Отношение молодежи к физической культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:34, контрольная работа

Описание работы

На сегодняшний день молодые люди редко думают о том, каким будет их здоровье через 20-30 лет. Но если они все-таки не хотят, чтобы в солидном возрасте появлялись симптомы инсульта, инфаркта и других болезней, необходимо задуматься. И не только о вреде курения и спиртного. Медики призывают не лениться и заниматься физкультурой, спортом. Не следует бить рекорды, не стоит перенапрягаться. Пусть это будут простые упражнения, но регулярные. Хотя бы зарядка по полчаса в день. Регулярная физическая активность снижает риск гипертонии, помогает в профилактике атеросклероза и проблем с суставами. Занятия физкультурой улучшают обмен веществ и кровообращение, развивают мышцы, укрепляют сердце, сосуды и легкие.

Файлы: 1 файл

КР Социология ФК.docx

— 37.65 Кб (Скачать файл)

   - психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);

   - культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).

   Ценностные ориентации молодежи рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами; образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие - познавательную, третьи -поведенческую активность.

 

 

 

 

 

 

3. Ценности физической культуры и спорта.

 

   Приобщение людей к фундаментальным культурным ценностям, к числу которых относится и физическая культура, становится главным средством достижения цели образовательной системы.

   Ценности физической культуры необходимо рассматривать как единство объективных и субъективных ценностей. Наиболее значимыми в формировании ценностных отношений личности к физической культуре являются:

1). Ценности  объективных форм физической  культуры:

- материальные  ценности (спортивные сооружения, инвентарь  для физкультурно-спортивной деятельности, предметы искусства);

- исторические  ценности (истории великих спортивных  побед, становление видов спорта, деятельность выдающихся людей  в области физической культуры);

- ценности - общественные отношения (к спорту, к здоровью, к персоналиям-носителям  физической культуры);

- информационные  ценности (публикации, трансляции в  СМИ).

2). Ценности  субъективных форм физической  культуры:

- физические  ценности (физическое развитие, состояние  организма в процессе физкультурно-спортивной  деятельности);

- духовно-нравственные  ценности (наличие высокого духовного  идеала; жизненная установка на  служение благородным целям: Отечеству, ближним; эстетическое отношение к миру; следование принципам гуманизма, справедливости, чести; стремление к саморазвитию; принятие объективных ценностей физической культуры);

- психические  ценности (знания о двигательной  активности, функционировании организма  человека, способах здоровьесбережения; межличностное общение; личное самоутверждение).

   Кроме того, к духовным ценностям физической культуры относятся накопленные практикой и наукой специальные физкультурные знания, отраженные в соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.

   В какой степени данные ценности будут освоены в процессе образования отдельным человеком, зависит от факторов и условий их освоения. Например, бассейн для человека, который не желает в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные к физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают.

    Ценностное отношение личности к физической культуре представляет собой сознательное восприятие личностью объекта «физическая культура», выражающееся в готовности и способности использовать его ценности в целях самовоспитания и саморазвития.

   Ценностное отношение личности к физической культуре необходимо рассматривать как интеграцию более частных отношений к различным объектам физической культуры, ситуациям, событиям в области физической культуры, то есть к объективным и субъективным формам физической культуры. Отношение личности к какой-либо конкретной ценности физической культуры будет складываться из следующих компонентов: аксиологического (насколько значима для личности данная ценность); интеллектуального (что знает личность об этой ценности); эмоционального (какие эмоции испытывает личность при освоении данной ценности); деятельностного (какие усилия прилагает личность для овладения данной ценностью).

   Высокие духовные ценности (самоценность человеческой личности, приоритет духовного над материальным, забота о ближнем, духовно и физически здоровая семья) и нравственные (чувство ответственности в решении личных и общественно значимых жизненных задач) ценности в области физической культуры являются той базисной основой становления представлений о здоровом образе жизни, которая создает человеку образцы ценностных отношений к физической культуре. Соответственно складываются относительно устойчивые образцы поведения при использовании средств физической культуры для собственного физического совершенствования. Наличие образа (образца) является важнейшим условием эффективности дальнейших воспитательных воздействий по формированию у человека ценностных отношений к физической культуре .

  Аксиологический компонент представляет собой совокупность относительно устойчивых ценностей физической культуры. Субъективное восприятие и присвоение ценностей человеком определяется богатством его личности, развитым общекультурным мышлением и сознанием, опытом деятельности в сфере физической культуры, наличием индивидуальной системы использования ее средств, соответствующих направленности личности, ее интересам, актуальному состоянию психофизических и функциональных возможностей и способностей.

   В процессе физического воспитания человек актуализирует лишь те ценности физической культуры, которые приобретают для него жизненный и профессионально необходимый смысл. На этой основе в его сознании формируется образ культурной личности будущего профессионала как совокупность целей, идей, установок, корригирующих индивидуальный опыт культурной практики и связанные с ними переживания, убеждения, связи и отношения. Ассимилируя и преобразуя общественно необходимые и социально-групповые ценности, человек строит собственную систему ценностей, элементы которой приобретают вид аксиологических функций.

   Ценности физической культуры могут быть дифференцированы по следующим основаниям.

   Ценности-цели - раскрывают значение и смысл индивидуальных целей включения в систематическую физкультурно-спортивную деятельность и достижения посредством ее культурной стратегии и тактики жизнедеятельности, успешности реализации профессиональных планов и намерений психического и физического благополучия, сохранения и укрепления здоровья и др.

   Ценности-знания - определяют упорядоченную систему теоретико-методологических, научно-практических (философских, социологических, психолого-педагогических, медико-биологических) и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов

сопряженного  функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для  личностного и профессионального  самосовершенствования при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

   Ценности-средства  - создают основу для достижения ценностей-целей: овладение закономерностями, принципами, средствами, формами, методами, приемами и условиями их использования в физкультурно-спортивной деятельности для развития творческой индивидуальности в самоизменении, самообучении, самовоспитании, в достижении необходимого психоэмоционального состояния, культуры межличностного общения, в оценке и контроле за эффективностью их использования и др.

   Ценности-отношения  - характеризуют человека как активного субъекта физической культуры с определенным мотивационно-личностным отношением к самому себе, профессиональной деятельности, к природной и социальной среде, в которых осуществляется его физкультурно-спортивная деятельность, к ее участникам.

  Ценности-качества - раскрывают значение и смысл приобретения, развития, воспитания и коррекции многообразия взаимосвязанных качеств и свойств личности (индивидуальных, психофизических, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных), обеспечивающих ей полноценное самовыражение и самореализацию в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах при выполнении физкультурно-спортивной деятельности, профессиональной и жизнедеятельности в целом.

   Выделенные группы ценностей образуют систему как содержательную основу физической культуры личности человека. Очевидна связь между группами ценностей: ценности-цели определяют характер ценностей-знаний и ценностей-средств; ценности-отношения определяются характером ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д. Система ценностей служит основой и критерием принятия или непринятия личностью новых или ранее выработанных ценностей. Чем богаче мир ценностей человека, тем эффективнее и целенаправленнее идут отбор и приращение новых ценностей, их переход в мотивы поведения и деятельности.

   Ценности физической культуры в образовательном процессе необходимо рассматривать как совокупность ценностей объективных форм и субъективных форм физической культуры. Ценностное отношение личности к физической культуре является интеграцией более частных отношений: отношений личности к различным формам и средствам физической культуры и включает аксиологический, интеллектуальный, эмоциональный и деятельностный компоненты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   Физическая культура превращается в активный фактор, если она приобретает для молодежи личную ценность. Для того, чтобы привлечь молодежь к физической культуре, необходим высокий уровень педагогического мастерства, профессиональная культура и широкая эрудиция преподавателя обеспечивает высокую эффективность педагогических воздействий, которые расширяют эмоциональный опыт учащейся молодежи, развивают физические и психические качества, формируют у учащихся эмоциональную отзывчивость, ценностные ориентации физического воспитания.

   Физкультурные знания являются средством педагогического воздействия на мотивационно-потребностную сферу учащейся молодежи. Знания составляют основу убеждения, а образовательная направленность является конкретным способом воздействия у учащихся потребностей в занятиях физическими упражнениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Практическая часть.

   Молодежь – школьники 10 класса Коммунарской средней общеобразовательной школы № 1.

   В классе проходили социологический опрос 23 человека. Так как это общеобразовательная школа, то интересы молодых ребят отличаются друг от друга. Но это им не мешает быть дружными и сплочённым коллективом. Хотя ответы на социологический опрос: «Отношение молодежи к физической культуре и спорту.» немного расходились, больше половины класса  имеют спортивные достижения.

    По результатам опроса видно, что большинство ребята занимаются физической культурой и спортом не только на уроках, но и в различных секциях и спортивных школах.

   На вопрос что мешает заниматься спортом больше, половина ссылается на нехватку времени. Так как это уже 10 класс многие ходят к репетиторам и ездят на курсы, хотя 22%  просто ответили, что им лень.

39% считают,  что только они сами могут  изменить свое отношение к  спорту, а  для  30% пример друзей  будет лучшей мотивацией.

    На сегодняшний день большинство ребят из 10 класса предпочитают такие виды спорта как: футбол, баскетбол и волейбол.

    И большинство считают, что регулярные занятия физическими упражнениями являются здоровым образом жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Социологический  опрос: «Отношение молодежи к физической культуре и спорту.»

1. Делаете ли вы утреннюю зарядку?

           А) никогда               -  8 %;

           Б) по настроению  - 52%;

           В) каждый день     - 39%.

    2. Как часто вы занимаетесь физической культурой и спортом?

            А) посещаю только урок физической культуры – 4%;

            Б) занимаюсь 2-3 раза в неделю                            - 61%;

            В) каждый день                                                          - 35%.

       3. Есть ли у вас спортивные  достижения?

              А) Да     - 74%;

              Б) Нет    - 26%.

         4. Что мешает вам заниматься  спортом (больше)?

              А) Состояние здоровья – 30%;

             Б)  Лень                             - 22%;

              В) Нехватка времени    - 48%.

         5. Следите ли вы за спортивными  новостями?

             А) Да                                     - 69%;

             Б) Нет                                    - 22%;

            В ) Мне это не интересно  - 9%.

           6. Откуда вы получаете информацию  о спортивных новостях?

               А) телевидение       - 66%;

               Б) радио                     - 8%;

               В)  интернет              - 26%;

               Г) печатные издания – 0%.

             7. Что может изменить ваше отношение  к спорту?

              А) ничего, только сам                             - 39%;

            Б) пример друзей                                    - 31%;

              В) реклама здорового образа  жизни  - 30%.

            8. Что необходимо сделать для  повышения количества желающих  заниматься спортом?

               А) Общедоступность                                                              - 47%;

               Б) проведение пропаганды здорового образа жизни  - 47%;

               В) об этом должно думать государство                             - 6%.

Информация о работе Отношение молодежи к физической культуре