Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:06, контрольная работа
Социология – наука о закономерностях становления, развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностями и личностью. Социология изучает социальное, т.е. основания целостного развития общества, социальные организации, социальные взаимодействия, социальные отношения как особую область бытия человека и общества как целого. Как самостоятельная наука социология возникла в XIX в. Впервые этот термин употребил Огюст Конт.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Социология как наука…………………………………………………….…...5
2. Структура социологии………………………….……………..........................7
2.1. Микросоциология и макросоциология…………..………………......10
2.2. Теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и
прикладная социология……………………………………………..…12
3. Функции социологии……………………………………………………...…15
Заключение…………………………………………………………………………17
Список используемых источников……………………………………………….19
Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое. Под этими моделями (структурами) понимаются различные общественные институты, например, семья, образование, религия и т.д. С самого своего рождения люди включены в данную систему социальных структур и испытывают на себе их влияние. Сферу главного интереса макросоциологии составляет изучение взаимоотношений между различными частями общества и то, как происходит изменение этих взаимоотношений. Исследователи макросоциологического уровня придерживаются принципов одной из двух основных конкурирующих теорий: функционализма и теории конфликта.
Достаточно однозначного определения микро- и макросоциологии не существовало. Р. Мертон определял «микросоциологические проблемы как доказанные в исследованиях малых групп», а «макросоциологические проблемы как доказанные в сравнительных исследованиях социальной мобильности, формальных организаций и взаимозависимости социальных институтов». Общим для всех дефиниций было то, что на микросоциологическом уровне проводились эмпирические исследования, а на макросоциологическом — исследования в сфере общей теории.
Р. Мертон, независимо от своих учителей (П. Сорокина, Т. Парсонса), сделал очень много для популяризации в США европейской теоретической социологии. В 1947 г. Р. Мертоном было введено понятие «теории среднего ранга». «Теории среднего ранга» он определял как «теории, являющиеся посредниками между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изобилии в повседневных образцах исследования, и все включающими спекуляциями, охватывающими главную понятийную схему, с точки зрения которой можно надеяться произвести большое количество эмпирически наблюдаемых единообразий социального поведения». Таким образом, создание Р. Мертоном «теорий среднего ранга» (теорий среднего уровня) являлось своеобразным «соединительным мостом» между теорией и эмпирией [1, c.44-63].
По уровню научного обобщения, то есть по методам и источникам получения знания принято выделять теоретическую и эмпирическую социологию.
Теоретическое исследование (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — это логическая конструкция действительности посредством ее идеализации (а не непосредственное отражение действительности). Оно направлено на построение теории, концепции или учения об окружающей реальности, дающих целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках окружающих нас объектов. В ходе этих исследований исследователь (социолог) использует общенаучные методы.
Эмпирическое исследование (от греч. empeiria — опыт) — это «установление и обобщение социальных фактов посредством прямой или косвенной регистрации свершившихся событий, характерных для изучаемых социальных явлений, объектов и процессов». [5, 0.460] Оно ориентировано на получение фактофиксируюшего знания. Эти исследования опираются на разные методы конкретных социологических исследований (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.).
В структуре социологии присутствуют два теоретических уровня (общесоциологическая теория и специальные теории) и один эмпирический уровень (конкретно-социологические исследования). Необходимо подчеркнуть, что, хотя эмпирические и теоретические исследования имеют свои качественные особенности, между ними существует диалектическая взаимосвязь. При эмпирических исследованиях регистрация и обобщение социальных фактов идет при помощи понятий, которые вырабатываются посредством теоретического анализа. В то же время полученные в результате эмпирических исследований сведения о социальных фактах являются базой для дальнейших теоретических обобщений. Истинность этих обобщений проверяется социальной практикой и новыми эмпирическими исследованиями, то есть опытным (эмпирическим) путем. Практика является критерием истинности и основой развития любой теории.
По цели исследования выделяются еще два уровня исследований: фундаментальные и прикладные исследования.
Цель фундаментального исследования — развитие и совершенствование самой науки, т.е. получение нового научного знания, а цель прикладного исследования — решение конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное — выяснить, как можно в конкретных ситуациях использовать знание выявленного закона. Получаемые в ходе фундаментального исследования знания об обществе имеют чисто научный, или академический, интерес, а прикладные исследования обычно носят прагматический характер.
Следует подчеркнуть, что фундаментальное исследование может быть как теоретическим, так и эмпирическим. Это зависит от того, какое знание будет получено в конечном итоге — теоретическое или эмпирическое.
Прикладное социологическое
исследование, как правило, бывает эмпирическим.
Прикладное социологическое исследование
— это исследование, ориентированное
на практическое решение социальных
проблем, чаще всего ограничивается
поиском пути решения конкретной
проблемы в конкретной социальной ситуации
и на конкретном социальном объекте,
не претендуя на установление каких-либо
общих закономерностей или
Очень часто в социологической литературе прикладные и эмпирические исследования смешивают, но это неверно, так как и при проведении теоретического исследования содержится прикладной, практический аспект.
Большинство проводимых в нашей стране исследований — это теоретико-прикладные исследования, они направлены как на выявление существующих социальных проблем, их общих закономерностей, типических причин и других их характерных особенностей, так и на поиск типового решения данных социальных проблем [5, c.110-115].
Тесная связь социологии
с жизнью определяется теми функциями,
которые она выполняет. Как общественная
наука, в соответствии со структурой
знания, его относительной
Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем данного общества с учетом многообразия конкретно-ис- торических и социально-культурных условий его развития. В рамках этой функции социология исследует вопросы методологии и теории социального познания, открывает законы развития социума, накапливает и систематизирует социальное знание в целом.
Мировоззренческая функция — это особая реальность. Будучи теоретической формой общественного сознания (идеологией), социология формирует в системе своего знания общественные идеалы и ценности, которыми руководствуются социальные субъекты в своем практическом отношении к действительности. Убеждения, вырабатываемые на основе этих знаний, становятся источниками социальной активности людей. Вебер в социологии вообще видел важнейший инструмент по выработке интереса эпохи в виде теоретической конструкции. По мнению выдающихся русских социологов (Лавров, Соловьев и др.), всякая истинная социология в своей мировоззренческой функции должна являться одновременно и подлинной идеологией национального духа, вырабатывать национальную идею и способствовать глубокому теоретическому и практическому пониманию каждым народом своих коренных интересов и целей.
Особое значение имеет преобразовательная функция социологии, которая органически вытекает из взаимодействия первых двух. Социология и возникла из практической потребности изучения и преобразования общества на научных основах. Конт рассматривал социологию не иначе, как орудие научной политики, социального порядка и прогресса. Таковой она должна оставаться и по сей день[4, c.25].
Заключение
Таким образом, социология – наука о закономерностях становления, развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностями и личностью. Предметом социологии Конт считал общество, общественную жизнь, связи между группами людей, различными учреждениями, созданными людьми для управления, для наилучшего распределения. Социология времен Конта превратилась в ведущую науку об обществе.
Таким образом, социология подразделяется на следующие структурные элементы:
По сфере общественной жизни:
- социология политики;
- социология экономики;
- социология культуры.
По масштабам:
- микросоциология - поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми;
- макросоциология - крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени, а также модели поведения, представленные в социальных институтах – семье, образовании, религии и др.;
- метасоциология - анализ самой социологии как объекта и ее важнейших компонентов – концепцией теории, моделей, методов и т.д.
По задачам исследования:
- изучение общества, выявление социальных законов, построение социальной теории – теоретическая социология;
- конкретные социальные исследования – эмпирическая социология;
- выработка прогноза относительно будущего развития общества, протекание тех или иных социальных процессов – прогностическая социология;
- разработка приемов, способов, инструментов воздействия на общество с целью достижения тех или иных результатов его социального развития – инструментальная социология.
По уровням социологического знания:
- фундаментальный уровень (общесоциологический) – изучение социальной структуры, социальное развитие, разработка теории и методологии науки;
- теории среднего уровня – изучение социальных институтов (семьи, образование, наука, политика др.), социальных общностей (классы, слои, группы), социальных процессов (конфликты, мобильность, урбанизация);
- эмпирический уровень – конкретные социальные исследования (опросы, анкетирование, наблюдения, эксперименты).
Список использованных источников