Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:16, контрольная работа
Основным источником, в котором представлена теория бюрократии Вебера, служит фундаментальный труд немецкого социолога “Хозяйство и общество”. В исследованиях современных западных ученых нередко подчеркивается, что анализ бюрократии в политических статьях М. Вебера, как и концепция патримониальной бюрократии, является важным дополнением идеально-типической модели рациональной бюрократии.
Введение………………………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Теория рациональной бюрократии Макса Вебера……………………………4
Сущность рациональной бюрократии М.Вебера ………………………..4
Глава I I. Отношение к бюрократии в российском современном
обществе………………………………………………………………………………………………………….9
2.1 Отношение общества к бюрократии и власти в стране………………….9
Заключение…………………………………………………………………………………………………….13
Список использованных источников…………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теория рациональной бюрократии Макса Вебера……………………………4
Глава I I. Отношение к бюрократии в российском современном
обществе…………………………………………………………
2.1 Отношение общества к бюрократии и власти в стране………………….9
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………………
Введение.
Государственная бюрократия призвана осуществлять функцию посредника между государством и населением. Только сильная власть, принимающая разумные решения и способная обеспечить своевременное и полное их исполнение, в состоянии реализовать свое предназначение и выполнить свои обязанности перед обществом.
Бюрократия является пока единственной универсальной формой правления государства, поэтому актуальность изучения данной темы имеет большое значение, как для многих фундаментальных наук, так и для общества в целом.
Теория бюрократии Макса Вебера оказала огромное влияние на развитие социологии в ХХ веке. Она положила начало целому разделу социологической науки - социологии организаций. Многие ученые, изучавшие в 40-50-е годы нашего столетия, формальные организации, опирались именно на Веберовскую модель бюрократии, при проведении своих эмпирических исследований[1].
Основным источником,
в котором представлена теория
бюрократии Вебера, служит фундаментальный
труд немецкого социолога “
В последние годы отечественные социологи неоднократно подчеркивали значение веберовской модели бюрократии для характеристики системы управления в современном российском обществе. Но для того, чтобы понятия веберовской социологии могли использоваться для изучения современных политических структур, необходимо, прежде всего, уточнить содержание этих понятий[3].
Глава I. Теория рациональной бюрократии Макса Вебера.
«Политика есть мощное медленное бурение
Научное осмысление феномена бюрократии началось в XIX в. Первоначально, под бюрократией понималась власть чиновников, их засилье в государственном аппарате. О том свидетельствует этимология самого термина, восходящая к французскому «bureau», что означает «письменный стол». Таким образом, бюрократия подразумевалась как «власть стола»[12].
Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил, понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно.
Одним из наиболее значимых трудов немецкого социолога и философа Макса Вебера является учение о типах господства, из которого и вытекает его концепция рациональной бюрократии.
Рациональная бюрократия характеризуется Вебером в ходе анализа легального господства. Отличительной чертой этого типа господства служит наличие системы формальных правил, регулирующих деятельность управленческого персонала.
Эти формальные правила могут быть изменены в соответствии с принятыми процедурами. Если при традиционном господстве возможности создания новых законодательных норм ограничены священной традицией, то при легальном господстве не существует каких-либо ограничений для законотворчества, если соблюдены соответствующие процедуры.
«Решающим для нашей терминологии признаком является то, - пишет Вебер, - что подчинение теперь основано не на вере и преданности харизматической личности, пророку, герою или освященной традицией личности властителя, но на лишенном личного характера, объективном “служебном долге”, который, как и право на власть - “компетенция”, определен посредством рационально установленных норм (законов, предписаний, правил) таким образом, что легитимность господства выражается в легальности общих, целенаправленно продуманных, корректно сформулированных и обнародованных правилах»[3].
Согласно концепции
При легальном господстве
с бюрократическим
Легальное господство обладает рядом отличительных черт, среди которых Вебер особо выделяет следующие:
а) должностные обязанности исполняются на постоянной основе и регулируются правилами;
б) эти обязанности разделены между функционально различными сферами, в каждой из которых существуют необходимые властные полномочия и санкции;
в) должности образуют иерархию, в которой определены возможности контроля за исполнением приказаний и их обжалования;
г) правила, регулирующие деятельность организации, подразделяются на чисто технические инструкции и правовые нормы, но для исполнения тех и других необходим, специально подготовленный персонал;
д) ресурсы организации отделены от имущества ее членов как частных лиц;
е) должностное лицо не может присвоить свою должность;
ж) управление основывается на письменных документах, что делает канцелярию центром современной организации;
з) легальное господство
может принимать различные
При легальном господстве
с бюрократическим
1) они лично свободны
и подчинены власти только
в том, что касается их
2) они организованы в четко установленную иерархию должностей;
3) каждая должность обладает
строго определенной сферой
4) чиновник занимает должность
на основе добровольного
5) кандидаты отбираются
на основании их специальной
квалификации и при этом
6) вознаграждением служит
постоянное денежное жалование,
7) должность рассматривается
как единственный или по
8) существует система
служебного продвижения в
9) чиновник отделен от
владения средствами
10) он подчинен в своей
деятельности жесткой и
Таким образом, описывая идеальную бюрократическую организацию М.Вебера, выделим несколько ее типичных особенностей. Важнейшими из которых являются:
1. Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации.
2. Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящими, благодаря чему, осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации.
3. Четкие правила. Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей организации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.
4. Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей. Обезличенный подход к подбору персонала позволяет подобрать людей, обладающих стандартной подготовкой и компетентностью.
Множество правил, которые охватывают всю деятельность чиновников, с одной стороны, существенно ограничивают их инициативу и творчество, но, с другой стороны, защищают клиента от личного произвола сотрудников.
Глава II. Бюрократия в российском современном обществе.
3.1 Отношение общества к бюрократии и власти в стране.
Сегодня становится все более
очевидным то, что отечественная
бюрократия за последние 10-15 лет заметно
изменилась, усилила свое влияние
на жизнь страны, овладев всем многообразием
инструментов по защите и продвижению
своих интересов в новых
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том: как россияне оценивают нынешний кадровый состав органов государственной власти и управления, насколько он соответствует поставленным задачам, кто оказывает большее влияние на экономическую и политическую в стране, отношение общества к бюрократии в целом?
Характерно, что даже на ассоциативном уровне россияне достаточно определенно разделяют массовый слой госслужащих и бюрократию. Так же, как они дифференцируют государство и власть. Как видно из данных, приведенных в таблице 1, государство и государственные служащие вызывают у наших сограждан скорее позитивное чувство, тогда как власть и чиновничество – негативное. Любопытно, что у самих чиновников это понятие вызывает негативные ассоциации. Им больше по душе, судя по нижеприведенным данным, когда их называют государственными служащими[11].
Таблица 1
Каково Ваше отношение к приведенным ниже понятиям?
Госслужащие % |
Понятия |
Население % | ||
Скорее позитивное |
Скорее негативное |
Скорее позитивное |
Скорее негативное | |
94,9 |
5,1 |
Государство |
84,3 |
15,7 |
78,6 |
21,4 |
Власть |
49,5 |
50,5 |
47,5 |
52,5 |
Чиновничество |
11,2 |
88,8 |
87,5 |
12,5 |
Государственные служащие |
56,7 |
43,3 |
Такое, негативное отношение общества к чиновничеству сложилось исторически. По мнению Владимира Петухова, директора (ВЦИОМ) «Чиновников у нас не любят, прежде всего, потому, что считают, что они работают не на людей, а на себя, подозревают их в коррупции, в использовании служебного положения в собственных целях. Есть такое явление - люди у нас не различают, кто у нас крупный бизнесмен, а кто чиновник. Люди считают, что они одним миром мазаны. Поэтому, когда речь идет об увеличении количества чиновников, это воспринимается негативно по умолчанию» [11].
Президент страны сохраняет командные высоты в политике, с этим соглашаются примерно в равной степени представители всех социальных групп (таблица 2). Тогда, как на экономическую жизнь страны большее влияние оказывает бюрократия, так считают 45,4% опрошенного населения.
Информация о работе Отношение к бюрократии в российском современном обществе