Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:59, курсовая работа
Проблема старения населения (снижение уровня рождаемости и увеличение продолжительности жизни пенсионеров) во всем мире наиболее остро обозначилась
в конце XX века. В европейских странах для поддержания должного уровня пенсионного обеспечения пенсионные системы подверглись реформе.
Введение ………………………………………………………3
Глава 1. Пенсионное обеспечение в России.
Пенсионная система в России. Виды пенсий…………….. ....4
Трудовая пенсия…………………………………………….....5
Трудовая пенсия по инвалидности…………………………...9
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца……………10
Глава 2. Пенсионное обеспечение в Германии. Сравнительная характеристика.
2.1. Сравнительная характеристика пенсионной системы России и Германии……………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………..22
К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
КН — количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи;
Б — фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца, который составляет 1 281 руб. в месяц.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
Пенсия за выслугу лет.
Право на получение государственной пенсии за выслугу лет имеют:
Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной государственной гражданской службы. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и выплачивается одновременно с ней.
Лица, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более; и лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и другая указанная служба.
Социальная пенсия.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия. Законодательством предусмотрены следующие виды социальных пенсий: социальная пенсия по старости (для мужчин, достигших 65 лет, и женщин, достигших 60 лет), социальная пенсия по инвалидности, социальная пенсия по случаю потери кормильца.
По состоянию на январь 2012 года размер социальной пенсии по старости составляет 3178,54 руб. в месяц, размер социальной пенсии по инвалидности для детей-инвалидов, инвалидов I группы и инвалидов с детства I и II группы — 6357,08 руб. в месяц.
Негосударственная пенсия — денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Пенсионный договор — соглашение между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком негосударственного пенсионного фонда (НПФ), в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в НПФ, а НПФ обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.
Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
Например, по состоянию на январь 2012 года неработающим пенсионерам и отдельным категориям работающих пенсионеров, которые зарегистрированы по месту жительства в городе Москве, доплачивают из бюджета города Москвы до общей суммы 11 000 руб.
Глава 2. Пенсионное обеспечение в Германии. Сравнительная характеристика.
2.1. Сравнительная характеристика пенсионной системы России и Германии.
До принятия в 2001–2002 годах законодательных актов, определяющих введение новых пенсионных систем, в обеих странах функционировала распределительная система, основанная на солидарности поколений, когда обеспечение пенсиями настоящих пенсионеров осуществляется посредством взносов, которые уплачиваются работающими. Введение накопительной составляющей позволяет аккумулировать средства на индивидуальных счетах граждан (вкладчиков) для последующего получения пенсии из расчета накопленных сумм и дает возможность влиять на размер будущей пенсии. Проведение пенсионной реформы в первую очередь направлено на увеличение размера пенсии будущих пенсионеров без применения таких радикальных мер, как повышение взносов по обязательному пенсионному страхованию и увеличение возраста выхода на пенс(табл. 1). Следует отметить, что в России с 1 января2005 года снижен тариф страхового взноса с 28 до 20%, что должно привести к легализации «реальных» зарплат и, как следствие, росту доходов Пенсионного фонда Российской Федерации
(далее – ПФР). Следует обратить внимание, что в России и Германии различны источники
уплаты взносов. В России все 20% уплачиваются работодателем, а в Германии в равной степени уплачивают и работодатели и сами работники по 9,75%каждый. Можно отметить и существенную разницу в размере коэффициента замещения, в Германии он более чем в два раза больше, чем в России(табл. 1), и это при условии, что политика Германии в части размера государственной пенсии не направлена на ее увеличение. Власти Германии считают, что государственная пенсия не должна быть высокой – она должна обеспечивать прожиточный минимум пенсионера. В IV квартале 2004 года средняя пенсия
в России составила 2025рублей, а прожиточный минимум для пенсионеров на этот же период установлен в размере 1849 рублей.
Таблица 1
Параметры |
Россия |
Германия | ||
Мужчина |
Женщина |
Мужчина |
Женщина | |
Минимальный возраст для выхода на пенсию, года |
60 |
55 |
65 |
65 |
Средняя продолжительность жизни пенсионера после выхода на пенсию, годы |
14 |
23 |
15,6 |
19,3 |
Коэффициент замещения |
27% |
64% | ||
Тариф страхового взноса |
20% |
19,5% | ||
Простое сравнение показывает, что трудовая пенсия в России лишь немного выше прожиточного минимума. Введение накопительного элемента должно обеспечить высокий уровень пенсий будущим пенсионерам за счет сумм, накопленных за период трудовой деятельности. С 2002 года все служащие Германии 1975 года рождения и моложе получают Извещения Федерального ведомства страхования служащих Германии (далее – ФВССГ) с информацией о:
– сумме средств, поступивших на финансирование будущей пенсии по состоянию на текущий год;
– величине пенсии, которая будет назначена, если величина взносов не изменится;
– величине пенсии, которая будет назначена при достижении пенсионного возраста в случае, если доход будет аналогичным и период трудовой деятельности непрерывным;
– схеме добровольного частного пенсионного страхования (возможности формирования накопительного элемента). Пенсионный фонд Российской Федерации также начиная с 2002 года проводит ежегодное информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов по средством рассылки пакета документов.
Информирование осуществляется в два этапа: 1й этап по информированию застрахованных лиц о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета(сумме страховых взносов, уплаченных на финансирование накопительной части трудовой пенсии); 2й этап по информированию застрахованных лиц о состоянии общей части индивидуального лицевого счета (сумме страховых взносов, уплаченных на финансирование страховой части трудовой пенсии).
Остановимся на письме ПФР застрахованным лицам, осуществляющим формирование накопительной части трудовой пенсии. Оно содержит:
– извещение о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета в ПФР,
где отражена информация о:
• суммах страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, в разрезе работодателей;
• сумме чистого финансового результата от временного размещения ПФР страховых
взносов, уплаченных на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
• управляющей компании, в доверительном управлении которой находились средства
пенсионных накоплений в предыдущем году;
• доход от инвестирования средств пенсионных накоплений за предыдущий период в процентах от среднегодовой стоимости чистых активов;
• управляющей компании, в доверительном управлении которой находятся средства
пенсионных накоплений или негосударственном пенсионном фонде, который осуществляет инвестирование и учет средств пенсионных накоплений в текущем году;
– информацию, необходимую застрахованному лицу для реализации права выбора.
Из вышеизложенного можно отметить, что извещения содержат в себе сведения о размере средств, поступивших на формирование будущей пенсии конкретного человека, в том числе информацию о суммах взносов уплаченных работодателем на формирование накопительной части будущей пенсии. Такое информирование дает
возможность контролировать формирование накопительной части трудовой пенсии, а также полноту и своевременность выполнения работодателем своих обязательств в части уплаты взносов на формирование как накопительной части трудовой пенсии, так и страховой части трудовой пенсии. В случае возникновения вопросов можно обратиться в органы ПФР для получения разъяснений по полученной информации.
Следует обратить внимание на то, что согласно законодательству Германии формирование накопительного элемента будущей пенсии носит добровольный характер, в то время как в России для возрастных категорий, определенных законом, это носит обязательный характер. Кроме того, для участников дополнительного пенсионного страхования Германии ограничение по возрасту законом не установлено, данный критерий остается на усмотрение самих частных компаний, которые осуществляют дополнительное пенсионное страхование, а в России возрастные ограничения установлены федеральным законом.
Для формирования накопительного элемента будущей пенсии служащему Германии необходимо заключить договор дополнительного пенсионного страхования (далее – ДДПС) с частной финансовой компанией, предлагающей такую услугу, – это может быть страховая компания, негосударственный
пенсионный фонд, банк.
Смысл прост: участник дополнительного пенсионного страхования (далее – вкладчик) на добровольной основе уплачивает взносы в частную компанию, которая открывает на его имя лицевой счет, где фиксируется вся информация о поступающих взносах, а также об инвестиционном доходе, заработанном компанией. По достижении вкладчиком пенсионного возраста компания
выплачивает ему дополнительную пенсию в соответствии с накопленными суммами.
Гражданин России может несколько иным способом распорядиться своей накопитель
ной частью, а именно он имеет право:
– осуществлять формирование накопительной части трудовой пенсии через ПФР по
средством выбора управляющей компании, заключившей с ПФР договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений по результатам конкурсов по отбору управляющих компаний (далее – УК),путем подачи в ПФР заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании).
В данном случае назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии будет осуществлять ПФР;
– отказаться от формирования
накопительной части трудовой пенсии
через ПФР и выбрать НПФ, для
чего необходимо заключить договор
обязательного пенсионного
Информация о работе Пенсионное обеспечение в России и Германии