Пенсионная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:45, контрольная работа

Описание работы

1. С 1 января 2002 г. в Российской Федерации осуществляется реформа системы пенсионного обеспечения. Ее реализация началась с радикального изменения всего предшествовавшего законодательства, которое должно регулировать как формирование пенсионных прав застрахованных лиц (принципы уплаты обязательных пенсионных отчислений от заработка/дохода), так и выполнение государственных пенсионных обязательств (порядок и условия назначения и выплаты пенсий).
2. Задача:
Адомаева, 1949 года рождения, уроженка Азербайджана, проживала в Баку. После окончания средней школы она родила троих детей 1965, 1967 и 1968 гг. рождения и с тех пор не работала, занимаясь воспитанием детей. В 1981 году, когда дети выросли, она устроилась на работу продавцом и проработала 14 лет. Затем переехала к родственникам в Россию на постоянное место жительства, имея на руках трудовую книжку. Получила российское гражданство в 2003 году и в связи с наступлением пенсионного возраста обратилась в местное отделение пенсионного фонда за назначением пенсии.
Подсчитайте страховой и общий трудовой стаж Адомаевой.
3. Задача:
Сергеева после окончания средней школы 1 год (до 18 лет) работала на металлургическом заводе табельщицей. После этого перевелась на работу машинисткой разливочной машины и проработала в этой должности 8 лет. В этот период родила ребенка и находилась в отпуске по уходу за ним до 1,5 лет. Затем уволилась и уехала к мужу-военнослужащему в отдаленную местность, где не было работы по специальности, и с тех пор уже не работала.
Получит ли Сергеева право на трудовую пенсию по старости? Исходя из чего, будет исчисляться размер этой пенсии?

Содержание работы

Пенсионная система в Российской Федерации. Основные положения пенсионной реформы, осуществленной в 2001 году. Элементы пенсионной системы: страховое и государственной обеспечение. Управление накопительной частью трудовой пенсии. Право выбора управляющей компании…………………………………………………………………………3
Задача 1…………………………………………………………………………...13
Задача 2…………………………………………………………………………...14
Задача 3…………………………………………………………………………...17
Список использованных источников…………………………………………...19

Файлы: 1 файл

ПСО вар 3.docx

— 37.03 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

1.  Пенсионная  система в Российской Федерации.  Основные положения пенсионной  реформы, осуществленной в 2001 году. Элементы пенсионной системы:  страховое и государственной  обеспечение. Управление накопительной  частью трудовой пенсии. Право  выбора управляющей компании…………………………………………………………………………3

Задача 1…………………………………………………………………………...13

Задача 2…………………………………………………………………………...14

Задача 3…………………………………………………………………………...17

Список использованных источников…………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Пенсионная система в Российской  Федерации. Основные положения  пенсионной реформы, осуществленной  в 2001 году. Элементы пенсионной  системы: страховое и государственной  обеспечение. Управление накопительной  частью трудовой пенсии. Право  выбора управляющей компании.

 

С 1 января 2002 г. в Российской Федерации осуществляется реформа системы пенсионного  обеспечения. Ее реализация началась с  радикального изменения всего предшествовавшего  законодательства, которое должно регулировать как формирование пенсионных прав застрахованных лиц (принципы уплаты обязательных пенсионных отчислений от заработка/дохода), так  и выполнение государственных пенсионных обязательств (порядок и условия  назначения и выплаты пенсий).

Пенсионная  система - совокупность создаваемых  государством правовых, экономических  и организационных институтов и  норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения  в виде пенсии.

Пенсионная  система России в современном  виде существует с 1 января 2002 года и  включает в себя такие элементы как: обязательно пенсионное страхование  и государственное пенсионное обеспечение.

В настоящее  время нет четкого понимания  места пенсионной системы в рамках социальной защиты и социальной политики. Связано это с тем, что в  научной среде нет единого  подхода к содержанию понятий  «социальная политика», «социальная  защита», «социальное обеспечение». Множество определений, зачастую содержательно  пересекающихся, свидетельствуют о  том, что данная область знаний в  нашей стране еще далека от окончательного становления и находится в  процессе формирования.

В качестве основного критерия соотношения  понятий, связанных с пенсионной системой, выбраны объекты, на которые  распространяется рассматриваемые  понятия. Социальная политика рассматривается  как часть государственной политики вообще, как концептуальный подход и деятельность государства и других социальных институтов по регулированию социальной сферы общества и ее развития. Объектом социальной политики является социальная сфера и ее развитие. Социальная защита - одно из направлений социальной политики государства по обеспечению социально-экономических прав и гарантий человеку, независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста и других подобных обстоятельств. Таким образом, объектом, на который распространяется понятие «социальная защита», выступает все население страны. Социальное обеспечение и социальное страхование - равнозначные элементы социальной защиты. Различие этих понятий видится в объекте, на который они распространяются. Так, социальное страхование понимается как защита от рисков, которые могут наступить или уже случились; направлено социальное страхование, как на экономически активных членов общества, так и на вышедших из состава таковых. Социальное обеспечение - это некая поддержка, социальная помощь, оказываемая государством или иными социальными организациями людям, неохваченным системой социального страхования, т.е. объектом, на которое распространяется это понятие, выступает экономически неактивная часть населения.

Таким образом, пенсионная система, формируемая тремя  институтами: пенсионным обеспечением, пенсионным страхованием и дополнительным (негосударственным) пенсионным страхованием, входит в систему социальной защиты. Каждый из институтов пенсионной системы  является разновидностью элемента социальной защиты. Составляющие пенсионной системы  различаются по объекту, на который  направлена их деятельность. Объектом пенсионного обеспечения являются экономические неактивные граждане, вне зависимости от наличия у  них трудового (страхового) стажа. Объектом государственного пенсионного страхования  и частного, являются экономически активные члены общества и вышедшие из состава таковых, но при условии  наличии у них трудового (страхового) стажа.

Функция пенсионной системы рассматривается  нами как целенаправленная деятельность, имеющая своей целью реализовать  ту или иную роль в обществе. Сущность любой системы заключается в  ее функциях, а эффективность функционирования системы во многом зависит от правильности определения и условий реализации функций.

Функции пенсионной системы следует рассматривать  в комплексе, как все возможные  направления деятельности пенсионной системы. Реализация этих функции должна способствовать достижению цели всей пенсионной системы - обеспечение нормального  уровня жизни всем категориям пенсионеров. В научной среде нет единства формулировок и нет определенности в том, какие же функции выполняет  государственная пенсионная система. На наш взгляд, функции пенсионной системы должны представлять комбинацию из функций пенсионного страхования, пенсионного обеспечения, негосударственного пенсионного страхования, так как  они согласовываются между собой.

Результаты  систематизации позволили представить  следующую классификацию функций  пенсионной системы: воспроизводственная, социальная, перераспределительная, стимулирующая, политическая. Исходя из сущности пенсионной системы и ее места в социальной политике и в целом в системе  социально-трудовых отношений, указанный  перечень не охватывает все направления  деятельности пенсионной системы. Учитывая точку зрения, что функции могут  быть открыто провозглашенными и  латентными, можно сказать, что все  перечисленные ранее функции  пенсионной системы относятся к  явным, совпадающим с открыто  провозглашенными целями и задачами пенсионной системы. Однако, они не учитывают влияния пенсионной системой на рынок труда и социальный статус пенсионера.

В качестве латентных функции нами рассматриваются  регулирующая и статусная функции. Выделение этих функций важно  в связи с тем, что пенсионная система имеет возможность прямо  и косвенно регулировать выход на рынок труда работников старших возрастных категорий. Прямое регулирование достигается через установление общепринятого возраста выхода на пенсию, а так же условиями и списками работников, имеющих право на досрочную пенсию. Косвенное регулирование достигается путем различных программ, стимулирующих к более раннему или более позднему выходу на пенсию, а так же за счет соотношения размеров пенсии и заработной платы, которое складывается на рынке труда. Таким образом, изменение размеров пенсии сказывается на сроках пребывания работников на рынке труда.

Статусная функция предполагает соответствие положения пенсионера тому статусу, который он занимал по должности  и размеру заработной платы до выхода на пенсию. Это место пенсионера по отношению к другим пенсионерам, как по горизонтали, так и по вертикали. Эта функция во многом вытекает из реализации стимулирующей функции. Если обеспечивается тесная связь заработной платы и пенсии, то человек выходя на пенсию, не теряет свой социальный статус. В социальном государстве человек, выйдя на пенсию, не должен считать, что его жизнь закончена, что  он больше не нужен своему государству.

Содержание  функций пенсионной системы:

Воспроизводственная - удовлетворение минимальных потребностей нетрудоспособного населения путем  обеспечения минимальных стандартов жизни.

Социальная - предоставление нормального уровня жизни тем, кто вышел за приделы  трудоспособного возраста или утратил  трудоспособность; пенсионная система  должна не только способствовать воспроизведению  затраченной энергии, но и давать возможность человеку воспользоваться  набором социальных благ - медицинские  услуги, качественный отдых, культурный досуг и т.д.

Перераспределительная - возмещение гражданам дохода, который  они имели до утраты способности  к производительному труду, достигается  это за счет функция перераспределения  национального дохода государства.

Стимулирующая - обеспечивает связь результатов  трудовой деятельности с будущей  пенсией.

Политическая - согласование интересов между нетрудоспособными  членами общества и той его  частью, которая создает материальные блага.

Регулирующая - связана с прямым и косвенным  регулированием выхода на рынок труда  работников старших возрастных категорий.

Статусная - предполагает соответствие статуса, определяемого размером пенсии и  должности, которую занимал работник до выхода на пенсию.

Каждая  функция в отдельности имеет  свое назначение, играет свою роль в  пенсионной системе. Но реализуются  все функции в комплексе, поскольку  находятся они во взаимозависимости. И если какая - либо функция выполняется  не в полном объеме, не в должной  мере, это нарушает целостность обозначенного  круга обязанностей и создает  препятствия на пути достижения главной  цели пенсионной системы. На реализацию пенсионной системой своих функций  оказывают влияние факторы, являющиеся внешними по отношению к ней.

В декабре 2001 года — Одобрен пакет законопроектов по пенсионной реформе, внесенных Президентом РФ В. В. Путиным

Началась  новая фаза развития пенсионной реформы.

Основной  целью пенсионной реформы стало  преодоление уравнительности всех видов пенсий, повышение реального  размера пенсий, переход на страховые  принципы. Произошли изменения структуры  пенсий и переход к подсчету пенсионных прав исходя из страховых взносов  и конвертации пенсионных прав. Для  повышения уровня жизни будущих  получателей пенсии введен обязательный накопительный компонент, предусматривающий  инвестирование пенсионных накоплений. Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. Это дало возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

Для обеспечения  текущей финансовой устойчивости пенсионной системы введена субсидиарная ответственность  федерального бюджета по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

Фонды признаны страховщиками по обязательному  пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Действующая пенсионная система вступила в силу в 2002 г., когда были заложены ее основные принципы. В рамках новой структуры  трудовые пенсии включали три составляющие: базовые, страховые и накопительные, со своими функциями и правилами  формирования. Проведенная реформа  соответствовала сложившемуся подходу, предусматривающему включение в  состав пенсионных систем нескольких дополняющих друг друга частей (компонент).

Первая  компонента предназначена для борьбы с бедностью среди пожилого населения. Размеры пенсии здесь не зависят  от трудового стажа и прошлой  заработной платы. Обычно используется один из трех подходов к ее формированию: а) единая для всех величина пенсии; б) предоставление пенсии стандартного размера нуждающимся; в) доведение  суммарной величины всех видов пенсий до установленного минимума. Фактически эта часть пенсионной системы  ориентирована на решение социальных задач, поэтому обычно финансируется  за счет общих доходов бюджета. В  среднем по странам ОЭСР на нее  приходится 27% суммарных пенсионных выплат.

Вторая  компонента реализует страховые  принципы и предназначена для  сглаживания потребления на протяжении жизненного цикла. Источником финансирования служат пенсионные взносы, а размеры  пенсии увязывают с прошлыми заработками. Она построена на распределительном  принципе.

 

Третья  компонента также предназначена  для сглаживания потребления, однако, в отличие от второй, построена  на накопительном принципе. Это максимизирует  зависимость между трудовыми  доходами и пенсионными выплатами.

Четвертая компонента - добровольное пенсионное страхование, финансируемое за счет взносов работников и/или работодателей. Как правило, данная составляющая тоже базируется на накопительном принципе.

В большинстве  развитых стран и стран с формирующимся  рынком используются несколько составляющих. Однако их удельный вес и устройство каждой компоненты существенно различаются. Анализ приведенных в обзоре ОЭСР данных показывает, что в 25 из 30 стран  ОЭСР имеется первая компонента (при  этом наиболее распространена ее ориентация на обеспечение минимальных пенсионных гарантий), в 11 - обязательные накопительные  компоненты, в 9 - значимые выплаты за счет добровольного пенсионного  страхования). Две последние компоненты в сумме обеспечивают в среднем  около 1/3 всех пенсионных выплат. Однако удельные веса компонент существенно  варьируют по странам: так, в Австралии  и Нидерландах ведущую роль играют обязательные накопительные компоненты - на них приходится примерно 2/3 выплат; в США, Великобритании и Ирландии более половины выплат обеспечивается за счет добровольных страховых схем. Таким образом, пенсионная система  каждой страны уникальна по своему построению.

В 2010 г. в  России была проведена масштабная и  дорогостоящая пенсионная реформа, стоимость которой сопоставима  с суммарными расходами государства  на здравоохранение или образование. Средняя пенсия выросла в реальном выражении на 35% и достигла 35% от средней  зарплаты (по сравнению с 28% в 2009 г. и 25% в 2008 г.). Но приблизиться к решению  фундаментальной проблемы долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы  не удалось. Этот факт был признан  в Бюджетном послании Президента РФ на 2011-2013 гг.2, в котором сказано: "Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой ...и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы".

Накопительная часть трудовой пенсии это та часть  будущей пенсии застрахованного  лица, на которую поступают 6% от страховых  взносов работодателя за каждого  работающего гражданина, а всего  работодатель перечисляет в ПФР  с 1 января 2012 г. 22% от заработной платы  работника (за работника, имеющего годовой  доход свыше 512 000 руб. работодатель, начиная с 2012 г., перечисляет в  ПФР дополнительно 10% с суммы превышающей  указанную нормативную величину). Однако, государство не только обеспечило формирование самой накопительной  части пенсии, но и предоставило гражданам право управления этой самой частью, разрешив гражданам  распорядиться накопительной частью в ходе ее инвестирования. По федеральному закону №111-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об  инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» каждый гражданин  имеет право выбрать тот или  иной механизм инвестирования своей  накопительной части пенсии. Либо передать ее в управление рыночной инвестиционной компании, либо перевести  в негосударственный пенсионный фонд, либо оставить в Пенсионном фонде  РФ под управлением Государственной  управляющей компании. Сегодня по прошествии 10 лет с начала пенсионной реформы более 11,1 млн. чел. перевели свою накопительную часть пенсии в негосударственные пенсионные фонды. Свыше 6,3 млн. чел. вступили в  государственную программу софинасирования  пенсии.

Информация о работе Пенсионная реформа