин, С.Я. Подопригора, С.Н. Яременко; Социология, Ростов-на- Дону «ФЕНИКС», 2001 год.
  2. под общей редакцией В.П.Сальникова; Социология, Санкт-Петербург, 2000 год
  3. С.С. Фролов; Социология, Москва 1999 год
  4. А.И. Кравченко; Социология, учебник, Москва, 2003 год



Информация о работе Отклоняющееся (девиантное) поведение