Перспективы трудоустройства социологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных аспектов трудоустройства выпускников социологов, студентов пятого курса.
В соответствие с заявленной целью в работе разрешаются следующие Задачи:
1. Дать характеристику рынка труда и трудовой социализации современной студенческой молодежи;
2.Рассмотреть перспективы трудоустройства выпускников социологических факультетов;
3. Провести эмпирическое исследование перспектив трудоустройства студентов с учетом их будущей специальности;
4. Проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ перспективы трудоустройства студентов социологического факультета…….……………………………………………..6
§ 1. Рынок труда и трудовая социализация современной студенческой молодежи…………………………………………………………………….6
§ 2. Перспективы трудоустройства выпускников социологических факультетов…………………………………………………………………14
Глава 2. Изучение перспективы трудоустройства студентов с учетом их будущей специальности…………………………………………………………20
§ 1. Подготовка исследования……………………………………………..20
§ 2. Анализ результатов……………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………...27
Приложение 1……………………………………………………………………30
Приложение 2……………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

перспективы трудоустройства студентов социологического факультета.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический  анализ перспективы трудоустройства  студентов социологического факультета…….……………………………………………..6

§ 1. Рынок труда и трудовая социализация современной студенческой молодежи…………………………………………………………………….6

§ 2. Перспективы трудоустройства выпускников социологических факультетов…………………………………………………………………14

Глава 2. Изучение перспективы трудоустройства студентов с учетом их будущей специальности…………………………………………………………20

§ 1. Подготовка исследования……………………………………………..20

§ 2. Анализ результатов……………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………………25

Список литературы……………………………………………………………...27

Приложение 1……………………………………………………………………30

Приложение 2……………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время становится очевидным, что  с возникновением рыночного механизма  спроса и предложения рабочей  силы необходим новый механизм взаимодействия института образования и формирующегося рынка труда.

Современный этап цивилизационного развития, переход к постиндустриальному, информационному обществу требует от системы высшего профессионального образования, как социокультурного института, обновления содержания его функций, приведения образовательных программ в соответствие с потребностями современного уровня производства и общества. Проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, возникающие после окончания вуза, с одной стороны объясняются дефицитом рабочих мест на рынке труда, а с другой стороны - несоответствием профессиональных качеств выпускников вузов требованиям, предъявляемым современным рынком труда.

В меняющихся экономических  условиях возрастает роль профессионально-личностных качеств, обеспечивающих конкуренто-способность на рынке труда, построение успешной профессиональной карьеры. Такие задачи, как развитие личности специалиста, подготовка его к мобильному и адекватному поведению на рынке труда, не всегда решаются достаточно успешно, что усугубляет трудности трудоустройства после окончания вуза.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью теоретического и практического осмысления новых подходов к профессиональной подготовке специалистов, анализу их жизненных планов, организации процесса трудоустройства в условиях модернизационных преобразований в России, а также изменений, происходящих в мире, которые носят глобальный характер.

Взаимодействие  системы образования и рынка  труда связано не только с востребованностью  специалистов определенной квалификации и профессии, но и с отношением молодого поколения к труду в целом. Падение социальной ценности труда приводит к снижению престижа ряда важных для общества профессий. В настоящее время ряд исследователей отмечает обострение диспропорции между профессиональными ориентациями молодежи и реальными потребностями рынка труда, а также изменение традиционной иерархии ценностей, приводящее к замене утративших актуальность экстравертивных мотивов, направленных на общество и других людей, на интровертивные.

Описанные проблемы, характерны не только для коммерческой области применения социологии. В то же время именно поведение старшекурсников и выпускников является чрезвычайно важным: сейчас, на этапе формирования рынка, они определяют во многом его будущее. Анализ противоречий между ожиданиями и предложением сторон на рынке даст возможность вскрыть наметившиеся проблемы, а также помочь соискателям сформировать сценарии наиболее эффективного взаимодействия.   

Социокультурные проблемы трудовой молодежи, в том числе студенчества, освещались в работах В.И.  Герчикова,  Я.В. Дидковской, Н.А. Лоншаковой, А.В. Меренковой, И.А. Пашинян, Р.Г. Гуровой, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского и др.

Объект данного исследования - студенты-социологи пятого курса РГСУ (25 человек).

Предмет исследования – условия трудоустройства выпускников социологов.

Целью данной работы является изучение основных аспектов трудоустройства выпускников социологов, студентов пятого курса.

В соответствие с заявленной целью в работе разрешаются  следующие Задачи:

1. Дать характеристику рынка труда и трудовой социализации современной студенческой молодежи;

2.Рассмотреть перспективы трудоустройства выпускников социологических факультетов;

3. Провести эмпирическое  исследование перспектив трудоустройства студентов с учетом их будущей специальности;

4. Проанализировать  полученные результаты.

Гипотеза исследования: большая часть выпускников социологического факультета РГСУ не имеет реальной трудовой перспективы по месту жительства. Лучшие шансы трудоустроиться имеют те, кто начал подрабатывать еще в студенческие годы и имеет опыт работы.

Методы исследования: анализ социологической литературы, характеризующей основные понятия, такие как труд, рынок труда и образовательные услуги, социальная мобильность, профессиональная мобильность, профессиональные притязания, материальные притязания. В ходе эмпирического исследования был использован метод анкетного опроса.

Теоретическая значимость и возможности применения результатов. Полученные в ходе исследования результаты можно будет использовать для оптимизации учебного плана в целях повышения конкурентоспособности выпускников социологов на местном рынке труда.

База  исследования: социологический факультет РГСУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ перспективы  трудоустройства студентов социологического факультета

§ 1. Рынок труда и трудовая социализация современной студенческой молодежи

Происходящие в нашей  стране радикальные социально-экономические  и общественно-политические преобразования коренным образом изменили характер и формы развития различных сторон общественного развития. Переход к рыночной экономике, значительные изменения в структуре занятости, возникновение безработицы и многие другие трансформационные факторы оказали значительное влияние  на сущность и основные направления трудовой социализации современной молодежи. Изменения господствующих в этой области теорий (отношение к труду, с одной стороны, с другой – многократное увеличение прагматических ориентаций в трудовой мотивации) привели как к изменению самого характера этого важнейшего социального процесса, так и во многом способствовали разрушению прежней системы оптимизации процесса трудовой социализации [6, c.76].

Одновременно, в силу многократного падения уровня жизни  социально-незащищенных групп населения, невозможности жизнеобеспечения на основе социальных выплат (стипендии, пенсии, льготы и т.д.), трудовая деятельность студентов, не связанная с приобретением специальности, приобрела массовый характер. При этом значительные  группы современных  студентов порой небезуспешно пытаются совместить процесс своей трудовой социализации с получением основной профессии в вузе. Но и в этом случае управление трудовой социализацией студенчества имеет, к сожалению, бессистемный, неорганизованный характер.

Стратегия профессиональной адаптации выступает важнейшим  направлением государственной политики занятости, способствует осуществлению конституционного права гражданина на свободный выбор трудовой деятельности.

Согласно сложившимся  стереотипам профессиональная адаптация  рассматривается применительно  к людям, имеющим работу, как система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств и установок. Представляется, что понятие профессиональной адаптации необходимо расширить и относить его не только к занятым, но и к выпускникам профессиональных учебных заведений, к безработным гражданам, находящимся под угрозой профессиональной дезадаптации. В целом профессиональную адаптацию граждан можно рассматривать как систему мер, направленную на формирование самостоятельного конструктивного поведения и повышение конкурентоспособности на рынке труда [4, c.85].

Действенная государственная  политика использования и развития трудовых ресурсов включает рационально  сформированное законодательство в  сфере профессиональной адаптации населения к рынку труда в сочетании с эффективными механизмами взаимодействия региональных органов ГСЗН, работодателей, учебных центров службы занятости, учреждений профессионального образования и некоммерческих общественных организаций.

Воздействие территориальных органов службы занятости на социальных партнеров в процессах регулирования социально-трудовых отношений носит двоякий характер. К первому типу относится оказание гражданам социальных услуг по профессиональной адаптации, которые не предоставляются коммерческими организациями (например, специфических профориентационных услуг социально незащищенным гражданам: инвалидам, одиноким матерям и др.). Государственные заказы организациям и учреждениям разных форм собственности на оказание гражданам услуг предоставляют на конкурсной основе. Второй - осуществляется на договорной основе с позиции равноправных партнеров. Его формами являются разработка и реализация стратегических программ развития трудовых ресурсов и всесторонняя поддержка государственными органами заявленных приоритетов государственной политики на рынке труда.

Формирование  социально ориентированного рынка  труда требует более тесного  взаимодействия районных и городских  центров занятости населения, местных  администраций и органов профессионального образования, учебных заведений, работодателей и их объединений, других заинтересованных партнеров на рынке труда по реализации единой государственной политики в области профессионального обучения и профессиональной ориентации. Это равноправное и взаимовыгодное сотрудничество, в котором должны максимально согласовываться и реализовываться интересы договаривающихся сторон. Учреждения профессионального образования должны оптимально ориентироваться на требования работодателей к качеству трудовых ресурсов.

Необходимо признать, что в стране практически отсутствует  единая система управления трудовой социализацией студенческой молодежи, а сам этот процесс протекает стихийно, приводя в социальном смысле к различным коллизиям и издержкам, наносящим огромный вред и отдельной личности, и обществу в целом [11, c.28].

      Известно, что современная система управления, структура, финансово-экономические механизмы системы образования не в полной мере соответствуют новым экономическим условиям и требованиям со стороны потребителей образовательных услуг и рынка труда. В связи с этим российскому государству необходима разработка  новых программ и технологий, способствующих оптимизации трудовой социализации студенческой молодежи в современных условиях, так как смена менталитета и системы ценностных ориентаций привела в обществе к снижению значимости труда как одной из главных ценностей.

Отдельную большую и  многоплановую проблему составляют особенности развития и управления процессом трудовой социализации в  условиях конкретного российского региона. Специфический набор производственно-экономических, демографических, этноконфессиональных и других социально-значимых факторов, задающих в совокупности эксклюзивный характер развития молодого поколения, в том числе и ее трудовой социализации, требует научной разработки механизмов, форм и способов оптимизации такого сложного и противоречивого процесса, как трудовая социализация молодежи в каждом российском регионе.

В связи с тем, что  в нашей стране система  высшего образования переживает качественно новый этап в своем развитии, обусловленный в значительной степени его коммерциализацией и переходом к мировым стандартам, радикально изменяются основные тенденции и противоречия в развитии процесса трудовой социализации студентов. В свою очередь, подобное изменение феномена трудовой социализации требует радикального совершенствования и системы управления этим процессом, и разработки дополнительных факторов его оптимизации.

Одновременно  существенно изменилось значение таких способов трудовой социализации, как довузовский рабочий стаж и служба в вооруженных силах страны. Таким образом, из преобладающих способов трудовой социализации, доминировавших в прежние времена, остались такие, как: производственная и учебная практика в своем вузе, и производственная практика за его пределами [15, c.26].

Вместе с  тем, переход нашего общества на рыночную экономику и резкое уменьшение роли стипендии в материальном обеспечении студентов, а также - распространение платных форм образования (к 2005 году свыше 50% студентов Российской Федерации обучалось на коммерческой основе) создали систему принципиально новых факторов трудовой социализации. Современные студенты значительно в большем масштабе вынуждены «подрабатывать», чтобы как-то «свести концы с концами».

Анализ ведущих  тенденций развития процесса трудовой социализации современной студенческой молодежи приводит к выводу о том, что, во-первых, в связи с резким возрастанием имущественной стратификации появляется небольшая, но довольно устойчивая группа студентов, решающих свои материальные проблемы посредством иждивенческой «подпитки» своих родителей.

Во-вторых, несмотря на то, что студенты, как и в  прежние времена, «хватаются» за любую работу, возрастающую роль в их трудовой социализации и материальном обеспечении играют сферы деятельности, обслуживающие инфраструктуру современного рынка (сетевой маркетинг, розничная торговля, коммерческие сделки, участие в рекламных акциях).

Информация о работе Перспективы трудоустройства социологов