Отраслевая структура социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:06, контрольная работа

Описание работы

Социология – наука о закономерностях становления, развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностями и личностью. Социология изучает социальное, т.е. основания целостного развития общества, социальные организации, социальные взаимодействия, социальные отношения как особую область бытия человека и общества как целого. Как самостоятельная наука социология возникла в XIX в. Впервые этот термин употребил Огюст Конт.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Социология как наука…………………………………………………….…...5
2. Структура социологии………………………….……………..........................7
2.1. Микросоциология и макросоциология…………..………………......10
2.2. Теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и
прикладная социология……………………………………………..…12
3. Функции социологии……………………………………………………...…15
Заключение…………………………………………………………………………17
Список используемых источников……………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Реферат социология.docx

— 45.00 Кб (Скачать файл)

Макросоциология уделяет  основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое. Под этими моделями (структурами) понимаются различные общественные институты, например, семья, образование, религия и т.д. С самого своего рождения люди включены в данную систему социальных структур и испытывают на себе их влияние. Сферу главного интереса макросоциологии составляет изучение взаимоотношений между различными частями общества и то, как происходит изменение этих взаимоотношений. Исследователи макросоциологического уровня придерживаются принципов одной из двух основных конкурирующих теорий: функционализма и теории конфликта.

Достаточно однозначного определения микро- и макросоциологии не существовало. Р. Мертон определял «микросоциологические проблемы как доказанные в исследованиях малых групп», а «макросоциологические проблемы как доказанные в сравнительных исследованиях социальной мобильности, формальных организаций и взаимозависимости социальных институтов». Общим для всех дефиниций было то, что на микросоциологическом уровне проводились эмпирические исследования, а на макросоциологическом — исследования в сфере общей теории.

Р. Мертон, независимо от своих учителей (П. Сорокина, Т. Парсонса), сделал очень много для популяризации в США европейской теоретической социологии. В 1947 г. Р. Мертоном было введено понятие «теории среднего ранга». «Теории среднего ранга» он определял как «теории, являющиеся посредниками между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изобилии в повседневных образцах исследования, и все включающими спекуляциями, охватывающими главную понятийную схему, с точки зрения которой можно надеяться произвести большое количество эмпирически наблюдаемых единообразий социального поведения». Таким образом, создание Р. Мертоном «теорий среднего ранга» (теорий среднего уровня) являлось своеобразным «соединительным мостом» между теорией и эмпирией [1, c.44-63].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социологии

По уровню научного обобщения, то есть по методам и источникам получения знания принято выделять теоретическую и эмпирическую социологию.

  Теоретическое исследование (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — это логическая конструкция действительности посредством ее идеализации (а не непосредственное отражение действительности). Оно направлено на построение теории, концепции или учения об окружающей реальности, дающих целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках окружающих нас объектов. В ходе этих исследований исследователь (социолог) использует общенаучные методы.

Эмпирическое исследование (от греч. empeiria — опыт) — это «установление и обобщение социальных фактов посредством прямой или косвенной регистрации свершившихся событий, характерных для изучаемых социальных явлений, объектов и процессов». [5, 0.460] Оно ориентировано на получение фактофиксируюшего знания. Эти исследования опираются на разные методы конкретных социологических исследований (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.).

В структуре социологии присутствуют два теоретических уровня (общесоциологическая  теория и специальные теории) и  один эмпирический уровень (конкретно-социологические  исследования). Необходимо подчеркнуть, что, хотя эмпирические и теоретические  исследования имеют свои качественные особенности, между ними существует диалектическая взаимосвязь. При эмпирических исследованиях регистрация и  обобщение социальных фактов идет при  помощи понятий, которые вырабатываются посредством теоретического анализа. В то же время полученные в результате эмпирических исследований сведения о  социальных фактах являются базой для  дальнейших теоретических обобщений. Истинность этих обобщений проверяется  социальной практикой и новыми эмпирическими  исследованиями, то есть опытным (эмпирическим) путем. Практика является критерием истинности и основой развития любой теории.

По цели исследования выделяются еще два уровня исследований: фундаментальные  и прикладные исследования.

Цель фундаментального исследования — развитие и совершенствование  самой науки, т.е. получение нового научного знания, а цель прикладного  исследования — решение конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или  иного явления, то прикладное — выяснить, как можно в конкретных ситуациях  использовать знание выявленного закона. Получаемые в ходе фундаментального исследования знания об обществе имеют  чисто научный, или академический, интерес, а прикладные исследования обычно носят прагматический характер.

Следует подчеркнуть, что  фундаментальное исследование может  быть как теоретическим, так и  эмпирическим. Это зависит от того, какое знание будет получено в  конечном итоге — теоретическое или эмпирическое.

Прикладное социологическое  исследование, как правило, бывает эмпирическим. Прикладное социологическое исследование — это исследование, ориентированное  на практическое решение социальных проблем, чаще всего ограничивается поиском пути решения конкретной проблемы в конкретной социальной ситуации и на конкретном социальном объекте, не претендуя на установление каких-либо общих закономерностей или взаимосвязей в изучаемом процессе. В ходе проведения прикладного исследования ранее  полученное теоретическое знание используется уже в готовом виде при составлении  программы исследования, при интерпретации  основных понятий, при анализе полученных данных, при составлении научного отчета и т.п. В таком исследовании доминирующую роль играют конкретные деловые рекомендации, а не теоретические (научные) знания.

Очень часто в социологической  литературе прикладные и эмпирические исследования смешивают, но это неверно, так как и при проведении теоретического исследования содержится прикладной, практический аспект.

Большинство проводимых в  нашей стране исследований — это  теоретико-прикладные исследования, они  направлены как на выявление существующих социальных проблем, их общих закономерностей, типических причин и других их характерных  особенностей, так и на поиск типового решения данных социальных проблем [5, c.110-115].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции социологии

Тесная связь социологии с жизнью определяется теми функциями, которые она выполняет. Как общественная наука, в соответствии со структурой знания, его относительной специализацией социология выполняет теоретико-познавательную (гносеологическую), мировоззренческую (идеологическую) и преобразовательную (практическую) функции. В свою очередь  они могут образовывать производные  функции, которые в литературе трактуются иногда как самостоятельные. К ним  относят управленческую, методологическую, просветительскую, прогностическую  функцию социального контроля, коммуникации и т.н. В сущности, они все зависят  от первых трех или, по крайней мере, тесно взаимодействуют, переплетены  с ними и могут быть раскрыты через их понимание.

Теоретико-познавательная функция  социологии направлена на выяснение  сущности, природы человеческого  сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к  познанию проблем данного общества с учетом многообразия конкретно-ис- торических и социально-культурных условий его развития. В рамках этой функции социология исследует вопросы методологии и теории социального познания, открывает законы развития социума, накапливает и систематизирует социальное знание в целом.

Мировоззренческая функция  — это особая реальность. Будучи теоретической формой общественного  сознания (идеологией), социология формирует  в системе своего знания общественные идеалы и ценности, которыми руководствуются  социальные субъекты в своем практическом отношении к действительности. Убеждения, вырабатываемые на основе этих знаний, становятся источниками социальной активности людей. Вебер в социологии вообще видел важнейший инструмент по выработке интереса эпохи в  виде теоретической конструкции. По мнению выдающихся русских социологов (Лавров, Соловьев и др.), всякая истинная социология в своей мировоззренческой  функции должна являться одновременно и подлинной идеологией национального духа, вырабатывать национальную идею и способствовать глубокому теоретическому и практическому пониманию каждым народом своих коренных интересов и целей.

Особое значение имеет  преобразовательная функция социологии, которая органически вытекает из взаимодействия первых двух. Социология и возникла из практической потребности  изучения и преобразования общества на научных основах. Конт рассматривал социологию не иначе, как орудие научной  политики, социального порядка и  прогресса. Таковой она должна оставаться и по сей день[4, c.25].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, социология – наука о закономерностях становления, развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностями и личностью. Предметом социологии Конт считал общество, общественную жизнь, связи между группами людей, различными учреждениями, созданными людьми для управления, для наилучшего распределения. Социология времен Конта превратилась в ведущую науку об обществе.

Таким образом, социология подразделяется на следующие структурные элементы:

По сфере общественной жизни:

-      социология  политики;

-      социология  экономики; 

-      социология  культуры.

По масштабам:

-      микросоциология - поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми;

-      макросоциология - крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени, а также модели поведения, представленные в социальных институтах – семье, образовании, религии и др.;

-      метасоциология - анализ самой социологии как объекта и ее важнейших компонентов – концепцией теории, моделей, методов и т.д.

По задачам исследования:

-      изучение общества, выявление социальных законов, построение социальной теории – теоретическая социология;

-      конкретные социальные исследования – эмпирическая социология;

-      выработка прогноза относительно будущего развития общества, протекание тех или иных социальных процессов – прогностическая социология;

-     разработка приемов, способов, инструментов воздействия на общество с целью достижения тех или иных результатов его социального развития – инструментальная социология.

По уровням социологического знания:

- фундаментальный уровень (общесоциологический) – изучение социальной структуры, социальное развитие, разработка теории и методологии науки;

-  теории среднего уровня – изучение социальных институтов (семьи, образование, наука, политика др.), социальных общностей (классы, слои, группы), социальных процессов (конфликты, мобильность, урбанизация);

-  эмпирический уровень – конкретные социальные исследования (опросы, анкетирование, наблюдения, эксперименты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Андреева, Г.М. О соотношении микро- и макросоциологии. Вопросы философии. Г.М. Андреева — М., 2009.
  2. Вебер М. Основные социологические понятия. Пер. с нем. М.И. Левиной, Вебер М. Избранные произведения - М., 2010.
  3. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 2009.
  4. Кравченко А.И. Общая социология. - М., 2009.
  5. Осипов Г. В. Социология. М., 1990. Основы социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. М., 2008.
  6. wikipedia.org

Информация о работе Отраслевая структура социологии