Перспективы трудоустройства социологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных аспектов трудоустройства выпускников социологов, студентов пятого курса.
В соответствие с заявленной целью в работе разрешаются следующие Задачи:
1. Дать характеристику рынка труда и трудовой социализации современной студенческой молодежи;
2.Рассмотреть перспективы трудоустройства выпускников социологических факультетов;
3. Провести эмпирическое исследование перспектив трудоустройства студентов с учетом их будущей специальности;
4. Проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ перспективы трудоустройства студентов социологического факультета…….……………………………………………..6
§ 1. Рынок труда и трудовая социализация современной студенческой молодежи…………………………………………………………………….6
§ 2. Перспективы трудоустройства выпускников социологических факультетов…………………………………………………………………14
Глава 2. Изучение перспективы трудоустройства студентов с учетом их будущей специальности…………………………………………………………20
§ 1. Подготовка исследования……………………………………………..20
§ 2. Анализ результатов……………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………...27
Приложение 1……………………………………………………………………30
Приложение 2……………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

перспективы трудоустройства студентов социологического факультета.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Надо помнить, что главное сегодня – информация. Тем не менее, все те, кто заинтересован  в том, чтобы получившие образование  по социологии находили работу, а их работодатели получали качественных специалистов, могут озадачить себя тем, как расширить сектор формального конкурентного взаимодействия между соискателями и работодателями. Представляется, что на сегодняшний день чрезмерно большая часть рынка (по объективным причинам) ушла в сферу конкуренции связей, а не конкуренции специалистов. И хотя в основном проблемы с трудоустройством всё же решаются, это может привести к возникновению препятствий в развитии специалистов-социологов.

Между тем государственные посредники должны заботиться о равных возможностях для всех категорий, а частные агентства вполне могут найти свой денежный интерес в деятельности в этом секторе. По всей видимости, их отворачивает низкая стоимость молодых социологов на рынке – а соответственно, и низкая доходность от таких сделок. Однако, как показывает данное исследование, вполне возможно, что на обочине остаются квалифицированные молодые специалисты, которые могли бы принести пользу работодателям (а соответственно, и агентствам, их устраивающим) и способны на быстрый профессиональный рост. В то же время они легко доступны для рекрутинга, в отличие от уже работающих менеджеров с именем, привлечение которых всегда стоит агентству больших усилий и не всегда оправданно. Институциональным посредникам стоит попытаться реорганизовать, реформировать эту сферу услуг так, чтобы и молодые кадры не гнушались своими правами обращения к данным институциона- лизированным формальным практикам [21, c.39].

Конечно, молодые  специалисты во многом попадают в замкнутый круг: трудоустроен тот, у кого есть опыт работы. Но опыт работы всего лишь ярлык, за которым скрываются определенные знания и умения, который вполне можно получить и в рамках института. Институт в этом случае может выступить в виде полигона, здесь можно реализовывать свою самостоятельность. Рост самостоятельного ведения какого-либо дела только увеличивает вероятность трудоустройства, а цена ошибки будет ниже, чем на рабочем месте. Если человек ради своей идеи не смог объединить своих же друзей-сокурсников, то он не сможет это сделать и на рабочем месте среди незнакомых людей.

К тому же институт - единственный источник теоретических  знаний, получить которые впоследствии будет очень сложно, а на самостоятельное  изучение просто не будет времени. В конечном счете, чем выше стартовый «человеческий капитал», тем выше вероятность попасть на работу, и именно университет – неограниченный источник пополнения человеческого капитала во всех отношениях.

Таким образом, в результате анализа теоретической литературы по теме исследования, мы можем сделать следующие выводы:

В современных условиях рыночной экономики возрастает необходимость введения новых требований к процессу обучения и формированию эффективного работника, его ресурсных качеств в рамках всех ступеней образования.

Вследствие  увеличения запроса на социологов в научной и в прикладной области, возрастает спрос на квалифицированный персонал. Несмотря на тот факт, что основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильного, работодатели не склонны принимать на работу молодых специалистов без опыта и трудового стажа.

 

Глава 2. Изучение перспективы трудоустройства студентов с учетом их будущей специальности

§ 1. Подготовка исследования

Различные регионы  России имеют свою специфику задействования социологического труда и, соответственно, свою специфику взаимоотношений  на рынке труда. Данное исследование ограничилось изучением ситуации, сложившейся на рынке труда социологов Московского вуза РГСУ.

Поскольку хорошо известно, что сегодня значительная часть старшекурсников имеет  опыт трудоустройства, и многие пытаются устроиться по получаемой специальности, в поле изучения попали выпускники социологического факультета,  имеющие первоначальный человеческий капитал, который им обеспечило социологическое образование.

Мы предположили, что большая часть выпускников социологического факультета РГСУ не имеет реальной трудовой перспективы по месту жительства. Лучшие шансы трудоустроиться имеют те, кто начал подрабатывать еще в студенческие годы и имеет опыт работы.

Для проверки гипотезы мы провели анкетный опрос среди 25 пятикурсников (18 женщин и 7 мужчин). Возраст наших респондентов от 22 до 26 лет, вследствие того, что не все студенты поступили в вуз сразу после окончания школы.  Составленная нами анкета включает 20 вопросов (см. Приложение 1). Анкетирование проводилось в мае 2013 года, было анонимным и носило добровольный характер.

 

 

 

 

 

§ 2. Анализ результатов исследования

Большинство студентов  ответили, что считают работу социолога  своим призванием (44%). Остальные выбрали социологический факультет руководствуясь практическими соображениями: доступность оплаты обучения (32%) и уровня сложности вступительных экзаменов (24%).

Рис.1. Причины выбора специальности

 

На выбор  будущей профессии в большинстве случаев оказали влияние родители и друзья (60%). Для многих решающую роль сыграла доступность образования (32%).

Рис.2. Фактор, повлиявший на выбор профессии

64% респондентов  считают, что ценность получаемого  образования заключается в том,  что полученные в вузе знания  помогут в будущей профессии. 44% надеются устроиться по специальности. 24% сожалеют, что не поступили на более престижный факультет.

Только 56% выпускников  в настоящее время заинтересованы в поиске работы, 32% из них хотели бы найти работу с частичной занятостью, чтобы она не мешала учебе (рис.3).

Рис.3. Заинтересованность студентов в работе

Из 20% уже работающих студентов, только 12% работают по специальности. Остальные нашли применение своим способностям в сфере образования (4%) и торговли (4%).

Найти работу большинству  студентов помогли личные знакомства (родственники и друзья), и только один человек устроился на работу по объявлению.

Большинство студентов, которые в данный момент не работают, не могут найти такую работу, которая  их полностью будет устраивать (60%). Только 24% имеют опыт работы по специальности «социология». И лишь 28% уверенно владеют несколькими компьютерными программами.

На вопрос «Как Вы думаете, насколько сложно таким  людям, как Вы, устроиться на работу с перспективой карьерного роста?» большинство студентов дают отрицательные ответы (рис. 4).

Рис.4. Оценка перспективы трудоустройства студентами

36% студентов  собираются искать работу, используя  личные связи –знакомых и родственников. 

35% студентов  полагают, что потратят времени на поиски работы чуть менее месяца. 20% считают, что времени на поиски работы может уйти до года. 32% затрудняются ответить на этот вопрос.

44% считают, что  работодатель при приеме на  работу в первую очередь обращает  внимание на наличие опыта  работы в данной области.

36% респондентов  уверены, что проблемы трудоустройства  молодых специалистов должен  решать вуз, или государство  (24%).

52% основными  направлениями оптимизации трудовой  социализации называют условия,  при которых возможно будет шире развивать практику, когда студента не принимают на постоянную работу в организацию, а дают ему определенный самостоятельный участок деятельности и право работать по гибкому графику на правах совместительства, временной работы или с оплатой по результатам.

Таким образом, подводя итог проведенного исследования, мы можем сделать вывод о том, что большинство студентов-социологов:

  • считают работу социолога своим призванием;
  • считают,  что полученные в вузе знания помогут в будущей профессии;
  • не могут найти такую работу, которая их полностью будет устраивать;
  • считают, что им будет сложно найти работу с перспективой карьерного роста;
  • считают, что работодатель при приеме на работу в первую очередь обращает внимание на наличие опыта работы в данной области;
  • уверены, что проблемы трудоустройства молодых специалистов должен решать вуз, или государство;
  • основными направлениями оптимизации трудовой социализации называют условия, когда студент может работать на правах совместительства, временной работы или с оплатой по результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в настоящее время становится очевидным, что с возникновением рыночного механизма спроса и предложения рабочей силы необходим новый механизм взаимодействия института образования и формирующегося рынка труда. Современные условия рыночной экономики диктуют необходимость введения новых требований к процессу обучения и формированию эффективного работника, его ресурсных качеств в рамках всех ступеней образования.

Вследствие  увеличения запроса на социологов в научной и в прикладной области, возрастает спрос на квалифицированный персонал. Несмотря на тот факт, что основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильного, работодатели не склонны принимать на работу молодых специалистов без опыта и трудового стажа.

В результате проведенного исследования, мы пришли к выводу, что  большинство выпускников социологического факультета РГСУ считают работу социолога своим призванием, и надеются, что полученные в вузе знания помогут им в будущей профессии.

Вместе с  тем большинство пятикурсников  не могут найти такую работу, которая  их полностью будет устраивать и  считают, что им будет сложно найти работу с перспективой карьерного роста, в следствие того, что работодатель при приеме на работу в первую очередь обращает внимание на наличие опыта работы в данной области.

Студенты считают, что проблемы трудоустройства молодых  специалистов должен решать вуз, или государство, и основными направлениями оптимизации трудовой социализации называют условия, когда студент может работать на правах совместительства, временной работы или с оплатой по результатам.

Результаты  проведенного исследования подтверждают нашу гипотезу о том, том, что большая часть выпускников социологического факультета РГСУ не имеет реальной трудовой перспективы по месту жительства, и лучшие шансы трудоустроиться имеют те, кто начал подрабатывать в студенческие годы и имеет опыт работы.

Таким образом, проблемы трудовой социализации студенческой молодежи на современном этапе непосредственно связаны с процессами, происходящими в современном Российском обществе. Духовно-нравственные устои и образ жизни не просто существенно изменились, но и приобрели новое, качественное содержание. Причем изменения, охватившие общество, в том числе и студенчество, в последние годы имеют системный характер и затрагивают как экономические, так и социально-профессиональные и духовные аспекты.

Следовательно, необходимо научное исследование и понимание данной реальности с учетом сложившейся социальной ситуации, социально-экономических условий жизни и духовно-нравственных потребностей студенчества. В том числе одной из актуальных задач современной науки становится изучение базовых факторов трудовой социализации студенческой молодежи и разработка методики ее оптимизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Абалкин Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. М., 2004.
  2. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 2004. 407 с.
  3. Атаманова Р. И. Поиск работы М,2001
  4. Багдасарьян Н. Г., Немцов А. А., Кансузян Л. В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социс. 2003. 11.
  5. Баумгартен Л. И снова о реформе образования // Управление персоналом. 2002. 5
  6. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. М.: Юрист, 2002 г.
  7. Вишневский Ю.Р., Банникова Л.Н., Дидковская Я.В. Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области Свердловск: Уральский государственный технический университет, 2003
  8. Гончарова Н.В. О рынке труда выпускников вузов / Социс- 3.- 2004.
  9. Деражне Ю. Профессиональная карьера женщин.//Человек и труд. 11, 2003 г.
  10. Дмитриев Ю.А. Все выпускники имеют работу / ЭКО- 5.-2005.
  11. Дудковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов / Социс - 7.- 2005.
  12. Егоров О. Профильное образование: проблемы и перспективы // Народное образование. – 2006. – № 5. – С. 32-36.
  13. Зборовский Г.Е, Орлов Г.П. Введение в социологию. Екатеринбург, 2002
  14. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социс. 2003. 7.
  15. Зерчанинова Т.Е. Выпускники профессиональных образовательных учреждений и рынок труда // Чиновник. 2005. 2(12)
  16. Карташов С. А., Одегов Ю. Г., Кокорев И. А. Трудоустройство. Поиск работы М, 2002
  17. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учебное  
    пособие. Москва-Новосибирск, 2002.
  18. Мексмер М. Поиск работы для чайников М,2004
  19. Мирская М.И., Дикарева А.Л. Социология труда. М.,2000
  20. Молевич Е. Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии // Социс. 2001. 6.
  21. Оконникова И.М. Трудоустройство выпускников вуза на региональном рынке труда: оценка перспектив / Известия Академии труда и занятости - 1-2.-2005.
  22. Поляков В.А. Технология карьеры. Практическое руководство. М.: Дело Лтд, 2005 г.
  23. Пригожин А. И. Современная социология организаций, Москва 1995г.
  24. Пузанова Ж.В., Борисенкова П.А. Студенты в начале и конце 20 в. Опыт сравнительной характеристики / Социс - 7.- 2001.
  25. Резник С.Д. Школьники и студенты в рыночной среде / ЭКО-9.- 2004.
  26. Розенберг А.М. Как стать бизнесменом. Технология успеха. Иж.: Изд-ий дом Удм-ий университет, 2005 г.
  27. Ромашов О. В. Социология труда. М., 1999.
  28. Рынок труда / под ред. В. С. Буланова, Н. А. Волгина. М.: Экзамен, 2004. 448 с.
  29. Рынок труда и доходы населения / под ред. Н. А. Волгина. М.: Информационно-издательский дом Филинъ, 2003. 280 с.
  30. Серегина И.И. Профессиональная карьера.//Социс. 4, 2005г.
  31. Синягин А., Фролкин П. Выпускники вуза: перспективы трудоустройства / Человеческие Ресурсы. 2001. 3
  32. Соломенчук В. Интернет. Поиск работы. Учеба. Гранты М,2000
  33. Социологическое исследование "Студент-2005" Екатеринбург, Уральский государственный технический университет, 2005
  34. Тощенко Ж. Т. Предмет и структура социологии труда // Социс. 2003. 2.
  35. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность/ Отв. ред. В. Н. Шубкин. М., 1984.
  36. Федотова Н. Профессиональный потенциал выпускников вузов // Человеческие ресурсы. 2002. 1-2
  37. Чистякова С., Радичев Н. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению // Народное образование. – 2006. – № 9. – С. 152-156.
  38. Щербина А.В. О первоочередных мерах по созданию механизма содействия выпускникам вузов в трудоустройстве // Вестник Московской Городской Думы. 2002. 11
  39. Эфендиев А.Г. Кондрашова М.В. Московское студенчество 1995-2000гг. - социальная ситуация, тенденции,  перспективы // Мир России 2004. №1.
  40. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы М.: Речь, 2004-256с.

Информация о работе Перспективы трудоустройства социологов