Пенсионный фонд России и его роль в проведении пенсионной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить социально-экономическую сущность ПФ РФ ;
- проанализировать формирование доходов ПФ РФ;
- рассмотреть пути совершенствования деятельности ПФ РФ.

Файлы: 1 файл

ПФ РФ и его роль в проведении пенсионной реформы.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно  отметить, что за счет развития пенсионного  страхования формируются источники  финансирования пенсий, что обеспечивает людям определенный прожиточный  уровень в будущем.

1.2. Социально-экономическая  сущность и роль Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный  фонд – самостоятельное финансово-кредитное  учреждение, осуществляющее государственное  управление финансами пенсионного  обеспечения в стране [5, С.

Пенсионный  фонд РФ образован 22 декабря 1990 года посредством выделения из Фонда государственного социального страхования СССР. Учредителем Пенсионного фонда РФ являлся Верховный Совет РСФСР. Пенсионный фонд РФ подконтролен и подотчетен Государственной Думе Российской Федерации, которая утверждает и годовой бюджет Пенсионного фонда РФ, и отчет о его исполнении [6.

Пенсионный  фонд РФ выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном  действующим на территории Российской Федерации законодательством о  банках и банковской деятельности.

Пенсионный  фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

ПФ РФ осуществляет ряд социально значимых функций:

- учет страховых  средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

- назначение  и выплата пенсий;

- назначение  и реализация социальных выплат  отдельным категориям граждан  (ветеранам, инвалидам, в том  числе вследствие военной травмы, героям Советского Союза, героям  Российской Федерации);

- персонифицированный  учет участников системы обязательного  пенсионного страхования;

- взаимодействие  с работодателями - плательщиками  страховых пенсионных взносов;

- выдача сертификатов  на получение материнского (семейного)  капитала.

С 1 января 2007г вступил в силу ФЗ №256 от 29 декабря 2006г «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Величина материнского капитала ежегодно индексируется государством (в 2007г он составлял 250тыс руб., а в 2012г 387тыс 640руб 30коп). В 2013 году величина материнского капитала выросла до 408 тысяч 906 рублей 50 копеек. Право на получение материнского капитала предоставляется только один раз, эти средства могут направляться на улучшение жилищных условий, получения образования ребенком и формирование накопительной части трудовой пенсии для женщины.

Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить  свою будущую трудовую пенсию с участием государства: часть взносов в  накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство. Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 года. Минимальный размер взноса в рамках программы софинансирования должен составить 2 000 рублей в год. Государство удвоит эти деньги, доплатив сумму, равную годовой сумме взноса, но не более 12 000 рублей в год. Для лиц пенсионного возраста государство увеличивает сумму в 3 раза но не более 36000 рублей в год. Программа рассчитана на 10 лет. В программе государственного софинансирования пенсии уже участвуют 2 367 800 человек.

Пенсионный  фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

В структуре  Пенсионного фонда - 7 Управлений в  Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов [7.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением Пенсионного фонда РФ и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

В состав правления  Пенсионного фонда РФ входят по должности  председатель, который назначается  и освобождается от должности Государственной Думой Российской Федерации, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор Пенсионного фонда РФ, управляющие всеми отделениями фонда по территории России, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России. В состав правления могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

Правление Пенсионного  фонда РФ, на которое возложена  основная функция по управлению пенсионным обеспечением в России несет ответственность  за выполнение функций, относящихся  к компетенции ПФРФ. Оно определяет перспективные и текущие задачи ПФРФ и утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) структурных органов ПФРФ, отчеты об их исполнении, а также их структуру и штаты. Правление Пенсионного фонда РФ назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей отделений Пенсионного фонда РФ, утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФРФ, издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Пенсионного фонда РФ и решает другие вопросы, отнесенные к компетенции Пенсионного фонда РФ [8.

 

1.3. Нормативно-правовые  материалы, регулирующие деятельность  Пенсионного фонда России

Российская Федерация  в соответствии со ст. 7 Конституции является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень, а также закрепляет основные направления этой политики. Среди них: назначение и выплата государственных пенсий и социальных пособий; создание системы социальных служб занятости, призванных принимать меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице; охрана здоровья людей и др.

 Однако на практике  реализация основных принципов  социальной политики, закрепленных  в Конституции Российской Федерации,  существенно затруднена.

 Происходящие в России  с начала 90-х годов ХХ века  преобразования создали для населения страны новую ситуацию, характеризуемую непривычно высоким уровнем социальных рисков (материальной необеспеченности в случае болезни, старости, безработицы), и потребовали создания системы обязательного социального страхования.

С самого начала функционирования государственных внебюджетных фондов не был принят федеральный закон, регламентирующий порядок их создания, деятельности и ликвидации.

 Нормативные правовые  акты, на основании которых созданы  и функционируют государственные  социальные внебюджетные фонды, широко варьируются. Это законы, принятые во времена существования СССР, законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также другие нормативные акты.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета Российской Федерации  от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в Российской Федерации  в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Эта статья гласит, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с указанным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР) за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета. До 1 января 1992 года действовало Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденные Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. N 556-1. С 1 января 1992 года вступили в силу Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденные Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1. Указанное Положение о фонде с изменениями и дополнениями действует до настоящего времени.

 Согласно п. 2 Положения ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. ПФР является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Законом  Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях  в Российской Федерации" (вступил  в силу в 1992 году) гражданин, в зависимости от размера своего трудового стажа, мог рассчитывать на пенсию в размере от 55 до 75 процентов среднего заработка, либо за последние два года перед выходом на пенсию, либо за любые пять лет подряд из всей трудовой деятельности. Однако в Законе имелось существенное ограничение: пенсия, исчисленная по этой формуле, не могла превышать трех минимальных размеров пенсии, составлявшей на начало 2001 года 168 рублей.

 Повысить пенсию оказалось  возможно только указами Президента  Российской Федерации, которыми вводились дополнительные компенсационные выплаты к пенсии. Пенсия после этого стала складываться из двух частей: собственно пенсии и дифференцированной компенсационной доплаты (причем размер доплаты оказывался больше у тех, у кого размер собственно пенсии был меньше). В результате обычной стала ситуация, когда пенсионер получал пенсию в размере 468 рублей, из которых 168 рублей были им заработаны как пенсия, а 300 рублей доплачивались ему как компенсация за снижение его жизненного уровня вследствие роста цен. Пенсия для этой категории получателей по своей сути превратилась в социальное пособие, назначаемое в связи с достижением пенсионного возраста.

 Федеральный закон  от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке  исчисления и увеличения государственных пенсий" должен был преодолеть это противоречие и восстановить утраченную стимулирующую связь между зарплатой и размером пенсии. С 1 февраля 1998 года указанным Законом был введен порядок назначения и перерасчета пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера - ИКП.

 Однако выполнению  этих планов помешали дефолт 1998 года и образовавшаяся в результате  многомесячная задолженность пенсионной  системы перед пенсионерами. Лишь  с 2000 года, справившись с долгами  и стабилизировав финансовое  положение пенсионной системы, Правительство Российской Федерации и ПФР начали поэтапно снимать ограничение, установленное Законом: сначала повысили отношение до 0,8, потом до 0,95. В мае 2001 г. планировалось довести его до 1,1. С учетом стабильного финансового положения ПФР было решено досрочно выполнить указанный Закон в полном объеме и установить отношение в размере 1,2 уже в мае. Благодаря этому уже с мая 2001 года максимальный заработок, с которого исчисляется пенсия, стал на 20 процентов превышать величину средней зарплаты по стране, установленной для расчета пенсии (на конец 2001 года она в денежном выражении составляла 2005 рублей). А максимальный размер трудовой пенсии достиг 90% от средней зарплаты по стране для исчисления пенсий. При этом за работником было сохранено право на получение пенсии в размере 55 - 75% заработка в зависимости от стажа.

 В то же время  обнаружились серьезные противоречия  в самом механизме повышения  пенсий. Повышая отношения зарплат,  можно обеспечивать более полный  учет заработка у тех, кто получал высокую зарплату, и за счет этого и рост средней пенсии. В этом случае без повышения остаются те, чей заработок уже в полном объеме учтен по нормам Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" при назначении пенсии, а также те, кто получал пенсию по Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

До 2002 года в Российской Федерации  действовали одновременно два пенсионных Закона (от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"). На начало 2000 года на порядок назначения пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера перешли 17,2 млн. человек (46,6% от общего числа пенсионеров). Остальные пенсионеры получали пенсии по Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1.

 В Федеральном  законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации" закреплены  организационные, правовые и финансовые  основы пенсионного страхования,  определен порядок формирования  и расходования средств обязательного пенсионного страхования, тарифы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной части пенсии, регламентирован учет средств в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, установлены требования об отдельном учете в бюджете ПФР страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

 Федеральным  законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской  Федерации" определена структура  трудовых пенсий, с выделением  накопительной части, порядок  и условия их установления.

 Федеральным  законом от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об  инвестировании средств для финансирования  накопительной части трудовой  пенсии в Российской Федерации"  зафиксирован порядок передачи  средств пенсионных накоплений  управляющим компаниям, процесс непосредственного инвестирования средств в различные финансовые инструменты, права застрахованных лиц на выбор управляющих компаний, система государственного и общественного контроля за процессом инвестирования.

 В новой  пенсионной модели сохранен распределительный характер выплаты пенсий. Однако пенсионные обязательства государства перед гражданином, во-первых, персонифицированы и, во-вторых, зависят от размеров получаемых доходов.

Информация о работе Пенсионный фонд России и его роль в проведении пенсионной реформы