Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 21:59, курсовая работа
Ситуация, сложившаяся на российском рынке PR, позволяет условно разделить функционирующие на нем фирмы на две группы: специали-зирующиеся на политическом PR и коммерческом. Третье направление - государственный PR - в нашей стране практически не развито. По оценкам самих фирм доля государственных заказов составляет всего 3-5 % (за вычетом выборных кампаний). В качестве первой причины выступает отсутствие финансовых ресурсов у государства на подобную деятельность, отсутствие в бюджете страны строчки, касающейся "информационной поддержки".
Введение 3
1. ПР в государственной организации 5
2. Цели связей с общественностью в государственном управлении 10
3. Структура российского государственного ПР-рынка 15
4. Перспектива развития государственного рынка ПР 33
Заключение 37
Список литературы
Национальный Открытый Институт России г. Санкт-Петербург
Кафедра теории и практики государственного
и муниципального управления
Дисциплина Управление общественными отношениями
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студента (-ки) группы Ивановой Татьяны Юрьевны (фамилия, имя, отчество)
Перспективы использования ПР в государственном и муниципальном управлении (название темы)
Санкт-Петербург
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. ПР в государственной организации 5
2. Цели связей с общественностью в государственном управлении 10
3. Структура
российского государственного
4. Перспектива развития государственного рынка ПР 33
Заключение 37
Список литературы 38
Введение.
В конце 80-х - начале 90-х годов в наш обиход
вошло загадочное для большинства словосочетание
"паблик рилейшенз". А вскоре, службы
по связям с общественностью (ПР-подразделения)
стали возникать в российских коммерческих
компаниях, в качестве самостоятельных
ПР-агентств, и, наконец, модное слово ПР
зазвучало в стенах государственных организаций.
В российских вузах стали готовить специалистов по "связям с общественностью", а полки книжных магазинов запестрели литературой, посвященной проблематике ПР и особенностям становления российской школы по связям с общественностью.
Ситуация, сложившаяся на российском рынке PR, позволяет условно разделить функционирующие на нем фирмы на две группы: специализирующиеся на политическом PR и коммерческом. Третье направление - государственный PR - в нашей стране практически не развито. По оценкам самих фирм доля государственных заказов составляет всего 3-5 % (за вычетом выборных кампаний). В качестве первой причины выступает отсутствие финансовых ресурсов у государства на подобную деятельность, отсутствие в бюджете страны строчки, касающейся "информационной поддержки". Данную ситуацию можно преодолеть, привлекая вместе с заинтересованными ведомствами внебюджетные источники. Другая причина - неготовность специализированных PR- агентств переориентироваться.
По оценкам аналитических центров в ближайшее 3-4 года ожидается увеличение количества предложений по PR - поддержке экономической деятельности государства. Правительственным структурам нужны информационные кампании по пропаганде принимаемых решений. Если в 1993 году информационная кампания в поддержку приватизации рассматривалась как уникальное событие в экономической жизни государства, за ее реализацию давали государственные премии, то в настоящее время подобных кампаний, но несколько меньшего масштаба, в стране проходит 5-6 в год.
Тенденция ближайшего будущего - повышение активности государства, приобретение им статуса основного заказчика PR - услуг. Фирмы, специализирующиеся на выборных технологиях, возможно, сократят свое влияние, что подтолкнет к созданию PR - фирм нового типа.1
Целью данной работы - на основе анализа учебной, научной литературы российских и зарубежных авторов, нормативных документов, регламентирующих деятельность соответствующих структур публицистических материалов соответствующей тематики, рассмотреть особенности организации и функционирования ПР-подразделений в государственных организациях, специфику института "паблик рилейшенз" в системе российского государственного управления, а также дальнейшую перспективу использования ПР в государственном и муниципальном управлении.
Государство или публичная
власть, возникнув из недр общества, на определенном этапе отделилось
от общества и создало сеть специальных
институтов и учреждений, появился соответственно
слой профессиональных управленцев. Они
монополизировали в своих руках важнейшие
ресурсы и возможности воздействия на
происходящие в обществе процессы, стали
своеобразным арбитром и координатором,
определяющим "правила игры" в обществе,
заняв, таким образом, доминирующее положение
по отношению к последнему.
По мере развития общества, накопления
в нем материальных благ, появления механизмов
самонастройки, цивилизованного инструментария
решения конфликтных ситуаций, создания
соответствующих институтов (партий, профсоюзов,
средств массовой информации и т.д.) и механизмов
гражданского общества (прежде всего это
касается появления всеобщего избирательного
права, др.) сформировалась новая ситуация
во взаимоотношениях граждан, их объединений
с государством. Не только граждане, их
объединения оказались в зависимости
от государственных структур, но и сами
институты государственной власти оказались
зависимыми от граждан и их объединений.
В сложившейся ситуации государство уже
не могло выполнять свои функции, не взаимодействуя
на паритетных основах с гражданским обществом
и рядовыми гражданами, не добиваясь и
не завоевывая их поддержки и одобрения
при обсуждении и принятии решений по
тем или иным жизненно важным вопросам.2
Американский политолог Дж. Гордон в своем
труде "Государственное управление
в Америке" писал: "если в частном
секторе эффективность управления измеряется
прибылью или ее отсутствием, то в государственном
управлении - политической поддержкой
граждан или отсутствием таковой".
Развитие общественных связей как информационного
моста в процессе регулирования отношений
между гражданами и государством, заставляет
отступать на второй план функции диктата
и принуждения, выводя на первые позиции
согласование интересов и координацию
усилий различных групп населения и организаций
в решении тех или иных вопросов, выработке
общей линии и стратегии действий.
Таким образом, это потребовало
создания в государственных органах
специальных подразделений, отвечающих
за постоянный диалог с населением и гражданскими
объединениями. Доверие и понимание со
стороны общества может быть достигнуто
только в том случае, если государственные
органы сами стремятся в максимально допустимых
пределах предоставлять обществу объективную
информацию о своих решениях и действиях,
положении в стране, т.е. следовать принципам
информационной открытости и прозрачности
деятельности.
И решение этих задач во многом определяется
эффективностью информационного управления,
реализуемого ПР-службами аппарата государственных
органов. Разумеется, создание таких служб
не могло стать решением всех проблем,
существующих во взаимоотношениях властных
структур и граждан.
В практике работы государственной власти
и местного самоуправления многих стран
признана необходимость иметь эффективные
ПР-службы, причем их названия и круг полномочий
могут быть различны. ПР-подразделения
здесь призваны обеспечивать регулярное
предоставление информации о результатах
деятельности органов государственной
власти, их планах и принимаемых решениях,
а также реализовывать воспитательно-информационную
функцию, направленную на просвещение
общественности в сфере ответственности
этих органов. Существенным здесь является
условие деятельности ПР-службы в центральных
и местных органах власти по способствованию
развития демократии и расширению информированности
общества, а не быть на службе интересов
отдельных чиновников и политических
партий.
Как считал известный философ и политолог Э. Аллен,
самой эффективной является такая власть,
которая получает одобрение свободного
человека, точнее свободное одобрение
свободного человека. Способствование
свободному одобрению гражданами действий
и политики структур власти, поддержка
властей конкретными действиями граждан
является главной целью и критерием эффективности
работы ПР-служб в демократическом обществе.
В современном обществе понятие "демократии"
наполняется новым содержанием. Граждане
хотят принимать активное участие не только
в качестве избирателей членов законодательных
органов, но и быть включенными в обсуждение
актуальных проблем, вопросов, что до последнего
времени было исключительной прерогативой
органов власти. Это порождает потребность
в совершенно новых формах и механизмах
взаимодействия органов государственной
власти и гражданских объединений, институтов
гражданского общества и ставит новые
задачи перед службами по связям с общественностью
в государственных организациях.
Во всем мире известна значимость "паблик рилейшенз" для коммерческого сектора. Сегодня же мы можем говорить о ПР как об инструменте расширения границ управления, неотъемлемой частью эффективного управления любой организационной структуры, независимо от того, является ли она государственной или коммерческой. Общие принципы осуществления ПР-стратегий и применения методик применимы как для коммерческого, так и для государственного сектора. Хотя, безусловно, своя специфика существует в каждой из указанных областей.
В современной литературе сложилось два подхода, определяющие сущность ПР: социальный и технологический.
Первый подразумевает достижение
социального согласия, обеспечение социального
взаимодействия. Второй подход обращается
к технологиям управления, инструментарию воздействия
на людей. В целом в управленческой цепи
"власть-организация ПР-общественные
связи-общественность" проявляется
феномен общественных связей и ПР, их универсальная
культурно-творческая функция. Таким образом
ПР - это одновременно идеология и механизм
управления.
В представленном выше понимании основ
осуществления ПР в государственной сфере
лежит несколько фундаментальных принципов.
Во-первых, это принцип демократии. Только в условиях демократии возможно органичное сочетание управления с самоуправлением, вовлечение в орбиту собственных интересов множество лиц и организаций, обеспечивать баланс между концепцией "открытости" и созданием "новой корпоративной мифологии".
Во-вторых, это обеспечение альтернативности. В случае существования жестких рамок принудительной регламентации, если энергия дела замыкается в условиях узко-клановых, четко-определенных вертикально интересов, необходимости в создании ПР-служб не возникает.
В-третьих, это технологичность. Исторически сфера действия ПР не помещается в рамки теоретических построений. Это всегда некий практический инструментарий, совокупность конкретных методик, форм, процедур налаживания взаимосвязей с обществом. Чем разнообразней технологические приемы, тем шире охватываемых ПР предмет, больше простора в постановке целей. Таким образом, технологический ресурс - важнейшая составляющая ПР.
Итак, можно сказать, что ПР - важнейшая часть управления обществом, любой организационной структурой. Это своего рода идеология политической, экономической и конкурентной борьбы, идеология сотрудничества и согласования интересов, технология управлением сознанием и настроением людей как внутри организации, так и на уровне социальной группы, социального слоя, класса и в целом на уровне общества; это технология продвижения продукции (в нашем случае - организаций и лидеров) на политическом рынке.
Структуры ПР действуют сегодня в системе высшей, отраслевой, региональной власти, в целом ряде государственных организаций. Хотя, столь повсеместное внедрение ПР-подразделений в государственных органах имеет достаточно длительную историю.
Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. В соответствии с общедемократическими тенденциями общественного развития государственные службы должны совершенствоваться и способствовать формированию гражданского общества, для чего приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами. Так что к основным функциональным задачам ПР в системе государственного управления можно отнести:
- участие в демократизации государственного управления,
- содействие становлению гражданского общества.
Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб ПР: в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. На федеральном уровне акцентируется взаимодействие с прессой, аналитическая и прогностическая деятельность. В целом деятельность государственного ПР обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных и частных интересов.
Возможности ПР могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.
Существует целая группа причин, которые порождают недоверие граждан к органам власти. Прежде всего, это так называемые "технические" причины, когда государственные органы вследствие отсутствия структур и специалистом в сфере связей с общественность не умеют разъяснять гражданам цели и мотивы своей деятельности, не дают адекватного представления о ее характере и тех условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы. Следующие причины "культурно-исторического" типа, суть которых заключается в традиционно высокой степени политической и социальной активности российских граждан, предрасположенности нашего общества к противостоянию населения и власти.
"Организационные" причины связаны с недостаточностью квалифицированных и компетентных профессионалов, что вызвано переходом к новой модели организации общества и изменением характера работы с общественностью.
Причины "ресурсные" связаны с недостаточным финансированием государственной службы, отсутствием необходимой материальной и технической базы, ограниченностью располагаемых временных ресурсов и пр.
Информация о работе Перспективы использования ПР в государственном и муниципальном управлении