Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 15:00, дипломная работа
Социальная работа с данной категорией семей предполагает: материальную поддержку; помощь в преодолении иждивенческих жизненных установок, в профориентации и трудоустройстве членов семьи, овладение приемами услуг (домашний парикмахер, швея, массажист и т.д.); повышение уровня правовой грамотности, ознакомление с содержанием нормативно-правовых документов для получения декларированных льгот; минимизация чувства одиночества, забытости, непохожести; обмен опытом организации внутрисемейной жизни; расширение круга общения; психолого-педагогическое просвещение.
Введение
Основным социальным назначением прав и свобод в сфере труда является обеспечение занятости населения страны, предоставление гражданам возможностей честно зарабатывать средства к существованию, которые позволят им жить достойно. Для каждого общества степень трудовой активности населения, структура занятости, отношение к труду, связи между различными типами труда имеют принципиальное значение с точки зрения темпов развития.
Стремление любого общества к полной и продуктивной занятости связано не только с тем, что именно трудом создаются материальные блага, но и с тем, что труд и вознаграждение за него позволяют человеку осознавать свою социальную роль в обществе и государстве, испытывать чувство самоуважения.
Практически все важнейшие международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина содержат положения о взаимообусловленности свободного труда, свободного выбора рода деятельности и профессии, защиты от безработицы. Поэтому закрепление в Конституции Российской Федерации права на защиту от безработицы в качестве неотъемлемого элемента защиты трудовых прав имеет жизненно важное значение для всех лиц наемного труда и для общества в целом. Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую занятости населения, и бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве или переобучении.
Актуальность исследования проблемы занятости и безработицы - одна из главных на сегодняшний день во всем мире. От уровня безработицы зависит многое, и, прежде всего такие факторы как уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень эмиграции. Сегодня вопрос занятости и безработицы является проблемой номер один для всего мира. Отношения в сфере занятости и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными нормативными актами, Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными актами, локальными нормативными актами. В Законе "О занятости населения в Российской Федерации" №1032-I установлены основы правового статуса безработного гражданина, основные права и гарантии, обязанности, ответственность, определены основные меры социальной защиты безработных.
Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цель реализовать свое право на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществления производственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль. Государство выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора, способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами (наемными работниками) и работодателями - будущими субъектами трудовых отношений.
Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации прав граждан на труд определяются современным законодательством. Эти положения в общих чертах определяют государственную политику в области обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере занятости населения и борьбы с безработицей в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормы отечественного законодательства, регулирующие соответствующие отношения и практику их применения.
Основная цель моей работы заключается в раскрытии характера правового регулирования статуса безработного, выявит имеющиеся пробелы, противоречия законодательства, определяющего правовое положение безработных граждан.
Цель дипломной работы – изучение вопроса выплат социального пособия безработным гражданам в РФ.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие
-изучить права и обязанности безработного;
-произвести анализ социальных гарантий и компенсаций безработным в РФ
Также важно учитывать сложившиеся условия переходного периода, когда в стране формируются рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью адекватной политики занятости населения.
Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать их право на выбор места работы. Государство же призвано в лице органов службы занятости стать посредником между работником и работодателем по содействию в трудоустройстве населения .
Сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а именно - повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того, чтобы политика стала эффективной и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.
Глава 1. Социальные гарантии для безработных граждан
1.1. Понятие и виды социальных гарантий
Социальными гарантиями называются те материальные условия, которые государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.
Согласно Международному пакту ООН об экономических, социальных и культурных правах, каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государство должно принимать меры в целях полного осуществления этого права. Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.1
Закон РФ «О занятости в Российской Федерации» предусмотрел следующие права и гарантии, определяющие правовой статус безработного:
1. Гарантии и компенсации работникам, высвобождаемым из организации, предоставляемые согласно ст. 180, 181 ТК;
2. Выплату пособий зарегистрированным безработным в установленном порядке;
3. Выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
4. Возможность участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых местными органами самоуправления;
5. Компенсацию затрат по переезду в другую местность на новую работу по предложению органа службы занятости;
6. Выплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности в размере причитающегося пособия по безработице;
7. Оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты.
Закон о занятости не относит материальную помощь безработным к гарантиям социальной поддержки, а именно в ст. 28 «Гарантии социальной поддержки безработных» о ней ничего не говорится. Наверняка это обусловлено тем, что оказание материальной и иной помощи безработным осуществляется по усмотрению службы занятости, это не обязательная выплата.
1.2. Источники социальных гарантий
На высшем международном уровне гарантии социальных прав, в первую очередь, включают в себя общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ, которые в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы и имеют приоритет по отношению к национальному законодательству. Аналогичные положения содержатся и в ст. 10 ТК РФ. Так, Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств возлагает на государства обеспечение предоставления гражданам следующих основных прав и гарантий: свободу выбора рода занятий и работы; бесплатное содействие в трудоустройстве, предоставление дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе молодежи; выплату пособий по безработице и других.
Следующим по значимости источником правового закрепления социальных гарантий является Конституция РФ. Конституция РФ не только указывает на значение норм международного права, но и устанавливает: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ст.17). Статьи 7, 37, 39, 41 Конституции РФ непосредственно посвящены гарантиям реализации трудовых прав и прав в области социального обеспечения.
Ст. 7 Конституции РФ закрепляет основные направления социальной политики государства: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Конституция РФ закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-то бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы. Конституция признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому гарантируется право на отдых. Особо подчеркивается, что реализация некоторых прав обеспечивается только лицу, работающему по трудовому договору: установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст.37).
Конкретизировать правовые гарантии в сфере социального обеспечения граждан призваны ст. 39 («Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»)и ст.41 Конституции РФ («Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений»).
К числу важнейших гарантий социальных прав работников следует отнести и гарантии их государственной защиты, в том числе судебной. Более того, исчерпав все внутригосударственные средства защиты субъективных прав, каждый вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав человека. В этой связи юридические гарантии могут быть классифицированы на гарантии реализации прав и свобод и гарантии их защиты.
Следующий уровень правового закрепления социальных гарантий – Трудовой кодекс РФ и иные федеральные законы. В первую очередь, в ТК РФ находят свое закрепление основные принципы регулирования трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений, большинство из которых сформулированы с использованием оборота «обеспечение права на …», что свидетельствует об отражении в их содержании не только важнейших трудовых прав, но и гарантий их реализации. Основные принципы трудового права получают дальнейшее развитие в статьях ТК РФ, определяющим как основные права и обязанности работника и работодателя (ст.21,22), так и условиям их осуществления и защиты.
Гарантии реализации трудовых прав, а также прав в области обязательного социального страхования в той мере, в какой они отнесены к предмету трудового права, находят свое закрепление во многих статьях ТК РФ, некоторые из которых используют данное понятие в самом наименовании. Например, ст.64 «Гарантии при заключении трудового договора» устанавливает важную гарантию реализации права на труд – недопустимость необоснованного отказа в приеме на работу. Ст. 130 «Основные государственные гарантии по оплате труда» очерчивает пределы реализации работодателем его правомочий по установлению заработной платы работников.
Социальные гарантии для отдельных категорий работников могут устанавливаться подзаконными нормативными актами, в частности Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. В частности, в Указе Президента РФ от 04.03.1993 г. № 337 «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» были поставлены следующие задачи:
- создание организационных, экономических и правовых гарантий для реализации права женщин на труд;
- обеспечение конкурентоспособности женщин на рынке труда путем расширения их обучения новым профессиям, предпринимательской деятельности, преодоления отставания женщин - работниц по уровню квалификации и оплаты труда, организации переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих перерывы в работе в связи с рождением детей и уходом за ними;
- поэтапная ликвидация исторически сложившегося отставания в оплате труда в бюджетных отраслях с преимущественной занятостью женщин;
- обеспечение права женщин на охрану труда, защиту их жизни и здоровья с учетом материнской функции;
- предоставление предусмотренных действующим законодательством социальных гарантий для работающих женщин, независимо от формы собственности предприятий, учреждений, организаций, в том числе при их ликвидации или реорганизации;
- организация и развитие социальных услуг, позволяющих родителям совмещать выполнение родительских обязанностей с трудовой и общественной деятельностью, в том числе посредством сохранения и расширения сети учреждений по уходу за детьми.
Специальные гарантии социальных прав относятся к отдельным категориям работников. Помимо вышеперечисленных уровней правового регулирования данные гарантии находят свое отражение в коллективных договорах и соглашениях. Причем в данных актах социального партнерства устанавливается такой уровень социальных гарантий, который позволяет удерживать ценных работников, в том числе молодых специалистов, и обеспечивать стабильность трудовых правоотношений.