Пенсионный фонд России и его роль в проведении пенсионной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить социально-экономическую сущность ПФ РФ ;
- проанализировать формирование доходов ПФ РФ;
- рассмотреть пути совершенствования деятельности ПФ РФ.

Файлы: 1 файл

ПФ РФ и его роль в проведении пенсионной реформы.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

 Федеральным  законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что трудовые пенсии по старости и по инвалидности могут состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной.

Отношения, связанные  с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, регулируются в основном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

 Выплата  компенсации расходов на оплату  стоимости проезда пенсионерам-гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно осуществляется в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

 Выплата  пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим)  на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации, производится на основании Федерального закона от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" и Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и других нормативных правовых актов.

 Условия,  порядок назначения и выплаты  ежемесячной доплаты к пенсии, установленной членам летных  экипажей воздушных судов гражданской  авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансирования расходов на выплату указанной доплаты определены Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и другими нормативными правовыми актами.

 Бухгалтерский  учет и отчетность по исполнению  бюджета Фонда ведутся в соответствии  с Инструкцией, утвержденной Постановлением  Правления ПФР от 30 января 1995 г. N 18 "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности по исполнению бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации", согласованной с Минфином России. Учет расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его территориальных органов ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ  и пути совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации

2.1. Анализ формирования доходов Пенсионного фонда Российской Федерации

ПФ РФ образуются как и любой другой внебюджетный фонд в основном за счет следующих  целевых доходных источников:

· страховых взносов;

· межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы,

· безвозмездных поступлений от юридических лиц и иных источников.

В соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ, обязательное пенсионное страхование — система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством, которые направлены на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения [2].

Пенсионный  фонд Российской Федерации был учрежден 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для осуществления управления финансами пенсионного обеспечения в государстве [3]. Соответственно возникла необходимость выделить данные финансы в самостоятельный внебюджетный фонд. С момента создания Пенсионного фонда в России зародился совершенно иной — новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали образовываться за счет обязательных страховых взносов организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей.

В структуре  ПФ РФ на сегодняшний день находится  в Федеральных округах Российской Федерации — 8 Управлений, в субъектах  РФ — 81 Отделение ПФ, а также ОПФР в Казахстане, во всех регионах страны около 2500 территориальных управлений. Более 133000 специалистов трудится в системе ПФР.

Необходимо  отметить, что с 1 января 2010 года вместо единого социального налога (ЕСН) были введены страховые взносы в  ПФ РФ, Фонде социального страхования (ФСС) РФ и фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), а функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС была передана ПФ РФ от налоговых органов, что означает важнейший шаг к переходу российской пенсионной системы на страховые принципы. 2010 год являлся переходным периодом, в течение которого сохранялась действующая 20 % ставка взносов в ПФ РФ, в ФСС — 2,9 %, в ФОМС — 3,1 %. В 2012 году ставка страхового взноса составила 30 %, в том числе 22 %(16 % страховая часть, 6 % накопительная) в ПФ РФ, 2,9 % в ФСС, 5,1 % в ФОМС.

Страховая природа  пенсионных выплат кардинально изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в России. Вместо ранее используемых методов учета  трудового стажа в ПФ РФ с 1997 года практически введена система индивидуального учета, где фиксируются все платежи, произведенные работодателями в пользу своих работников.

В настоящее  время ПФР выполняет следующие  функции:

·Установление и выплата пенсий;

·Ведение индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

·Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений;

·Назначение и  реализация социальных выплат;

·Назначение и  реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

·Выдача государственных  сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств  материнского (семейного) капитала;

·Оказание совместно  с региональными органами власти адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры;

·Реализация программы  государственного софинансирования пенсии;

·Сбор и администрирование  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование [1].

Для того, чтобы  ПФР эффективно реализовывал свои функции и правильно определял стратегию своего развития необходимо целесообразно вести учет доходов и расходов и на основе полученных показателей проводить необходимый анализ.

Основные показатели, которые характеризуют деятельность ПФ РФ в 2010—2013 гг. можно представить в виде таблицы (таблица 1).

Бюджет Пенсионного  фонда РФ в 2010 году по доходам превысил 4600 млрд. рублей, что составляет 10,4 % ВВП страны. Что касается 2011 года, то бюджет превысил 5137 млрд. рублей, что соответствует 9,9 % ВВП.

Таблица 1.

Доходы  бюджета Пенсионного Фонда РФ, млрд. руб.

 

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Доходы бюджета Пенсионного фонда, всего

4 680,04

4610, 08

5137,38

5255, 64

5696,86

5890, 36

6343,33

485,19

Расходы бюджета  Пенсионного фонда, всего

4398,04

4249, 23

4822,39

4922, 11

5407,31

5451, 22

6088,73

289,10

Величина дефицита/ профицита бюджета Пенсионного  фонда

282,00

360,85

314,99

333,53

289,55

439,15

254,60

196,09


 

Изменение доходов  и расходов ПФ РФ в период с 2010—2015 гг. можно наглядно увидеть, если их сравнить, составив график (рисунок 1). На основании данного рисунка 1, что доходы и расходы увеличиваются в рассматриваемый период, при этом превышение доходов над расходами довольно значительно.

                                                       

 

Рис. 1. Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010—2013 годах.  

 

Превышение  доходов над расходами в 2010 году - 360 млрд. руб. В 2011 году данное превышение составило 333,5 млрд. руб, в 2012 – 439 млрд. руб.

Таким образом, мы видим, что доходы Пенсионного  Фонда РФ позволяют покрыть все  расходы.

 

2.2. Анализ  использования средств Пенсионного  фонда РФ

Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Расходы бюджета  пенсионного фонда РФ из таблицы 1 можно представить так (рис. 2) 

Рис. II. Расходы бюджета ПФ РФ.

Основное направление расходования Фонда — расходы на выплату пенсий и пособий. Проанализируем изменение структуры выплаты пенсий и пособий за 2011 г. по отношению к 2010 г. Этот показатель в 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшился на 5,2 %.

Расходы на ежемесячные  денежные выплаты отдельным категориям граждан в 2011 г. возросли на 18,3 млрд. руб., данные расходы составляет 6,33 % от общего объема расходов, в 2010 г. данный показатель 7 %.

Растущее место  в расходах ПФР занимает предоставление материнского капитала. По сравнению с 2010 г. в 2011 г. данные выплаты увеличились на 74,2 млрд. руб., что составляет 3,48 %. 

 

Рис. III. Состав доходов и расходов ПФР в 2010—2011 гг. 

 

Основное место  в доходах занимают поступления  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые в 2010 г. составили 1900 млрд. руб., а в 2011 — 2815,3 млрд. руб. В структуре доходов это составило 41,3 % и 53,6 % соответственно. Абсолютный прирост составил 915,3 млрд. руб.

Что касается доходов  по накопительной составляющей бюджета  ПФР, то в 2011 г. они возросли по сравнению с предыдущим годом на 56,9 млрд. руб, что составило 7,95 % всех доходов.

Важное значение имеет увеличение поступлений дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, которые в 2011 году возросли на 0,5 млрд. руб.

Бюджет Пенсионного  фонда Российской Федерации на 2012 год сформирован по расходам в сумме 1531,6 млрд.руб. (6,3% к объему ВВП), в том числе на финансирование обязательного пенсионного обеспечения граждан, а также дополнительного пенсионного обеспечения и дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан с учетом затрат на доставку предусмотрено направить 1272,7 млрд.руб., что составляет 83,5% от общих расходов бюджета Фонда по распределительной составляющей, на финансирование ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета - 210,2 млрд.руб., или 13,8%. [12]

Расходы на выплату  базовой части трудовой пенсии в 2012 году определены с учетом затрат на их индексацию с 1 апреля - на 3% и с 1 августа - на 4% (в целом за год - на 7,1%) в сумме 485,95 млрд.руб., т.е. в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Расходы на выплату  страховой части трудовой пенсии в 2012 году определены в сумме 680,8 млрд.руб. с учетом затрат на их увеличение с 1 апреля 2012 года на 6,3% в соответствии с Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

Правовые основания  для индексации страховой части  трудовой пенсии по индексу роста  потребительских цен в 2012 году исходя из условий, установленных Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, отсутствуют в связи с тем, что фактический индекс роста цен за указанные периоды не будет достигать установленного законодательством предела, при котором производится индексация страховой части пенсии.

Суммарные затраты  Фонда на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду в соответствии с законодательством Российской Федерации, составят 87804,4 млн. руб.

Финансирование  мероприятий в области социальной политики предусмотрено в сумме 1000,0 млн.руб. или 0,06% от общих расходов Фонда, из которых 298,5 млн.руб. планируется направить на финансирование информационно-разъяснительной работы в связи с проведением пенсионной реформы и необходимостью активного разъяснения пенсионного законодательства Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного  фонда на 2013 год утвержден по расходам в сумме 1786,5 млрд. руб. (100,2%), с профицитом в сумме 36,2 млрд. рублей. Бюджет Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, исполнен по расходам - в сумме 1 769 921,2 млн. рублей. Из федерального бюджета предоставлены межбюджетные трансферты в сумме 916,42 млрд. рублей, из них: на выплату базовой части трудовой пенсии - 590,0 млрд. рублей (100% от бюджетных назначений); на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) гражданам РФ, включая расходы на их доставку, - 103,9 млрд. рублей (100%); на выплату пенсий, назначенных досрочно безработным, - 1,76 млрд. рублей (99,2%); на выплату материального обеспечения специалистам ядерного оружейного комплекса - 1,69 млрд. рублей (102,1%); на осуществление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан в общей сумме - 206,01 млрд. рублей.

Информация о работе Пенсионный фонд России и его роль в проведении пенсионной реформы