П. Сорокин о социальной мобильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:42, реферат

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном обществе. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Средний гражданин в течение жизни перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, и очень немногим удается шагнуть сразу через несколько ступеней.

Содержание работы

1.Введение
2.Краткие сведения о жизни П.А.Сорокина
3. Социальная мобильность.
А) П. Сорокин о социальной мобильности
Б) Виды и типы социальной мобильности
В) Характеристики социальной мобильности
Г) Теории социальной мобильности
4.Заключение
5. Cписок литературы

Файлы: 1 файл

Super_Referat.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Реферат

               По социологии на тему

  “П. Сорокин о социальной мобильности”

 

 

 

 

 

                                     

 

 

 

 

                                      Выполнил:

                                       Студент 1 курса

                                       Группы УП1-1303

                                      Дроздов Евгений Дмитриевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

1.Введение

 

2.Краткие сведения  о жизни П.А.Сорокина

 

3. Социальная  мобильность.

 

А) П. Сорокин  о социальной мобильности

 

Б) Виды и типы социальной мобильности

 

В)  Характеристики социальной мобильности

 

Г) Теории социальной мобильности

 

4.Заключение

 

5. Cписок литературы   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

                                           1.Введение

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность темы заключается  в том, что социальная мобильность  служит неотъемлемой частью культуры в любом современном обществе. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают  в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Средний гражданин в течение жизни перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, и очень немногим удается шагнуть сразу через несколько ступеней. Женщине, как правило, продвинуться сложнее, чем мужчине. Причинами служат такие факторы мобильности как: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, воспитание, место жительства и выгодный брак. Поэтому мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей

В теории Питирима Сорокина изучались глобальные тенденции  усиления мобильности, заключавшиеся  в продвижении развитых обществ  к большей демократичности и  открытости, к большей проницаемости  социальных перегородок.

Целью исследования является изучение теории Питирима Сорокина социальной мобильности, где надо рассмотреть  причины перехода индивида с одного статуса на другой.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть сведения о жизни П.А.Сорокина, виды и типы социальной мобильности, характеристику и теорию социальной мобильности.

 

 

 

 

 

 

2. Краткие сведения о жизни П.А.Сорокина

  Сорокин Питирим Александрович (1889, с. Турья Вологодской губ. - 1968, Винчестер, штат Массачусетс, США) - социолог. Род. в семье бродячего церковного ремесленника-реставратора. Рано потерял мать. В 1903 после окончания деревенской школы уехал учиться в Хреновскую учительскую семинарию в Костромской губ., где в 1905 вступил в партию эсеров(еволюционно-демократическая политическая партия в России, сложившаяся в 1902 г. на основе объединения неонароднических кружков, Южной партии эсеров и Союза социалистов-революционеров). В 1906, после недолгого тюремного заключения, Сорокин был изгнан из семинарии.

Приехав в Петербург, занимался на общеобразовательных курсах и, сдав экстерном экзамены за гимназический курс, в 1909 поступил в Психоневрологический институт, а на следующий год, чтобы избежать армейской службы, перевелся в Петербург, ун-т. Серьезно занимаясь наукой (в 1910 - 1914 опубликовал ок. 50 работ), Сорокин окончил ун-т и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Ко времени Февральской рев. 1917 Сорокин стал одним из лидеров эсеров, вместе с Е.К. Брешко-Брешковской (деятель русского революционного движения, одна из создателей и лидеров партии эсеров, а также её Боевой организации. Известна как «бабушка русской революции)редактировал газ. "Воля народа", был делегатом 1 Всероссийский съезда крестьянских депутатов, войдя в Исполнительный комитет Крестьянского Совета. От эсеров был избран депутатом Учредительного собрания. Спасение России и рев. Сорокин связывал с деятельностью А.Ф. Керенского( российский политический и общественный деятель; министр, затем министр-председатель Временного правительства (1917), один из лидеров российского политического масонства), для которого готовил обзоры по вопросам науки. Убежденный оборонец, Сорокин резко выступал против большевиков. К Октябрьской революции отнесся враждебно.

Был арестован в 1918, но после 2-месячного заключения в Петропавловской крепости отпущен. Выполняя задание "Союза возрождения России", Сорокин вместе с Н.В. Чайковским выехал на север для подготовки антибольшевистского вооруженного восстания. Будучи арестован и находясь в подвале ЧК(ВЧК - Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе к контрреволюцией (позднее - и со спекуляцией). Председателем ВЧК на весь период ее существования был Ф.Э.Дзержинский, который тогда же одновременно был и наркомом внутренних дел (март 1919 - 1923 гг.).в Великом Устюге, Сорокин написал письмо, опубликованное в газете "Правда" 20 ноября 1918, под заголовком "Отречение Питирима Сорокина". Сорокин отказывался от политической деятельности, заявлял о выходе из эсеровской партии и возвращении к делу своей жизни - культурному просвещению народа. В.И. Ленин в своей статье (см.: Ленин В.И. ПСС. Т. 37. С. 188 - 197) расценил поступок Сорокин как "признак поворота целого класса, всей мелкобуржуазной демократии". После освобождения Сорокин работал в Петербургском университете, в 1920 основал отделение социологии; вышла в свет его двухтомная "Система социологии". В 1921 защитил диссертацию.

Публичные выступления  Сорокина, его разгромная рецензия на кн. Н.И. Бухарина(советский политический, государственный и партийный деятель) "Теория исторического материализма", его неприятие существующего режима привели к аресту в 1922 и высылке из страны. Жил в Берлине и Праге. В 1922 в Праге вышла его кн. "Современное состояние России", в которой Сорокин констатировал, что важнейшим следствием рев. стала деградация населения России. Был избран профессором социологии Пражского ун-та. Из-за шумихи, поднятой большевиками по поводу "письма" Сорокина, эмиграция приняла его холодно, что стало одной из причин переезда Сорокина в 1923 в США, где он получил славу выдающегося социолога первой пол. XX в. Сорокин считается автором теории конвергенции, которую в СССР поддерживал академик А.Д. Сахаров(советский физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. Впоследствии — общественный деятель, диссидент и правозащитник; народный депутат СССР, автор проекта конституции Союза Советских Республик Европы и Азии).

В 1965 Сорокин был избран председателем Союза американских социологов. Свои воспоминания - "Дальняя  дорога" (М., 1992) Сорокин завершил так: "Что бы ни случилось в будущем, я знаю теперь три вещи, которые сохраню в голове и сердце навсегда. Жизнь, даже самая тяжелая, - это лучшее сокровище в мире. Следование долгу - другое сокровище, делающее жизнь счастливой и дающее душе силы не изменять своим идеалам. Третья вещь, которую я познал, заключается в том, что жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не сумеют создать ничего вечного ни в интеллектуальном, ни в нравственном, ни в материальном отношении".

3. Социальная мобильность

А) П. Сорокин о социальной мобильности

Понятие социальной мобильности, используемое в социологических  исследованиях неравенства, означает перемещение индивидов между  различными уровнями социальной иерархии, определяемой обычно с точки зрения широких профессиональных или социально-классовых категорий. Степень социальной мобильности часто используется как показатель степени открытости и подвижности общества. В рамках исследований мобильности рассматриваются уровни и образцы мобильности («близкая» — между смежными иерархическими ступенями и «дальняя» — между отдаленными), а также то, на какие позиции кто перемещается, и что определяет отбор при перемещении. Интергенерационная межпоколенная мобильность указывает на отношение позиций индивидов к позициям их родителей, а интрагенерационная — на соотношение позиций, занимаемых одним и тем же индивидом в различные моменты его трудовой жизни.

 

Все социальные перемещения  личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

 

П. Сорокин различает  два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность — это переход индивида или социального Объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слой, к которому он принадлежит, или социального статуса. Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

 

Общество может возвышать  статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью; должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением группа высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных стансов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть. По образному выражению П. Сорокина, первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй — корабль, затонувший со всеми находящимися на борту.

 

Вертикальная составляющая социальной мобильности имеет большое  значение, так как определяет тип  человека.

 

Теоретически можно  предположить существование общества, в котором вертикальная социальная мобильность равна нулю. Это значит, что внутри такого общества отсутствуют восхождения и нисхождения, каждый индивид навсегда прикреплен к тому социальному слою, в котором он рожден. В таком обществе нет каналов, по которым представители различных слоев могли бы переходить с одного этажа на другой. Такой тип стратификации можно определить как абсолютно закрытый, или как неподвижный. К этому типу ближе всех приближается индийское кастовое общество.

 

Противоположный тип общества — это тип общества, в котором вертикальная мобильность чрезвычайно интенсивна и носит всеобщий характер. Такой тип социальной стратификации может быть определен как открытый или мобильный. Этот тип присущ демократическим обществам, в которых нет юридических и религиозных препятствий к подъему или спуску по социальной лестнице.

 

 

 

Б) Виды и типы социальной мобильности.

 

 Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.

 

       межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции      либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители: сын шахтера становится инженером.

 

Внутрипоколенная  мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

 

Вертикальная  мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, т.е. перемещение, приводящее к повышению или к понижению социального статуса.

 

В зависимости от направления  перемещения вертикальная мобильность  бывает восходящая (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая (социальный спуск, движение вниз). Как правило,

восхождение — явление  добровольное, а нисхождение —  принудительное.

 

Горизонтальная  мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.

 

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность, подразумевающая не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

 

Различают индивидуальную мобильность — перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность — перемещения происходят коллективно.

 

Выделяют также  организованную мобильность и структурную  мобильность. Организованной мобильность является, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия..

 

Выделяют также организованную мобильность и структурную мобильность. Организованной мобильность является, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия.

Информация о работе П. Сорокин о социальной мобильности