Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 23:05, курсовая работа
Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль сформировалось в общей системе права относительно недавно.
В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. Нормы системы социальной защиты населения служат индикатором социальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике
Введение…………………………………………………………………………3
1. Граждане, имеющие статус военнослужащих…………………………….5
1.1.Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей………………....10
2. Социальная пенсия…………………………………………………………12
2.1.Понятие пенсии за выслугу лет………………………………………..…15
3. Пенсии за выслугу лет военнослужащим…………………………………17
4. Условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей……..22
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………………………………30
Правовыми основами статуса
военнослужащих являются Конституция
Российской Федерации, федеральные конституционные
законы, настоящий Федеральный закон,
федеральные законы и иные нормативные
правовые акты Российской Федерации, а
также нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации.
Правовые и социальные гарантии военнослужащим,
включая меры их правовой защиты, а также
материального и иных видов обеспечения,
предусмотренные настоящим Федеральным
законом, не могут быть отменены или снижены
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации
иначе как путем внесения изменений и
дополнений в настоящий Федеральный закон.
Социальная
пенсия - это пенсия, установленная
для нетрудоспособных и
Правом на получение данной пенсии обладают
следующие категории граждан:
1) инвалиды, имеющие ограничение к трудовой
деятельности III, II и I степени (до 1 января
2004 г. на равных основаниях применяются
соответственно I, II либо III группы инвалидности).
Назначению пенсии инвалиду должна предшествовать
проверка его права на трудовую пенсию
и на пенсию по инвалидности, так как социальная
пенсия устанавливается в случае отсутствия
права на эти два вида пенсий. Такая пенсия
устанавливается инвалидам с детства;
2) граждане из числа малочисленных народов
Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно
мужчины и женщины), не имеющие права на
трудовую пенсию или на пенсию по государственному
пенсионному обеспечению.
При решении вопроса
о возможности установления социальной
пенсии под лицами, не имеющими по каким-либо
причинам право на трудовую пенсию, предложено
понимать граждан, которые:
- не соответствуют условиям назначения
трудовой пенсии;
- соответствуют этим условиям, но за пенсией
в установленном порядке не обращались;
- обращались за трудовой пенсией с заявлением,
но до дня вынесения положительного решения
официально отозвали свое заявление и
документы;
- официально отказались от уже назначенной
им трудовой пенсии.
Следовательно, социальная пенсия может
быть назначена лицам, как не имеющим,
так и имеющим право на трудовую пенсию,
если они заинтересованы в получении этой
пенсии взамен трудовой.
Статьей 11 Закона о пенсионном обеспечении
предусмотрено, что право на социальную
пенсию предоставлено только лицам, постоянно
проживающим в Российской Федерации. Лицам,
проживающим здесь временно, такая пенсия
не может быть назначена. Тем, кто выехал
на постоянное место жительства за пределы
Российской Федерации, социальная пенсия
не назначается, а назначенная социальная
пенсия в период постоянного проживания
за границей не выплачивается. Гражданам,
имеющим одновременно право на различные
пенсии в соответствии с законодательством
России, устанавливается одна пенсия по
их выбору, если иное не предусмотрено
федеральным законом. Лицам, которым в
соответствии с Законом о пенсионном обеспечении
назначена пенсия по старости, инвалидности
или по случаю потери кормильца, социальная
пенсия не может быть назначена. Исключение
составляют родители военнослужащих,
проходивших военную службу по призыву,
и вдовы военнослужащих, погибших в войну
с Финляндией, Великую Отечественную войну
или войну с Японией. Им одновременно с
пенсией по случаю потери кормильца-военнослужащего
может быть назначена социальная пенсия.
Право на получение одновременно
социальной пенсии и пенсии по случаю
потери кормильца, пострадавшего вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют
нетрудоспособные члены семей при условии,
что умерший кормилец относился к одной
из следующих категорий:
- получивших или перенесших лучевую болезнь
и другие заболевания, связанные с радиационным
воздействием вследствие чернобыльской
катастрофы или работами по ликвидации
ее последствий (подп. 1 п. 1 ст. 10 Закона
о пенсионном обеспечении);
- ставших инвалидами вследствие чернобыльской
катастрофы (подп. 2 п. 1 ст. 10 Закона о пенсионном
обеспечении);
- принимавших участие в ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне
отчуждения (подп. 3 п. 1 ст. 10 Закона о пенсионном
обеспечении).
Отнесение умершего кормильца к одной
из перечисленных категорий подтверждается
документами, выданными в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке (о полученной или перенесенной
лучевой болезни, других заболеваниях,
связанных с радиационным воздействием
вследствие чернобыльской катастрофы
или работами по ликвидации ее последствий;
об установлении инвалидности вследствие
чернобыльской катастрофы; об участии
в работах по ликвидации последствий катастрофы
на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения
в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990
г.).
К пенсии по старости по
своим признакам и целям очень
близка пенсия за выслугу лет.
Она назначается пожизненно
Пенсией за выслугу лет принято называть
пенсию, которая устанавливается при наличии
соответствующего длительного специального
страхового стажа независимо от возраста
и фактического состояния трудоспособности.
В настоящее время пенсии
за выслугу лет устанавливаются двум категориям
граждан в соответствии с Законом о пенсионном
обеспечении и Законом РФ от 12 февраля
1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу
в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю
за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей".
Статьей 7 Закона о пенсионном обеспечении
определен порядок назначения пенсии
федеральным государственным служащим.
Федеральные государственные служащие
при наличии стажа государственной службы
не менее 15 лет имеют право на пенсию за
выслугу лет при увольнении с федеральной
государственной службы по следующим
основаниям:
1) при ликвидации федеральных органов
государственной власти, иных государственных
органов, образованных в соответствии
с Конституцией РФ и федеральными законами,
а также по сокращению штата федеральных
государственных служащих в федеральных
органах государственной власти, их аппаратах,
иных государственных органах;
2) при увольнении с должностей, утверждаемых
в установленном законодательством Российской
Федерации порядке для непосредственного
обеспечения исполнения полномочий лиц,
замещающих государственные должности
Российской Федерации, в связи с прекращением
этими лицами своих полномочий;
3) при достижении предельного возраста,
установленного федеральным законом для
замещения должности федеральной государственной
службы;
4) при обнаружившемся несоответствии
замещаемой должности федеральной государственной
службы вследствие состояния здоровья,
препятствующего продолжению государственной
службы;
5) при увольнении по собственному желанию
в связи с выходом на государственную
пенсию.
При назначении пенсии за выслугу лет
федеральным государственным служащим
по всем основаниям, кроме ликвидации
федеральных органов государственной
власти, иных государственных органов,
а также по сокращению штата федеральных
государственных служащих в федеральных
органах государственной власти, их аппаратах,
иных государственных органах, требуется,
чтобы федеральные служащие замещали
должности федеральной государственной
службы не менее 12 полных месяцев непосредственно
перед увольнением.
Законом о пенсионном обеспечении предусматривается
возможность установления аналогичных
пенсий государственным служащим субъектов
Федерации и муниципальным служащим за
счет средств субъектов Федерации и органов
местного самоуправления в соответствии
с нормативными правовыми актами субъектов
Федерации и органов местного самоуправления.
Нормативными правовыми актами указанных
субъектов в отношении данного права могут
устанавливаться иные нормы, чем предусмотренные
в Законе о пенсионном обеспечении.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом "О пожарной безопасности", постановлениями Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие этих законов и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации" Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что в выслугу
лет для назначения пенсий
после увольнения со службы
офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим
сверхсрочной службы и
военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;
служба в органах безопасности бывшего Союза ССР в должностях оперативного состава (включая период обучения), руководящего и начальствующего состава - до 1 октября 1955 г. по перечням должностей, утверждаемым Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
служба в милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров);
служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;
военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта);
служба в советских партизанских отрядах и соединениях, в частях и соединениях народного ополчения в период Великой Отечественной войны;
служба в качестве военных строителей в военно-строительных отрядах (частях);
время нахождения на практической летной подготовке лиц, призванных на военную службу и обучавшихся на офицеров запаса летного состава в системе бывшего ДОСААФа СССР и РОСТО, - не ранее чем с 1 января 1961 г.;
время пребывания на военных сборах - не ранее чем с 1 марта 1993 г.;
служба в истребительных батальонах, взводах и отрядах защиты народа, действовавших на территории Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г., в качестве бойцов, находившихся на казарменном положении, а также в должностях командного состава;
время работы офицеров и лиц начальствующего состава в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением их на военной службе либо в кадрах (действующем резерве) министерств внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР;
время работы бывших лиц рядового и начальствующего состава в органах Советов народных депутатов после 23 октября 1973 г., если эти лица были уволены со службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе в связи с избранием их как депутатов на выборные должности в органы Советов народных депутатов и возвратились на службу после окончания полномочий по выборной должности;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 475)
время работы до зачисления на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях;
время пребывания военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву) в плену, окружении и на спецпроверке, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины, а также время нахождения при соблюдении указанного условия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы в фашистских концлагерях или других местах принудительного содержания в период Великой Отечественной войны;
время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных;
время перерыва в службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в предусмотренных законодательством случаях незаконного увольнения их со службы и последующего восстановления на службе;
время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;