Первичная и вторичная социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:42, реферат

Описание работы

рассмотрены основные характеристики социализации, ее субъекты; представлены теории выдающихся ученых, психологов.

Содержание работы

1.Введение . . ……………………………………………………………3
2.Социализация: понятие, общая характеристика……………………4
3.Первичная социализация……………………………………………..6
4.Агенты первичной социализации……………………………………7
5.Вторичная социализация……………………………………………..8
6.Институты вторичной социализации………………………………10
7.Концепции социализации…………………………………………...10
8.Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по социализации.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение . . ……………………………………………………………3
  2. Социализация: понятие, общая характеристика……………………4
  3. Первичная социализация……………………………………………..6
  4. Агенты первичной социализации……………………………………7
  5. Вторичная социализация……………………………………………..8
  6. Институты вторичной социализации………………………………10
  7. Концепции социализации…………………………………………...10
  8. Список литературы………………………………………………….16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В наше время значение личности в обществе можно рассматривать по-разному. С одной стороны, личность – это значимая часть социума, основной его компонент – каждый сформировавшийся духовно человек, который отдает себя на пользу своего государства. С другой, индивид является всего лишь частичкой общества, его маленьким фрагментом, что уменьшает в разы значение каждого человека в мировом масштабе. Тем не менее, все эти частицы – люди – должны тесно взаимодействовать друг с другом во имя поддержания целостности системы. А значит, каждый индивид должен занимать в обществе свою нишу, выполнять определенную задачу.

     Личность – это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их  многообразие можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых  сложных.  Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться  к  окружающей среде.  Насекомые  рождаются   уже   взрослыми,   т.е.   готовыми  нормально функционировать в своей экологической  нише.  Высшим  организмам  приходится труднее. Природа позаботилась  о  том,  чтобы  выделить  специальный  период времени, в течение которого  новорожденный обучается и приспосабливается  к взрослому миру. Этот период называется детством.  У  птиц  оно  длится  один сезон, у тигров, слонов и обезьян – несколько лет. Чем выше  стоит  животное на лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации.

     Самым  затянутым  является  период  подготовки  к  взрослой  жизни   у человека.  Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня  в  него включают период юности и молодости.  Треть  своей  жизни  человек  обучается жить в самом сложном из существующих миров – в мире общественных  отношений. Такой  экологической  ниши  нет  ни у одного  из  видов.  В последнее  время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переучивается всю  свою жизнь.  Таковы  требования  современного  общества.  Этот  процесс   получил название социализации.

     Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения  индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

     В работе рассмотрены основные характеристики социализации, ее субъекты; представлены теории выдающихся ученых, психологов. Это поможет понять, как общество воспроизводится, не позволяя животным инстинктам прервать передачу социальных норм, целей, культурных ценностей и приоритетов. 
 
 
 

     Социализация: понятие, общая характеристика

     Социализация - это процесс становления социального  «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.

     Процесс социализации тесно связан с процессами развития личности и воспитания. Он начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости по освоению социальных ролей и усвоению культурных норм1. Причем, в детстве формируется 70% человеческой личности.

     Человечеству  известны случаи, когда человеческих детей воспитывали звери, то есть существа, находящиеся ниже уровня развития человека. Образ такого воспитания описан в произведении Р. Киплинга «Маугли». В реальности выяснилось, что дети, получившие такое «воспитание» не могут говорить, мыслить, улыбаться и участвовать в социальном взаимодействии. То есть оторванные от социума дети уже не могли приобрести навыки культурного общения. Они смогли лишь усвоить самые элементарные навыки и овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Не имея возможности войти в общество, они становятся «изолянтами» и в обществе не могут прожить больше 10 лет. Таких людей называют феральными2 – они – продукт социальной изоляции. Феральные люди не смогли бы стать полноценными членами общества, потому что их воспитание началось достаточно поздно.

     Так что, выпадая из социальной среды, дети лишаются формирования самой важной части своего «Я». Такой пример является еще одним доказательством того, что вне социума развитие личности, вступление человека в общество на полных основаниях, усвоение социальных ролей невозможно без постоянного нахождения рядом с людьми.

     До  сих пор термин социализация не имеет  однозначного определения. И наравне  с ним используется еще два, рассматриваемые  как синонимы: «развитие личности» и «воспитание». Идея развития личности – одна из ключевых идей отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания – социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность. Немного сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях – в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.

     Если  принять во внимание все уточнения, суть социализации можно представить  так: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду3. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.

     Содержание  и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями – типизацией и индивидуализацией.

     Типизация определяется, с одной стороны, как  способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире «объективных мыслительных форм» культуры (ценностей, норм, идей их преобразования в субъективно-идеальный мир) и, с другой – как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт поведения.

     Индивидуализация  характеризуется в свою очередь  преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира. 
 
 
 
 

   Первичная социализация

     В социализации как в процессе выделяют этапы. Прежде всего, процесс делят  на две большие группы: первичная, охватывающая период детства, и вторичная, занимающая более длительный временной промежуток времени и включающая также в себя зрелый и преклонный возраст, социализации, с которыми также связаны агенты и институты социализации.

     В общем процесс социализации личности можно разделить на 4 этапа: первое детство, детство и отрочество, зрелость и старость. К первичной социализации относится детство и отрочество.

     Термин  «первичная» в социологии относится  ко всему, что составляет непосредственное ближайшее окружение человека. Это его родители, сестры, братья, близкие и дальние родственники – все это агенты первичной социализации. Собственно, это не только ближайшая к человеку среда, но и важнейшая сфера для его формирования, особенно на ранних стадиях развития. Первичная социализация – сфера межличностных отношений. Вот почему для первых этапов социализации важно присутствие семьи близко от ребенка и контроль над его развитием. Развитие человека  нельзя понять в отрыве от семьи, к которой он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которой лежат связи между индивидами и освоение социальных навыков.

     Первичный мир наполнен ощущением стабильности; это оберегающий мир, или мир  добра; зло находится вне этого  мира, а если и проникает в него, то всегда наказывается; это мир спонтанности и свободы и прежде всего — свободы телесной; это мир, где часто исчезают границы между фантазией и реальностью (игра); в то же время в этом мире в основном все четко определено (здесь "черное", а здесь "белое").

     Поскольку мир детства относительно неизменен, поэтому первичную социализацию сопровождает ощущение безопасности. Можно также сказать, что это ощущение — необходимый результат первичной социализации. Взрослые оберегают своего ребенка: в младенчестве — от чрезмерных физических воздействий-факторов, в более позднем возрасте — от социально-психологических.

     В отрочестве группы сверстников играют важную роль, ведь ребенок в таком  возрасте гораздо легче и охотнее  идентифицирует себя с другими подростками, нежели со старшими. Этот период связан с формированием установок и развитием идентификаций.

     Первичная социализация завершается, когда в  сознании индивида укоренено понятие «обобщенного другого» и все, что его сопровождает. С этого момента он становится действительным членом общества и субъективно обладает своим Я и миром.

     Сначала человек естественным образом врастает в тот мир, который вокруг него создают взрослые. Однако постепенно, с развитием человека, расширяются его социальные знания, он встречается с новыми людьми, разнообразными обстоятельствами и ситуациями. Он имеет возможность сравнивать этот новый опыт с опытом прошлым. Он обретает возможность мыслить абстрактно и сравнивать свое детство с чужим, а также мир детства с миром взрослых. В результате этого старый мир не может более оставаться незыблемым. Человек своим собственным развитием подготавливает необходимость перехода в новый мир.

     Агенты  первичной социализации 

     Человеческий  детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему  приходится в более сложном мире – в социально сконструированной реальности. Природа в этом случае не позаботилась о подходящем «жилище» для человека, поэтому на протяжении всей своей жизни человек будет искать себе пристанище в виде профессии, статуса, должности, либо как-то еще. Важно, что это «место» кормит, поит, одевает человека и дает ему уверенность в завтрашнем дне. У ребенка до 15 лет нет такой «крыши», поэтому он существует в полной зависимости от родителей и от своих родных.

     Агенты  социализации – конкретные люди, ответственные  за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

     Первичная социализация – сфера межличностных  отношений, так что агенты социализации здесь играют главнейшую роль. Плюс они выполняют гораздо больше ролей и функций, нежели агенты вторичной социализации. Отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг и т.д. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Сверстники же равны ему. При этом разные социальные агенты как бы конкурируют друг с другом за право обладания преимущественного влияния на ребенка. Предположим, родители ребенка и его друзья, оказывают противоположное влияние на объект, при этом каждый дает ему неоценимые знания о том, как быть взрослым, или, наоборот, ребенком. То есть, таким образом, они облегчают ему переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости.

Информация о работе Первичная и вторичная социализация