Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:51, реферат
Цель данного реферата подробно рассмотреть Домашнее воспитание в России XVIII века.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Развитие домашнего воспитания в России XVIII века……………….5
Глава 2. Домашние воспитатели в России XVIII века………………………….7
2. 1 Гувернеры…………………………………………………………………......7
2. 2 Учителя музыки……………………………………………………………..10
Глава 3. Особенности организации домашнего воспитания и обучения в семьях различных сословий…………………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………19
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кафедра Социальной работы
Реферат
по дисциплине
«История сервиса»
на тему «Педагогическая деятельность в России XVIII века. Домашнее воспитание. Гувернёры. Учителя музыки»
Выполнила:
Студентка группы СБС-111
Проверила:
Сажина Н.С.
Екатеринбург 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Развитие домашнего воспитания в России XVIII века……………….5
Глава 2. Домашние воспитатели в России XVIII века………………………….7
2. 1 Гувернеры………………………………………………………
2. 2 Учителя музыки…………………………………………
Глава 3. Особенности организации
домашнего воспитания и обучения в семьях различных сословий…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Реализация семейного
образования предусматривает
Богатые семьи в разных странах, в том числе и в России, уже в 18 веке нанимали нескольких домашних педагогов, каждый из которых выполнял свои специфические обязанности: одни преимущественно воспитывали (гувернер, гувернантка, бонна), другие (учителя, репетиторы) занимались обучением, давали уроки, готовили к поступлению в то или иное образовательное учреждение (например, в гимназию). Нередко первые надзирали за работой вторых: гувернантки присутствовали на уроках учителей, следили, чему и как учат их воспитанников, осведомляли хозяев о состоянии обучения. В некоторых случаях гувернер (гувернантка) давали своим подопечным уроки, сами готовили их к поступлению в учебное заведение.
История педагогической мысли свидетельствует о том, что гувернерское образование как процесс домашнего воспитания и обучения детей, получившее широкое распространение в России в XVIII веке , берет начало в традициях семейного ( домашнего ) воспитания , зародившегося в эпоху разложения первобытнообщинного строя и прошедшего большой эволюционный путь (В.Н. Бочкарев, В. Вершинин, В.А. Жуковский, П.Ф. Каптерев, Н.И. Костомаров, П.Ф. Лесгафт, A.A. Луцкевич, А.И. Пискунов, М.В. Сычев-Михайлов и др ). Особую значимость для разработки идеи гувернерского образования имеет накопленный современными отечественными теоретиками и педагогами-практиками опыт исследований данной образовательной сферы (М.О. Косвен, С.Е. Марченко, В.М. Петров, С.В. Сергеева, C.B. Трошина и др.). Эти исследования касаются широкого круга проблем гувернерского образования: социокультурных аспектов его становления, содержания и методики образовательной деятельности гувернера, педагогических условий повышения эффективности домашнего образования, профессиональной подготовки гувернера-воспитателя
Цель данного реферата подробно рассмотреть Домашнее воспитание в России XVIII века.
Глава 1. Развитие домашнего воспитания в России XVIII века.
Восемнадцатый век можно по праву считать эпохой гувернерства. Слова «гувернер, гувернантка», образовались от французского «gouvernanter» - управлять - появляются в русском языке в первой половине XVIII века.
Обязанность знатных людей бывать на приемах и ассамблеях, внедрение европейских правил поведения в обществе вынуждали их уделять внимание воспитанию и обучению молодежи. Но и у небогатых людей было стремление «воспитать детей по-европейски». Однако под образованием дворянство и купечество понимало обучение детей иностранным языкам, манерам, танцам; знание наук считалось не столь обязательными. Вместе с тем, отсутствие контроля за домашним образованием со стороны государства, несомненно, оказывало отрицательное влияние на содержательную сторону воспитания и образования подрастающего поколения, решение вопросов просвещения. Известный знаток эпохи XVIII в, М.И. Пыляев писал: «Училища, заведенные при Петре, скорее портили, чем воспитывали молодое поколение, домашнее же образование в высших классах ограничивалось только внешним наведением лоска».
Государыня Елизавета
Петровна (1741-1761) Указом, изданным в 1755
году, запретила обучать и
Как пишет М.А. Дмитриев: «Вспомним еще, что домашнее воспитание вверялось тогда иностранцам; что французский язык (наделавший нам много вреда, потому что вносил нам и французские идеи) был тогда первым условием воспитания; вспомним это, и, мы непременно должны будем согласиться, что предпочтительное познание языка отечественного и его литературы было тогда вполне разумно и вполне полезно»
Таким образом, гувернерство
как форма домашнего
Глава 2. Домашние воспитатели в России XVIII века
2. 1 Гувернеры
В древней Руси традиционное церковное воспитание в целом не предусматривало присутствия гувернеров, а уж тем более иностранных, в домашнем воспитании детей. Это и неудивительно, так как педагогическое сословие как таковое отсутствовало вообще. Священники в школе и приставленные к детям «дядьки» и «няньки» в семье ставили перед собой лишь «душеспасительную» задачу, отодвигая воспитание и образование на второй план. Домашние воспитатели того времени не имели какого-либо специального образования. Занятие воспитанием детей для этих людей не составляло их основную профессию, обычно они совмещали ее с какой-нибудь другой - духовной, земледельческой и т.д. Тем более они имели тесную связь с духовенством.
В эпоху Екатерины широкое
На смену отечественным учителям и наставникам в Россию в первой половине XVIII в. хлынул поток учителей-иностранцев. Мода на все западное, иностранное способствовала притоку людей, «годных для чего угодно, только не для воспитания ». Первыми учителями-гувернерами были преимущественно немцы и французы. Традиция нанимать домашних учителей и гувернанток, сложившаяся в эпоху Петра, закрепилась в России надолго. Учителя-иностранцы обучали и дочерей Петра, Анну и Елизавету.
Подражая государю, родовитые дворяне для обучения детей манерам и иностранным языкам приглашали иноземных учителей и гувернанток. Известно, что княжна Долгорукова (Наталья Борисовна Шереметьева) обучалась изысканным манерам и языкам у немки Штауден, а у принцессы Анны Леопольдовны гувернанткой была вдова прусского генерала мадам Адеракс. Гувернантки-иностранки и иноземные учителя-воспитатели детей царских фамилий являлись, безусловно, образцами образованности, к которым следовало стремиться.
Приехав в Россию с целью решения своих материальных проблем, гувернеры-иностранцы, в отличие от домашних учителей царской семьи, редко соответствовали нравственным идеалам и слабо разбирались в науках. Но мода на все западное, заграничное распространилась и на домашнее воспитание . Приглашение гувернеров-иностранцев стало показателем достатка и соответствия высокому социальному статусу. Количество домашних учителей и гувернанток свидетельствовало о желании родителей дать детям наилучшее воспитание . Домашнее образование под руководством гувернеров-иностранцев признавалось в обществе привилегированным, а следовательно ему отдавалось предпочтение.
Анализируя нравы дворянского общества, В.О. Ключевский указывал, что к первой половине XVIII в. иностранные учителя и гувернантки в большей степени обучали воспитанников внешнему лоску и манерам, чем поддерживали интерес к наукам. Обучение умению вести светскую беседу, наряжаться и нравиться, французскому языку, танцам, игре на музыкальных инструментах – вот приблизительный перечень услуг, предлагаемых иностранцами-гувернерами.
Критерии выбора воспитателя-гувернера отсутствовали. Родители подчас и сами затруднялись четко определить, какой возраст, внешние данные и индивидуальные личностные качества должны быть у воспитателя-гувернера. Авторитетный педагогический журнал для родителей, наставников и воспитателей «Детский сад» за 1870 г. не только дает советы гувернерам, «как умнее понравиться», но и представляет для семей характеристики гувернанток разных национальностей. Приоритет отдается, по праву, русской гувернантке: «Француженка учит только салонной болтовне, англичанка отличается непреклонностью воли, швейцарку и немку выделяет из всех прочих глубина мысли и уровень познания. Русская гувернантка – совершенство из всех. Говорит на двух языках (на французском и немецком), игрива, как француженка, обладает чувством собственного достоинства, гордостью, обходительностью, как англичанка. По уровню познания, умению обучать, глубине мысли и поэтическому настроению превосходит немку и швейцарку».
Большая советская энциклопедия понятие «гувернер» рассматривает как синонимический ряд смежных понятий «гувернеры – домашние воспитатели, наставники детей в дворянских и буржуазных семьях». В «Педагогической энциклопедии» звание « домашний наставник, учитель» относится только к лицам с высшим образованием или не имевшим его, но выдержавшим специальные испытания. Акцент в деятельности гувернера перенесен на воспитательную функцию в условиях семьи: «гувернеры – домашние воспитатели… обучавшие детей светским манерам и правилам приличия», умению говорить на иностранных языках».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России XVIII-XIX вв. существовали как отечественные, так и иностранные воспитатели-гувернеры, причем предпочтение вторым отдавалось в силу их доступности, нежели первых (в силу их большей образованности).
В конце XVIII в. в обществе назревает протест против гувернера-иностранца. Возникающая потребность в отечественных кадрах домашних педагогов привела к созданию в рамках государственной системы образования специальных учреждений для их качественной подготовки.
2.2 Учителя музыки
Потребность государства в грамотных и культурных людях вызывала желание высшего общество пополнять домашнее образование с помощью специальных педагогов. Развивалось увлечение всем западным, чаще всего немецким костюмом, музыкой, театром. В этот период музыкальное искусство стало делиться на церковное и светское. Проникновение в Россию западной культуры создало основу для активного развития частного обучения.
В XVII веке гувернер должен был обладать умением обучать детей из семей высшего общества музыке, учить их играть на музыкальном инструменте. В этот период требования к гувернерам по обучению детей музыке были невысокими. Им надо было автоматически разучить со своими учениками нескольких вокальных или инструментальных произведений. Со временем эти требования возросли до умения детей читать музыкальное произведение с листа, разбирать партитуры, играть в «четыре руки» и пр.
Серьезные изменения любительского музицирования присущи начальному этапу его развития в XVIII веке. Появились произведения для военных оркестров, «виватные» канты. На петровских «ассамблеях» зазвучала увеселительная музыка, делались попытки театральных представлений с участием музыки. Одновременно изменился духовный климат общества, так как увеличилось количество людей со светским образованием.
Любительское музицирование в разных сословиях имело свой характер
Увеличению массовости любительского музицирования, его проникновению во все общественные слои немало способствовало развитие самого музыкального искусства. XVIII век привнес в него такие новые, сложные музыкальные жанры, как опера, кантата, соната, сюита. В любительском музицировании расширился набор используемых музыкальных инструментов (скрипка, клавесин, арфа, клавикорды). Любительское музицирование как форма гувернерского образования и как элемент гуманитарной культуры воплотило в себе просветительские идеи лучших умов передовой интеллигенции, выдающихся представителей отечественной педагогической науки этого времени: И.Т. Посошкова, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, А.Д. Кантемира, Ф. Прокоповича, Ф С. Салтыкова и др.