Пенсионное обеспечение граждан РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является изучение пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе обозначены следующие задачи:
• Рассмотреть особенности современного пенсионного законодательства
• Выявить основные проблемы пенсионного обеспечения РФ сегодня, а так же предложить способы их решения

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.05 Кб (Скачать файл)

- выдача беспроцентных ссуд  на приобретение недвижимости (дачи, квартиры);

- повышение защищенности клиента  от безработицы;

- открытие и содержание специальных  магазинов, ведущих продажу по  сниженным ценам, для пожилых  и малоимущих клиентов.

1.5 Типология негосударственных  пенсионных фондов РФ

Исходя из характера развития фондов, можно условно выделить следующие  типы НПФ:

  1. Кэптивные — развивают преимущественно корпоративные пенсионные программы компаний — учредителей и их родственных структур. В портфеле активов под управлением значительно преобладают пенсионные резервы над пенсионными накоплениями.
  2. Корпоративные — деятельность таких фондов по-прежнему основывается на обслуживании корпоративных пенсионных программ своих учредителей. При этом с каждым годом доля пенсионных накоплений в портфеле активов возрастает. Преимущественно изменение статуса с кэптивного на корпоративный связано с привлечением пенсионных накоплений имеющихся по корпоративным программам клиентов.
  3. Территориальные — действуют преимущественно в рамках отдельного региона или группы регионов. В большинстве случаев такие Фонды были образованы при поддержке действующей законодательной и исполнительной властей.
  4. Открытые— будучи в большинстве случаев независимыми от крупных финансово-промышленных групп, строят свою деятельность на обслуживании максимально широкого круга как физических, так и юридических лиц. В активах обычно преобладают пенсионные накопления.

 

 

 

Глава 2. Основные направления по совершенствованию пенсионного обеспечения в России

2.1 Зарубежный опыт организации  пенсионного фонда

Во многих странах не существует законодательных актов, обязывающих наемных работников вступать в дополнительные системы. Как правило, они являются результатом коллективных соглашений между работодателями и работниками. Тем не менее, в Нидерландах, например, где дополнительная система носит добровольный характер, она охватывает 80% населения13. Распределительная система является полным антиподом накопительной пенсионной системы. Она характеризуется тем, что пенсионеры получают деньги на свое содержание от другого поколения работников, пришедших им на смену. Следовательно, уровень благополучия пенсионеров будет целиком и полностью зависеть от экономического благополучия именно этого поколения, на которое они уже никак не могут повлиять. Поэтому может показаться, что вторая модель более зависима от изменений в экономической сфере или от социально-политической ситуации. Однако ни в первом, ни во втором случае не удастся избежать непосредственного влияния общей экономической ситуации, поскольку главная задача накопительной системы пенсионного обеспечения заключается не в том, чтобы больше собрать, а в том, чтобы надежно сохранить и по возможности преумножить средства.

В большинстве стран мира действуют  смешанные системы, которые содержат элементы как накопительной, так и распределительной системы, причем, как правило, элементы распределительной системы преобладают.

 

В отличие от России, практически  во всех странах Западной Европы, в  США, Японии, Австралии широко действуют  негосударственные социальные фонды, которые помогают полнее охватить различные  слои населения при осуществлении, пенсионного, медицинского, социального  страхования и обеспечения. На наш  взгляд, причиной этому является принятая там нормативная база, создавшая  благоприятные предпосылки становления  и развития данных фондов.

Принципы формирования пенсионного  фонда в России и за рубежом  во многом отличаются друг от друга. Сумма  взносов работников на пенсионное страхование  в России является самой низкой (1% от ФОТ) в сравнении с платежами, уплачиваемыми застрахованными лицами в странах рыночной экономики. Вместе с тем, для российских работодателей тариф пенсионного страхования с 1 января 2005 года установлен в размере 20% от ФОТ, что ставит Россию по этому показателю на первую позицию по отношению ко всем развитым странам мира. Однако такие результаты, исходя из российской действительности, не способствуют, на наш взгляд, ни достойной социальной поддержке населению ни столь важному сейчас  снижению налогового бремени предприятиям.

2.2. Недостатки и пути улучшения пенсионного обеспечения в России

В настоящее время государственная  пенсионная система РФ переживает кризис, который находит отражение в  минимальном размере пенсии по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения и по отношению к высоким страховым тарифам. Для решения проблем кризисного состояния возможны два пути: увеличение поступлений в Пенсионный фонд РФ или совершенствование (реформирование) пенсионной системы.

Решение проблемы по первому пути является проблематичным, так как  в стране сложилось неблагоприятное  соотношение численности плательщиков пенсионных взносов и пенсионеров  из-за уменьшения численности занятых  в народном хозяйстве, а также  уклонения от уплаты налогов значительного  числа налогоплательщиков.

Второй путь - реформирование пенсионной системы может оказаться более  сложным, но более приемлемым при  наличии определенных условий: достижение заданных целей и определение  основных этапов.

Основными этапами реформирования должны быть следующие:

1) оптимизация размера трудовых  и социальных пенсий,  выплачиваемых тем пенсионерам, которые не сформировали достаточных пенсионных сбережений;

2) разработка схем обязательных  пенсионных взносов работающего  населения, которые будут накапливаться  на наличных пенсионных счетах  в негосударственных пенсионных  фондах;

3) внесение добровольных пенсионных  сбережений населения в негосударственные пенсионные фонды.

Таким образом, к основным направлениям укрепления доходной базы Пенсионного  фонда  РФ можно отнести: продолжение совершенствования системы пенсионного обеспечения, основанной на накопительном страховании.

Что касается негосударственных пенсионных фондов, то к ним существует недоверие  многих граждан, поскольку эти фонды  еще не зарекомендовали себя как надежные, добросовестные и выгодные населению финансовые посредники.

Заключение

Пенсионное  регулирование касается одной из наименее социально защищённых групп - престарелых граждан, тем или  иным образом влияет на жизнь каждого  члена общества.

Его становление  должно проходить в соответствии с основными принципами гуманизма. Правовая основа пенсионного регулирования  должна быть создана государством с  особой тщательностью, ибо цена неудачи  очень высока. От эффективности системы  пенсионного обеспечения зависит  моральное состояние всего общества.

При всей важности морального аспекта стоит  отметить, что и экономическое  состояние общества зависит от эффективности  функционирования системы пенсионного  обеспечения. Вопросы пенсионной реформы  затрагивают финансы предприятий  и организаций, доходы населения, бюджетную  сферу, инвестиционные процессы. В настоящее  время реформирование пенсионной системы  может и должно стать неотъемлемым звеном реформы всей экономики и  финансов России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Буянова М.О., Кондратьева 3. А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Особенная часть. М.: Нолидж, 2003.

2. Гусов К.Н.  Право социального обеспечения: Учебник 2-е изд. М.: Проспект 2005.

3.  Капкаева Н.З., Журкина Н.С. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды. - Казань: Изд-во КГФЭИ, 2003./ стр 28

4. Мачулъская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 3-е изд. М.: Книжный мир, 2005.

5. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 275-276.

6. Пешехонов Ю.В. Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы // Финансы, 2005, № 4. –С.18-19.

7. Толмачев А П.  Право социального обеспечения (конспект лекций). М.: Приор, 2004.

8. Шмакова И.В., Тишинский Н.А. Реформирование пенсионного обеспечения в РФ // Финансы, 2005, №3.

Нормативно- правовые акты:

1.  Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 года, 24 октября 1997 года, 8 июля, 17 декабря 1999 года, 16 апреля, 15 мая 2001 года, 21 марта 2002 года).

2.  Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ. // Российская газета, 2003, №79.

3.  Федеральный закон от 21 марта 2005 года N 18-ФЗ 
 «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву».

 

4.  Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 184-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год". – Система Гарант

1 Кураков Л.П. Словарь-справочник по экономике. – М.: Гелиос АРВ, 2004. – С.92.

2Финансы: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. В.П. Литовченко. – М.: Издательско-торговая группа «Дашков и Ко», 2004. – с.473.

3 Положение от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. федерального закона от 5 августа 2000 г.)

4 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ

5 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ

6 Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ

7 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111

8 Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 275-276.

9 от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ

10 Комсомольская правда, 2006, 17-24 августа. – С.15.

11 от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ

12 Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2005. – С.473.

13 Пешехонов Ю.В. Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы // Финансы, 2005, № 4. –С.18-19.


Информация о работе Пенсионное обеспечение граждан РФ