Отношение студентов к проблеме суицида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в том, что каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Тело как «большой разум» приходится обманывать в его стремлении во что бы то ни стало жить и безжалостно расправляться с ним через обретение абсолютной свободы в смерти. Этот страшный путь сознательного суицида очевиден и безжалостен, он имеет множество реальных и литературных сюжетов своего воплощения (от самоубийц произведений Достоевского до судеб Есенина, Маяковского, Марины Цветаевой и Фадеева).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
Глава I. Суицид как социальная проблема……………………………………...5
1.1 Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида........5
1.2 Проблемы и причины суицидального поведения современной молодежи…………………………………………...........................………...12
Глава 2. Эмпирическое исследование отношения студентов к проблеме суицида……………………………………………..………………………...19
2.1 Программа эмпирического исследования………………………………….19
2.2 Результаты исследования их анализ………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая социология.doc

— 534.00 Кб (Скачать файл)

Это, что касается Франции. В России наблюдается такая же тенденция. Наибольшее число суицидов совершается в возрасте 40—59 лет, на втором месте возрастная категория 25—39 лет, затем идет возрастная категория 20—24 года.

Одна из основных проблем суицидального поведения заключается в опасности повторения: около 40% молодых людей, пытающихся расстаться с жизнью, уже имели по меньшей мере одну попытку; чем моложе субъект, тем больше опасность рецидива в течение года после суицидальной попытки (этот срок не превышает года в 64% случаев); чем больше попыток, тем больше физический риск, так как каждая попытка может повлечь за собой нарушение здоровья (риск остаточных явлений, более длительная госпитализация); наконец, по некоторым данным, 1—2% людей, пытавшихся покончить с собой, умирают в результате суицида через 12 месяцев после их попытки независимо от предыдущего способа покончить с собой.

В большинстве стран неуклонно возрастает количество самоубийств среди людей старшего возраста. Кроме того, статистические данные свидетельствуют о том, что эта скрытая эпидемия носит глобальный характер.

Таким образом, проблема суицида является серьезной и актуальной в наше время. Еще Дюркгейм [7] отмечал, что процент самоубийств является следствием действующих на общество факторов.

1.2 Проблемы и причины  суицидального поведения современной молодежи

Вопрос мотива побуждающего к действиям суицидентов  является не только одним из первичных, важных для ученых, исследователей, но есть и наиболее сложным, трудноразрешимым, скрытым, таинственным. Особое значение здесь приобретает факт подготовки и совершения акта самоубийства человеком  втайне от окружающих. Как справедливо отметил А. Камю: «Самоубийство подготавливается в безмолвии сердца, подобно Великому Деянию алхимиков» [9, 223]. 

Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» [18] - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы - если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек - странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу это не свойственно .Все чаще из жизни уходят подростки, а то и совсем маленькие дети. Какую же боль надо носить в душе, чтобы убить себя в таком цветущем возрасте?

Почему? Что заставляет молодых, физически здоровых и с виду благополучных людей резать вены, глотать смертельные дозы таблеток, вешаться и прыгать с крыш высотных домов?

Существует ряд причин, которые встречаются у подростков-суицидентов наиболее часто. Каждый случай суицида - индивидуален, и равнять их по одной линейке никак нельзя, но некоторые общие тенденции, присущие именно подростковым и детским суицидам, все же существуют. И, надо сказать, они в значительной мере отличаются от причин, по которым добровольно уходят из жизни взрослые люди.

Любовь

Всем известна история Ромео и Джульетты. Он любил ее, она - его, но любви препятствовали враждующие родители, и влюбленные, не выдержав разлуки, убили себя. Сколько таких Ромео и Джульетт в нашей стране? Романтически настроенные юноши и девушки, испытавшие первое разочарование в любви, имеют высокую склонность к суициду. Причем, чаще всего они театрально обставляют свое самоубийство, долго его планируют, продумывают предсмертные записки, и особенно заботятся о том, чтобы после смерти их тела выглядели красиво.

Наиболее частые способы «любовного» самоубийства - самоотравление (медикаментами или ядом) и перерезание вен.

Зачастую подобные самоубийства (а также парасуицид – не смертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий. Парасуицид объединяет весь класс не смертельных суицидальных действий с низкой суицидальной вероятностью. во всех его проявлениях) являются способом шантажа и манипуляции объектом любви, попыткой вызвать у него угрызения совести. Поэтому в предсмертных записках (которые чаще всего являются одновременно стихами собственного сочинения), суициденты обвиняют во всем своих возлюбленных, и сопровождают это фразами типа «Вот я умру, и ты поймешь…».

Как считает японский суицидолог Ямамото Тэй, число самоубийств, совершаемых именно из-за неразделенной любви, в возрасте до 16 лет составляет 42,2% у девушек и 36,6% у юношей. К 25 годам удельный вес этой причины резко сокращается.

К самоубийствам на почве любви можно также отнести суициды, совершаемые из-за смерти любимого человека. Подростки, отличающиеся высоким уровнем эмоциональности и возбудимости, особенно тяжело переживают смерть близких. Они нередко замыкаются в себе, становятся нелюдимы и в результате могут выбрать добровольное расставание с жизнью.

Родители

Невнимание со стороны родителей или же конфликты с ними чаще всего являются причиной именно детских суицидов, и реже - подростковых, так как ценность родительского внимания с возрастом утрачивается, и 16-17-летние подростки легче переносят отрыв от родителей, чем дети младшего возраста.

Самоубийства такого рода часто являются случайными, например, когда ребенок хочет только напугать маму, чтобы она обращала на него больше внимания, но в результате, не рассчитав вреда, наносимого себе, погибает.

Нередко такие случаи происходят в семьях, где уже есть один ребенок, и рождается новый малыш, которому, естественно, родители уделяют больше внимания. А старшего ребенка как бы лишают детства, заставляя его ухаживать за младшим братом или сестрой.

Известны случаи, когда на этой почве убивали себя даже пятилетние дети.

Поэтому в данном случае психологическую работу следует вести не с детьми, поступки которых являются в какой-то мере зеркалом, отражающим поведение их отцов и матерей, а с самими родителями. [5, 15 ]

Учеба

Учебный процесс и сложности, связанные с ним - достаточно распространенная причина самоубийства. Особенно часто встречается она у студентов, обучающихся точным наукам и осваивающих технические специальности (особенно часто - студенты физико-математических институтов, будущие программисты, генетики, химики и т.д.)

Вероятно, это происходит потому, что подобные специальности нередко выбирают для себя люди замкнутые, неадаптивные, необщительные, в общем, как говорят в студенческой среде, «ботаники».

Такие подростки, как правило, имеют высокий и очень высокий коэффициент интеллекта, и это делает их в некоторой степени изгоями среди сверстников.

Многие из них обретают себя в интернете, и получают свою «порцию» любви, ненависти, дружбы и героизма в чатах и сетевых играх. Те же, у кого такие «компенсаторные механизмы» и умение ослаблять фрустрацию, неразвиты, нередко пытаются убить себя.

Мода и подражание

Возможно, это покажется диким и странным, но в последнее время самоубийство, особенно групповое, у молодых людей вошло в моду. Особенно ярко эта тенденция просматривается в Японии, где самоубийство в течение долгого времени считалось мужественным поступком и возводилось в ранг искусства. Молодые японцы встречаются на интернет-сайтах, посвященных суициду, и договариваются между собой о том, как, когда и где им добровольно перейти границу между жизнью и смертью. Подобные случаи фиксировались и в нескольких европейских странах (Германия, Швеция, Голландия).

Вообще стоит сказать, что массовая культура современности всячески способствует этой «смертельной моде». Создается бесчисленное множество кинофильмов и книг на эту тему, рок-звезды, вроде застрелившегося лидера группы «Нирвана» Курта Кобейна, личность которого возведена в ранг культа молодыми декадентами, также являются отличным примером для подражания. Те, кто убивает себя, по какой-то неизвестной причине, в нашем обществе приобретают ранг непризнанных гениев, и вызывают у подростков желание следовать их примеру.

Одиночество

Чувство одиночества - весьма частая причина суицидальных попыток и завершенных суицидов у подростков. Одиночество коренится глубоко в психике неуверенных в себе, замкнутых и ранимых молодых людей. Порой они даже переживают своеобразный феномен - «одиночество в толпе», когда их окружают толпы людей, и вроде все знакомы, и никто не желает зла, но… Они безгранично одиноки. Точнее, чувствуют себя таковыми. За этим чувством тянется и постоянная мысль о том, что никто не способен понять подростка, и что с ним вообще что-то «не так».

Еще одна особенность, способная усугубить эту причину, кроется в структуре детских и молодежных компаний. Дети и подростки, объединяясь в группы по какому-либо признаку (даже если просто живут в одном дворе), становятся весьма жестокими. Поэтому частенько подростки, и без того забитые, становятся изгоями и объектами для насмешек, что, конечно, тоже играет немалую роль в решении ребенка или подростка добровольно уйти из жизни.

Что интересно, именно такие «изгои» чаще всего самостоятельно обращаются в центры психологической помощи, и пытаются найти поддержку и понимание там.

Психические заболевания и расстройства личности

До недавнего времени считалось, что суицидальное поведение абсолютно всегда является следствием психических расстройств. Безусловно, едва ли можно считать это утверждение правильным, хотя рациональное зерно все же есть. Отклонения в психике человека могут вызвать суицидальное поведение, но это далеко не главная причина.

Чтобы лучше понять, какие именно расстройства могут толкнуть человека на суицид, обратимся к опыту психиатров.

В учебнике «Психиатрия» М.Т. Хэзлема [19] о суициде сказано следующее: «…При психотических заболеваниях, как правило, суицид бывает истинным, особенно на фоне депрессии. Парасуицид чаще имеет место при депрессивных реакциях, отмечающихся при неврозах. При аффективных психозах смерть от суицида является реальной опасностью. При таких заболеваниях примерно 20% больных делает попытку убить себя, причем примерно в 10% случаев попытки приводят к смерти. Успешными попытки суицида чаще бывают у мужчин, чем у женщин, а при парасуициде, представляющем собой нечто вроде обходного пути, соотношение обратное…Опасность суицида является одной из основных причин принудительного направления в клинику больных аффективными психозами или иными тяжелыми психическими расстройствами…» [3, 173]

Вывод: Обобщая вышесказанное, можно сказать, что загадка смерти всегда будет волновать человечество. Наверное, и в самом гуманном обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной черте. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может помочь любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предназначение человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование отношения студентов к проблеме суицида.

2.1 Программа эмпирического  исследования

Цель:  Рассмотреть проблему суицида.

Задачи данного исследования:

 1) Выявить отношение студентов к проблеме суицида.

 2) Проанализировать полученные данные.

Гипотеза исследования- большинству студентов не безразлична проблема суицида и люди, прибегающие к попыткам суицида.

2.2 Результаты  исследования их анализ

Ниже расположены полученные результаты исследования, в виде диаграмм.

Актуальность исследования: Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Этот страшный путь сознательного суицида очевиден и безжалостен. Всякий пишущий о самоубийстве осознает свою личную причастность к борьбе двух «Я»,  выражающейся в столкновении реальности с идеалом, бессмысленности объекта со смысловой структурой субъекта, волевой безудержности с ограничительной силой поступка. Уже с 60-х годов XX века суицид становился все более и более ощутимой проблемой в разных странах мира. Наиболее опасный для суицида возраст - около 30лет - стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель "помолодевшего суицида": самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей.

Методы исследования: Анкетирование

Контингент: В исследование приняли участие студенты 1 курса ВГПУ психолого-педагогического факультета, общее количество - 15 человек из них 1 юноша, 14 девушек.

Ваш пол:

В опросе приняло участие 14 девушек и 1 парень.

1 вопрос: Как вы считаете, нужно ли обсуждать проблему суицида со школьниками?

 

Вывод: Большинство респондентов, а именно 87 % посчитали нужным обсуждать проблему суицида со школьниками. Но так же были и те, кто посчитал ненужным обсуждать эту проблему, ссылаясь на то, что это может спровоцировать или подтолкнуть человека к суициду.

2 вопрос: Если да, то кто должен проводить беседу по этой проблеме? 
 

Вывод: 34% студентов ответили, что беседу по этой проблеме должны проводить родители, 33 % ответили, что беседу по этой проблеме должен проводить психолог, 22% посчитали, что преподаватель и 11% Врач суицидолог.

4 вопрос: Каковы возможные методы профилактики суицида?

Вывод: 50% респондентов ответили, что методом профилактики суицида может  послужить беседа, так как человек может понять и помочь. 36% ответили, что тренинг является одним из эффективных методов. 7% посчитали актуально посмотреть кинофильм и 7% дали свой ответ.

Информация о работе Отношение студентов к проблеме суицида