Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:34, контрольная работа
На сегодняшний день молодые люди редко думают о том, каким будет их здоровье через 20-30 лет. Но если они все-таки не хотят, чтобы в солидном возрасте появлялись симптомы инсульта, инфаркта и других болезней, необходимо задуматься. И не только о вреде курения и спиртного. Медики призывают не лениться и заниматься физкультурой, спортом. Не следует бить рекорды, не стоит перенапрягаться. Пусть это будут простые упражнения, но регулярные. Хотя бы зарядка по полчаса в день. Регулярная физическая активность снижает риск гипертонии, помогает в профилактике атеросклероза и проблем с суставами. Занятия физкультурой улучшают обмен веществ и кровообращение, развивают мышцы, укрепляют сердце, сосуды и легкие.
- психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);
- культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).
Ценностные ориентации молодежи рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами; образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие - познавательную, третьи -поведенческую активность.
3. Ценности физической культуры и спорта.
Приобщение людей к фундаментальным культурным ценностям, к числу которых относится и физическая культура, становится главным средством достижения цели образовательной системы.
Ценности физической культуры необходимо рассматривать как единство объективных и субъективных ценностей. Наиболее значимыми в формировании ценностных отношений личности к физической культуре являются:
1). Ценности объективных форм физической культуры:
- материальные
ценности (спортивные сооружения, инвентарь
для физкультурно-спортивной
- исторические
ценности (истории великих спортивных
побед, становление видов
- ценности -
общественные отношения (к
- информационные ценности (публикации, трансляции в СМИ).
2). Ценности субъективных форм физической культуры:
- физические
ценности (физическое развитие, состояние
организма в процессе
- духовно-нравственные ценности (наличие высокого духовного идеала; жизненная установка на служение благородным целям: Отечеству, ближним; эстетическое отношение к миру; следование принципам гуманизма, справедливости, чести; стремление к саморазвитию; принятие объективных ценностей физической культуры);
- психические ценности (знания о двигательной активности, функционировании организма человека, способах здоровьесбережения; межличностное общение; личное самоутверждение).
Кроме того, к духовным ценностям физической культуры относятся накопленные практикой и наукой специальные физкультурные знания, отраженные в соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.
В какой степени данные ценности будут освоены в процессе образования отдельным человеком, зависит от факторов и условий их освоения. Например, бассейн для человека, который не желает в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные к физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают.
Ценностное отношение личности к физической культуре представляет собой сознательное восприятие личностью объекта «физическая культура», выражающееся в готовности и способности использовать его ценности в целях самовоспитания и саморазвития.
Ценностное отношение личности к физической культуре необходимо рассматривать как интеграцию более частных отношений к различным объектам физической культуры, ситуациям, событиям в области физической культуры, то есть к объективным и субъективным формам физической культуры. Отношение личности к какой-либо конкретной ценности физической культуры будет складываться из следующих компонентов: аксиологического (насколько значима для личности данная ценность); интеллектуального (что знает личность об этой ценности); эмоционального (какие эмоции испытывает личность при освоении данной ценности); деятельностного (какие усилия прилагает личность для овладения данной ценностью).
Высокие духовные ценности (самоценность человеческой личности, приоритет духовного над материальным, забота о ближнем, духовно и физически здоровая семья) и нравственные (чувство ответственности в решении личных и общественно значимых жизненных задач) ценности в области физической культуры являются той базисной основой становления представлений о здоровом образе жизни, которая создает человеку образцы ценностных отношений к физической культуре. Соответственно складываются относительно устойчивые образцы поведения при использовании средств физической культуры для собственного физического совершенствования. Наличие образа (образца) является важнейшим условием эффективности дальнейших воспитательных воздействий по формированию у человека ценностных отношений к физической культуре .
Аксиологический компонент представляет собой совокупность относительно устойчивых ценностей физической культуры. Субъективное восприятие и присвоение ценностей человеком определяется богатством его личности, развитым общекультурным мышлением и сознанием, опытом деятельности в сфере физической культуры, наличием индивидуальной системы использования ее средств, соответствующих направленности личности, ее интересам, актуальному состоянию психофизических и функциональных возможностей и способностей.
В процессе физического воспитания человек актуализирует лишь те ценности физической культуры, которые приобретают для него жизненный и профессионально необходимый смысл. На этой основе в его сознании формируется образ культурной личности будущего профессионала как совокупность целей, идей, установок, корригирующих индивидуальный опыт культурной практики и связанные с ними переживания, убеждения, связи и отношения. Ассимилируя и преобразуя общественно необходимые и социально-групповые ценности, человек строит собственную систему ценностей, элементы которой приобретают вид аксиологических функций.
Ценности физической культуры могут быть дифференцированы по следующим основаниям.
Ценности-цели - раскрывают значение и смысл индивидуальных целей включения в систематическую физкультурно-спортивную деятельность и достижения посредством ее культурной стратегии и тактики жизнедеятельности, успешности реализации профессиональных планов и намерений психического и физического благополучия, сохранения и укрепления здоровья и др.
Ценности-знания - определяют упорядоченную систему теоретико-методологических, научно-практических (философских, социологических, психолого-педагогических, медико-биологических) и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов
сопряженного
функционирования физической культуры
общества и личности, умения их адаптивного,
творческого использования для
личностного и
Ценности-средства - создают основу для достижения ценностей-целей: овладение закономерностями, принципами, средствами, формами, методами, приемами и условиями их использования в физкультурно-спортивной деятельности для развития творческой индивидуальности в самоизменении, самообучении, самовоспитании, в достижении необходимого психоэмоционального состояния, культуры межличностного общения, в оценке и контроле за эффективностью их использования и др.
Ценности-отношения - характеризуют человека как активного субъекта физической культуры с определенным мотивационно-личностным отношением к самому себе, профессиональной деятельности, к природной и социальной среде, в которых осуществляется его физкультурно-спортивная деятельность, к ее участникам.
Ценности-качества
- раскрывают значение и смысл приобретения,
развития, воспитания и коррекции многообразия
взаимосвязанных качеств и свойств личности
(индивидуальных, психофизических, коммуникативных,
статусно-позиционных, деятельностно-
Выделенные группы ценностей образуют систему как содержательную основу физической культуры личности человека. Очевидна связь между группами ценностей: ценности-цели определяют характер ценностей-знаний и ценностей-средств; ценности-отношения определяются характером ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д. Система ценностей служит основой и критерием принятия или непринятия личностью новых или ранее выработанных ценностей. Чем богаче мир ценностей человека, тем эффективнее и целенаправленнее идут отбор и приращение новых ценностей, их переход в мотивы поведения и деятельности.
Ценности физической культуры в образовательном процессе необходимо рассматривать как совокупность ценностей объективных форм и субъективных форм физической культуры. Ценностное отношение личности к физической культуре является интеграцией более частных отношений: отношений личности к различным формам и средствам физической культуры и включает аксиологический, интеллектуальный, эмоциональный и деятельностный компоненты.
Заключение.
Физическая культура превращается в активный фактор, если она приобретает для молодежи личную ценность. Для того, чтобы привлечь молодежь к физической культуре, необходим высокий уровень педагогического мастерства, профессиональная культура и широкая эрудиция преподавателя обеспечивает высокую эффективность педагогических воздействий, которые расширяют эмоциональный опыт учащейся молодежи, развивают физические и психические качества, формируют у учащихся эмоциональную отзывчивость, ценностные ориентации физического воспитания.
Физкультурные знания являются средством педагогического воздействия на мотивационно-потребностную сферу учащейся молодежи. Знания составляют основу убеждения, а образовательная направленность является конкретным способом воздействия у учащихся потребностей в занятиях физическими упражнениями.
II. Практическая часть.
Молодежь – школьники 10 класса Коммунарской средней общеобразовательной школы № 1.
В классе проходили социологический опрос 23 человека. Так как это общеобразовательная школа, то интересы молодых ребят отличаются друг от друга. Но это им не мешает быть дружными и сплочённым коллективом. Хотя ответы на социологический опрос: «Отношение молодежи к физической культуре и спорту.» немного расходились, больше половины класса имеют спортивные достижения.
По результатам опроса видно, что большинство ребята занимаются физической культурой и спортом не только на уроках, но и в различных секциях и спортивных школах.
На вопрос что мешает заниматься спортом больше, половина ссылается на нехватку времени. Так как это уже 10 класс многие ходят к репетиторам и ездят на курсы, хотя 22% просто ответили, что им лень.
39% считают, что только они сами могут изменить свое отношение к спорту, а для 30% пример друзей будет лучшей мотивацией.
На сегодняшний день большинство ребят из 10 класса предпочитают такие виды спорта как: футбол, баскетбол и волейбол.
И большинство считают, что регулярные занятия физическими упражнениями являются здоровым образом жизни.
Социологический опрос: «Отношение молодежи к физической культуре и спорту.»
1. Делаете ли вы утреннюю зарядку?
А) никогда - 8 %;
Б) по настроению - 52%;
В) каждый день - 39%.
2. Как часто вы занимаетесь физической культурой и спортом?
А) посещаю только урок физической культуры – 4%;
Б) занимаюсь 2-3 раза в неделю
В) каждый день
3. Есть ли у вас спортивные достижения?
А) Да - 74%;
Б) Нет - 26%.
4. Что мешает вам заниматься спортом (больше)?
А) Состояние здоровья – 30%;
Б) Лень
В) Нехватка времени - 48%.
5. Следите ли вы за спортивными новостями?
А) Да
Б) Нет
В ) Мне это не интересно - 9%.
6. Откуда вы получаете
А) телевидение - 66%;
Б) радио - 8%;
В) интернет - 26%;
Г) печатные издания – 0%.
7. Что может изменить ваше
А) ничего, только сам
Б) пример друзей
В) реклама здорового образа жизни - 30%.
8. Что необходимо сделать для повышения количества желающих заниматься спортом?
А) Общедоступность
Б) проведение пропаганды здорового образа жизни - 47%;
В) об этом должно думать государство
Информация о работе Отношение молодежи к физической культуре