Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:42, реферат
рассмотрены основные характеристики социализации, ее субъекты; представлены теории выдающихся ученых, психологов.
1.Введение . . ……………………………………………………………3
2.Социализация: понятие, общая характеристика……………………4
3.Первичная социализация……………………………………………..6
4.Агенты первичной социализации……………………………………7
5.Вторичная социализация……………………………………………..8
6.Институты вторичной социализации………………………………10
7.Концепции социализации…………………………………………...10
8.Список литературы
Таким образом, психологи гуманистической школы, отстаивающие критическую концепцию социализации, такое личностное качество, как социальность, соотносят в большей степени с биологической единицей — организмом, а социальные потребности — с инстинктивными биологическими корнями. И поэтому самоактуализация понимается ими как «рост изнутри», который в своей исходной точке не зависит от социальной среды, от человеческой культуры.
Когнитивная концепция социализации. Одним из ведущих представителей когнитивной концепции социализации является американский психолог и педагог Лоуренс Колберг (1927-1987). Л. Колберг рассматривает процесс социализации личности прежде всего как процесс развития морального сознания, усвоения норм и правил социальной жизни. При этом социальная среда определяется им не как система внешних воздействий, а как система возможностей, которые стимулируют личность к принятию определенных социальных ролей. Согласно Колбергу, существует два главных фактора, влияющих на переход от одного этапа развития к другому:
1. неравновесное состояние: ребенок сталкивается с моральной проблемой и замечает недостатки в своем подходе к ней; в этом ему часто помогает мнение взрослых, особенно родителей.
2. расширение перспективы: взрослея, дети приобретают способность рассматривать проблемы с точки зрения других людей.
Колберг выделяет следующие уровни нравственного развития:
1. доконвенционный уровень: дети безоговорочно принимают авторитет и моральный кодекс взрослых людей.
2. конвенционный уровень: дети считают, что общественные правила и ожидания других людей определяют приемлемое или неприемлемое поведение. Общественная система, основанная на принципах взаимной общности и социального порядка, считается наиболее желательной и, следовательно, определяет наши суждения о «правильном» и «неправильном».
3. постконвенционный уровень: понятия о правильном и неправильном основаны на личном понимании универсальных этических принципов; они часто бывают абстрактными и неопределенными, но включают в себя сохранение жизни любой ценой и важность человеческого достоинства.
Концепция социального научения. Одним из авторитетных представителей теории социального научения является американский психолог Ури Бронфенбреннер (1917г. р.). В своих работах У. Бронфенбреннер рассматривает социализацию как совокупность социальных влияний среды и условий жизни одновременно на четырех уровнях:
Согласно У.Бронфенбреннеру, в процессе социализации личность испытывает влияние всех взаимосвязанных уровней социума и свою собственную жизненную среду строит как многоуровневую.
Психоаналитическая концепция социализации. Американский психолог Эрик Эриксон (1902-1994) утверждал, что социальная идентичность — это особая личностная структура, которая определяется представлением человека о самом себе на соматическом, личностном и социальном планах одновременно. Социальная идентичность, с одной стороны, осознается и переживается человеком как потребность принадлежать к определенному сообществу людей, избегать одиночества, и одновременно, с другой стороны, как индивидуальная неповторимость. Иными словами социальная идентичность несет в себе неразрывную связь человека с окружающей его социальной средой. Э.Эриксон описывает «восемь возрастов человека». Это — своеобразный универсальный «план личности», который наследуется генетически. Каждая возрастная стадия у Э. Эриксона — это своеобразный психосоциальный кризис: личность делает выбор, происходит смена социальных ролей и позиций, ломка отношений к окружающим и к самой себе. В этом выборе и осознается своя самотождественность, а кроме того, конкретный человек всегда ищет «выходы» из таких кризисов своими способами, которые отвечают его жизненному опыту и принятыми к той культуре, в которой он живет.
Психодинамическая концепция социализации. Фриц Хайдер (1896-1988) сосредоточил свои исследования вокруг проблемы восприятия личностью социальной действительности и, в частности, такого важного социального объекта, как другой человек. По мысли Ф.Хайдера, чтобы объяснить социальное поведение людей, необходимо иметь в виду, что в его основе лежит не что иное, как обычная житейская психология. Человек всегда стремится иметь связную картину мира, как-то объяснять себе происходящие события и мотивы поведения людей. Это нужно, чтобы, опираясь на некие (пусть и доморощенные, совершенно не научные) закономерности, быстро ориентироваться в окружающем мире и как-то сбалансировать восприятие происходящего, объяснить его себе. Идеи «баланса» и «атрибуции» (объяснения) — центральные в концепции социализации личности у Ф.Хайдера.
Восприятие социального мира, как считает Ф.Хайдер, человек организует вокруг так называемых «ядер» — неких представлений житейской психологии:
Это внутренние (диспозиционные) причины объяснения повседневных событий, могут еще быть и внешние (ситуационные) причины. Люди чаще всего приписывают поведение других людей либо их диспозициям, либо ситуациям. Используя такие житейские концепты, человек (конечно, в зависимости от своего личностного развития и сложности ситуации) стремится объяснить происходящее и выразить к нему свое отношение. Если человек считает, что другой человек относится к нему хорошо, то любое негативное проявление его поведения будет психологически «стираться», чтобы восстановить равновесие и сбалансироваться.
В
качестве вывода подчеркнем, что для всех
описанных нами концепций бесспорно, что
социальность личности всегда детерминирована
особенностями системы более высокого
уровня — обществом. Общество определяет
саму социальную жизнь личности через
систему процессов производства, потребления,
через действия своих институтов, ритуалов,
символов, норм и ценностей.
Список литературы: