Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:06, контрольная работа
Социология – наука о закономерностях становления, развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностями и личностью. Социология изучает социальное, т.е. основания целостного развития общества, социальные организации, социальные взаимодействия, социальные отношения как особую область бытия человека и общества как целого. Как самостоятельная наука социология возникла в XIX в. Впервые этот термин употребил Огюст Конт.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Социология как наука…………………………………………………….…...5
2. Структура социологии………………………….……………..........................7
2.1. Микросоциология и макросоциология…………..………………......10
2.2. Теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и
прикладная социология……………………………………………..…12
3. Функции социологии……………………………………………………...…15
Заключение…………………………………………………………………………17
Список используемых источников……………………………………………….19
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ФИНАНСОВО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра прикладной психологии
По дисциплине: «Социология»
Тема: «Отраслевая структура социологии»
Студентка группы ГЗ-1
Грень Анфиса Владимировна
Кандидат социологических
наук
Королёв
2014г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
прикладная социология………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников……………………………………………….
Введение
Социология – наука о закономерностях становления, развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностями и личностью.
Социология изучает социальное, т.е. основания целостного развития общества, социальные организации, социальные взаимодействия, социальные отношения как особую область бытия человека и общества как целого. Как самостоятельная наука социология возникла в XIX в. Впервые этот термин употребил Огюст Конт. На философию того времени большое влияние оказали успехи естественных наук, и поэтому Конт рассматривал проблемы общества и социального поведения по аналогии с физикой, стремясь использовать полученные знания об обществе прежде всего для решения конкретных проблем человеческих отношений. В настоящее время социология заняла одно из центральных мест в системе общественных наук.
Социальная сфера выступает в качестве важнейшего объекта социологических исследований. Ее исследование включает все проблемы, связанные с деятельностью человека (его положение в обществе, трудовом коллективе, семье), с потребностями и ценностными ориентирами и степенью их реализации, с отношением к самому себе, а также к различным явлениям и процессам, происходящем в обществе.
Соответственно объектом науки социология является общество, обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.
Предметом внимания социологии могут быть отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные ориентации, а также семьи как ячейки общества и так называемые малые группы с их устойчивыми и неустойчивыми социально-психологическими связями, в том числе группы по интересам, соседей, друзей и т.д. Как видим, круг объектов социологии как науки весьма широк и разнообразен, что в немалой степени определяет структуру социологического знания.
Структура социологического знания — не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.
Целью данной работы заключается в анализе социологии в целом как науки, рассмотрение отраслевой структуры социологии, каждой в отдельности, а также какие существуют функции в социологии.
Актуальность темы объясняется
тем, что структура этой многосложной
науки во многом определяет концепцию
и структуру социологического образования.
Социология представляет собой достаточно
дифференцированную систему знания.
Каждая ее структурная часть обусловлена
потребностями познавательной и
продуктивной деятельности и в свою
очередь характеризует
Структура любой науки
всегда обусловлена теми задачами,
которые она ставит и теми функциями,
которые она выполняет в
Социология относится к сравнительно молодым наукам. У нее есть конкретный родоначальник - французский ученый Огюст Конт. В 30-е гг. 19 в. естественные науки (физика, химия, зоология) находились в состоянии бурного развития, делались крупные открытия. Конт первым поставил перед научной общественностью важную проблему. Познавая живой и неживой мир с помощью научных методов, исследователи накопили множество всесторонних фактов об эволюции живого мира, о металлах, газах, и массе других природных явлений, но до сих пор не было науки, которая бы бесспорно научными методами изучала само человеческое общество. Конт предложил создать такую науку (первоначально назвал ее социальной физикой), которая подобно физике должна изучать общество, накапливая факты, убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название – социология (социо – общество, логос – слово, знание, наука).
Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество - наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, и в целом управлять обществом.
Предметом социологии Конт считал общество, общественную жизнь, связи между группами людей, различными учреждениями, созданными людьми для управления, для наилучшего распределения. Социология времен Конта превратилась в ведущую науку об обществе. Родственными дисциплинами являются история, философия, демография, этнология, - все они изучают общество с позиций его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс: философия раскрывает общие законы устройства, развития и функционирования общества; история дает конкретную картину реализации этих законов в их движении от прошлого к настоящему; демография и этнология изучает конкретные народы и культуры в их историческом развитии и конкретизирует эти общие законы в структуре общества. Многие разделы теоретической социологии сопоставимы с философскими реконструкциями. При анализе таких понятий социологии, как, например: общество, культура, цивилизация, класс и т.д., очень трудно провести границу между философскими и социологическими ракурсами[4, c.5].
В организационной структуре социологии как науки существуют три независимых уровня:
- уровень фундаментальных исследований, задачей которого является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы;
- уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных проблем на основе существующих фундаментальных знаний, имеющих практическую ценность;
- социальная инженерия – уровень практического внедрения научных знаний.
Социология, развиваясь, усложнялась. Возникло разделение на: теоретическую и эмпирическую. Кроме того, возникло понятие конкретной, прикладной социологии. Конкретная социологическая дисциплина изучает не общество как таковое, а его часть, например, социология семьи - семью, социология культуры – культуру. Во всех этих исследованиях социология выступает как научная система, т.к. основной целью является получение научного знания об обществе в целом или об отдельных его фрагментах. Прикладная социология исследует не общие социологические проблемы, а специфические. Например, в прикладных исследованиях не строится общая социологическая теория семьи, а могут исследоваться специфические проблемы молодой семьи. Кроме того, выделяется практическая социология, которая уже выходит за рамки социологии как науки и приобретает сугубо практический характер. Например, сбор оперативной информации по тем или иным вопросам текущей жизни (политики, экономики, культуры и т.д.). Таким образом, социология представляет собой сложную систему знания, каждый элемент которой конкретизирует общее представление о предмете науки, методах исследования и способах его оформления [3, c. 11].
Логика развития мировой
социологической мысли
Исторически первой социология сформировалась как социальная философия. Второй этап связан с развитием ее как социальной инженерии, третий — как научно-практической деятельности. Отсюда в дальнейшем сложилось представление о специфической трехуровневой структуре социологии: высший уровень — общая социология (теоретическая социология, макросоциология); средний уровень — отраслевые направления (частные социологические теории, теории среднего уровня); низший уровень — эмпирическая, прикладная социология (микросоциология, конкретные социологические исследования).
Названные структурные компоненты
современной социологии образуют органическое
единство, обусловливают друг друга,
причем в такой степени, что любое
отраслевое направление, например, немыслимо
без наличия в нем глубоких
теоретических предпосылок, а также
эмпирического базиса исследования,
равно как фундаментальные
Составной и неотъемлемой
частью современной социологии является
ее история. Социология как социальная
философия в структуре
Социология же всем ходом
своего исторического развития, совокупностью
и качеством тех социальных проектов,
которые она выработала, доказала,
что она имеет иной, отличный от
естествознания статус. Формы социологического
познания, в которых отражается реальность,
помимо логических законов и категорий
включают в себя различные формы
репродуктивного воображения, основанные
на интересе (центральной категории
мировоззрения). Именно поэтому большинство
научных результатов социологии
носит характер научных гипотез,
идеологических моделей, то есть мировоззрения,
которое может быть пересмотрено
в любое время, ибо интерес, как
подчеркивал французский
Социологическая истина по природе своей обладает свойством дуализма. На это обстоятельство впервые с определенностью указал Лавров, введя в научный оборот понятия «правда-истина» и «правда-справедливость». Данное обстоятельство объективно должно ставить общественное сознание в условия критического восприятия любых социальных концепций и идей, кто бы их ни выдвигал, и выбора их в качестве средств решения практических и жизненно важных задач.
Разумеется, такой подход не означает отрицания связи общественной мысли с жизненной практикой. Задачи практического, сознательного и планируемого подхода ко многим сторонам общественной жизни все активнее пробивают себе дорогу, а следовательно, социально-инженерная функция социологии приобретает все большее значение. Социология как социальная инженерия начала складываться уже с первых своих шагов, хотя подобной терминологии в науке древних мы еще не обнаруживаем.
Сфера социокультурного проектирования, то есть применения социальных технологий к обстоятельствам реальной жизни, так называемых теорий среднего уровня, стала предельно широкой и охватывает по существу весь спектр общественных отношений. Продуктом социального проектирования все чаще выступают такие области деятельности, которые до недавнего времени являлись по существу невостребованными: это внутренняя и внешняя политика, военное дело, разведка, коммерческая и иная, связанная с новыми экономическими условиями хозяйственного управления деятельность.
Таким образом, социальная философия (общая социология), социальная инженерия (отраслевая социология) и научно-практическая деятельность (прикладная, эмпирическая социология) не отделены друг от друга. Они, в сущности, являются сторонами одного и того же процесса познания и преобразования социальной действительности независимо от ее уровня и масштаба — глобального, общегосударственного, отраслевого, регионального, уровня отдельного производственного объединения, предприятия, малой или большой группы, а также личности.
В западной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях изучения общества: микро- и макросоциологии.
Микросоциология занимается изучением общения людей в их повседневной жизни, обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действия, социализации и индивидуализации личности, стимулам групповых поступков.
Представители этого направления считают, что социальные явления можно понять только после проведения анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Сторонниками микросоциологического уровня являются представители теории обмена (Джордж Хоманс), теории этнометодологии (Гарольд Гарфинкель) и символического интеракционизма.