Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 11:06, контрольная работа
Неоконсерватизм сыграл значительную роль в становлении постиндустриального общества, который доминировал в наиболее развитых странах с конца 70-х до начала 90-х годов ХХ века. Это идейно-политическое течение сочетает либерально-технократическую приверженность прогрессу, свободе и экономическому росту с ориентацией на сохранение и укрепление традиционных общественных ценностей.
Наиболее значимых результатов неоконсерватизм достиг в США и Великобритании. В практике европейских государств неоконсервативные взгляды и представления не получили широкого распространения ввиду укоренившейся социал-реформистской традиции, воплощенной в функционировании социального государства.
1 Политическая доктрина неоконсерватизма 3
2 Гидденс А. о государстве, партиях и внепарламентских политических действиях. 12
3 Дайте определение термина «олигахия». 18
Список использованных источников 19
В обозримом будущем
Вышеизложенное позволяет сделать следующие обобщения
1. Консерватизм, возникнув в конце ХVIII века как реакция на революции, ориентировался не на восстановление низвергнутых ими порядков, а на радикальные преобразования с опорой на традиции прошлого, на реформы, предотвращающие социальные катаклизмы.
2. При идейно-политическом
доминировании
3. Примером экономического
динамизма, сочетавшегося с
4. С преодолением
раскола мира на
5. В начале ХХI века внешнеполитический курс США, формируемый под влиянием неоконсерватизма и вильсонианского либерального универсализма, превратился в политику глобальных воздействий по созданию американоцентричного мироустройства. Приоритетной задачей этого курса стало распространение демократии силовыми методами, вызывающее негативизм со стороны мусульманского мира и критику влиятельных представителей политико-академического сообщества.
Таким образом, современный консерватизм представляет собой совокупность ориентаций и приоритетов в политической, экономической, социальной и духовной сферах. Представляется сложным определение границ основных направлений консерватизма. Очевидно, что различия между этими направлениями коренятся не столько в исходных установках, сколько в акцентировании тех или иных аспектов жизни общества.
Государство и управление посягают сегодня на многие стороны нашей жизни, однако на протяжении большей части человеческой истории государства не существовали вообще. В общинах охотников и собирателей, в малых аграрных культурах не было обособленных политических властей. Такие не безгосударственные общества имели неформальные механизмы управления, посредством которых принимались решения, затрагивающие общину, и разрешались споры. Обычно решения принимались внутри семейных групп; в тех случаях, когда несколько родовых групп внутри одной общности в чем-то основательно расходилось во взглядах, они раскалывались на отдельные единицы, которые в свою очередь вновь объединялись друг с другом.
Другие малые культуры имели элемент политической централизации, не оформившейся полностью в государство. Таким элементом являлся мужчина-вождь, которому повиновалось остальное население. Обычно вожди были воинами, или, жрецами, или и тем и другим; иногда они имели право призыватъ вооруженных слуг поддержать свое решение. Вождь, как правило, осуществлял свои полномочия с помощью совета или суда. В государственных обществах (традиционные цивилизации) эти правители становились королями или императорами, имели суды и дворы, контролировали вооруженные силы, использовавшиеся для обеспечения покорности и расширения масштабов государства. Они имели штатных чиновников, занимавшихся текущими вопросами управления вместе со специальными судами, в которых организовывались судебные процессы и наказывались преступники.
Все государства,
традиционные и современные, имеют
некоторые общие
Характерные черты государств
Политический аппарат. Археологи и антропологи признают, что большая часть существовавших до сих обществ не имела государств. Само понятие "государство" просто не применимо к этим обществам. Мнения расходятся относительно возможности говорить об управлении и политике в них. Поскольку не было специализированных политических институтов или агентов политического управления, можно утверждать, что политика и управление там отсутствовали, однако это вопрос в основном о дефинициях. Определенные формы управления имеют все общества, если понимать само управление достаточно широко, например, для обозначения любых систематизированных средств реализации решений, затрагивающих большинство людей в общности. В то же время такое определение слишком туманно.
Мы можем говорить об управлении как о процессе или об управлении как об аппарате, ответственном за административный процесс. Политика — это методы, посредством которых власть используется для воздействия на масштабы и содержание управленческой деятельности. Таким образом, политическая сфера может далеко выходить за пределы самих государственных институтов.
Территория. Общества охотников и собирателей не имели постоянной территории, а передвигались по широким просторам земли. Небольшие сельскохозяйственные общины были более привязаны к одному месту, но обычно и они не имели ясного представления о границах, отделяющих их от других групп. Однако по мере установления определенных политических систем должны были быть разграничены и определенные территории, которыми они претендовали править. В противоположность предшествовавшим типам общества, государства носят последовательно экспансионистский характер. Там, где правители видят возможность приобрести большую территорию и таким образом расширить сферу своего господства, они, как правило, этой возможностью пользуются.
Право и использование силы. Правовая система существует там, где имеются индивиды, специализирующиеся на управлении правосудием. В небольших обществах конфликты разрешаются собранием всей общины или рода. Там нет группы, ответственной за использование силы с целью поддержки решений общины. Иногда семья или родовая группа берет дела в своими руки, начинай кровную месть. Однако с развитием государств возникают специализированные юридические системы — кодифицированные законы и правовые суды — поддерживаемые способностью использовать силу там, где не соблюдаются решения. В традиционных обществах обычно нет явных граней между армией и специализированными полицейскими силами; военные используются для поддержания процесса принятия юридических решений.
Современные государства. Все современные государства являются национальными. Такие государства соответствуют всем характеристикам, упомянутым в данном выше определении государства. Они имеют аппарат управления, претендующий на определенную территорию, имеющий формализованный свод права и поддерживаемый контролем над военной силой. Некоторые из этих черт, однако, резко контрастируют с чертами традиционного государства.
В свете всего сказанного мы можем теперь предложить определение понятия национального государства. Оно включает политический аппарат, за которым признаны суверенные права в пределах границ демаркированной территории, который способен подкрепить свой суверенитет контролем над военной силой, многие граждане которого имеют позитивные чувства причастности к своей нации.
Политические партии. Политическую партию можно определить как организацию, ориентированную на достижение законного контроля над управлением посредством процесса выборов. В некоторых ситуациях имеются политические организации, стремящиеся добиться власти, но лишенные возможности сделать это общепринятыми средствами. Такие организации лучше всего рассматривать как секты или движения до тех пор, пока они не добились признания.
В пределах общей категории многопартийных государств имеется много типов партийных систем. Какая из них развивается — зависит в значительной мере от природы электоральных процедур. Там, где выборы проводятся на основе принципа "победитель получает все", получает развитие тенденция к доминированию в политической системе двух партий. Кандидат, завоевывающий большинство голосов, выигрывает выборы независимо от того, какую долю всех голосов он получил. Там, где выборы проводятся на основе иных принципов (например, пропорционального представительства, когда места в представительном собрании распределяются в соответствии с долей полученных голосов), двухпартийная система встречается реже.
Партийные системы. В некоторых странах лидер партии большинства или одной из партий коалиции автоматически становится премьерминистром, высшим официальным лицом. В других случаях (как в США) президент избирается помимо партийных выборов в главные представительные органы. Вряд ли, где-тo имеются одинаковые системы выборов. В Германии, например, депутаты в бундестаг (парламент) избираются по системе, соединяющей правила мажоритарной и пропорциональной. Половина депутатов избирается в округах, где побеждает кандидат, завоевавший большинство голосов. Другая половина избирается в соответствии с удельным весом голосов, полученных в регионах. Для предотвращения просачивания мелких партий установлен 5 процентный барьер — эта пропорция должна быть достигнута прежде, чем партия завоевывает парламентское представительство. Подобная система используется и на местных выборах.
Двухпартийные системы имеют тенденцию к концентрации, где находится большинство избирателей (за исключением радикальных). Обычно в этом случае партии культивируют образ умеренности, и иногда они так похожи друг на друга, что предлагаемый выбор едва заметен. Каждой партией может быть представлен плюрализм интересов, однако они весьма часто смешиваются в размытой программе с едва различимой политикой. Многопартийные системы позволяют более непосредственно выражать различные интересы и взгляды, предоставляют простор для представительства радикальных альтернатив. С другой стороны, добиться большинства при многопартийной системе очень трудно; это ведет к коалициям, страдающим от неспособности принимать решения из-за конфликтов или быстрой череды выборов и новых правительств, ни одно из которых не способно оставаться у власти длительное время, и, таким образом, ограничено в своих усилиях.
Неинституционализированное политическое действие. Политическая жизнь отнюдь не ограничена только общепринятой структурой политических партий, голосованием и представительством в органах управления. Часто случается, что те или иные группы не могут достичь своих целей в рамках этой структуры. Наиболее драматическим и крайним примером политического действия необщепринятого типа является революция, то есть свержение существующего политического порядка посредством массового движения с использованием насилия…
Наиболее же распространенный вид такой деятельности представлен движениями протеста, возникающими обычно (но не всегда) среди наиболее бедных и непривилегированных групп общества. Сейчас в западных странах законом разрешено создавать политические объединения почти любого типа, разрешены и некоторые виды непарламентских действий (организация уличных демонстраций и маршей). Попытки правительственного регулирования таких действий были оставлены, когда стало ясно, что их фактически невозможно обеспечить. Люди массами выходили демонстрировать свой протест против таких попыток, то есть правительство само стимулировало активность, которую хотело предотвратить.
Лидеры правительства имеют в своем распоряжении три главных варианта поведения в ответ на внепарламентские действия. Прежде всего, они могут их просто игнорировать. В таких обстоятельствах особенно решительная группа или движение может прибегнуть к использованию силы, что неизбежно вызовет реакцию (даже если всего лишь карательную). Небольшие политические секты, имеющие мало сторонников среди населения, могут прибегнуть и к терроризму как к средству продвижения своего дела...
Второй вариант реакции со стороны властей может состоять в немедленном аресте всех, кто был вовлечен (или предполагается, что был вовлечен) в данную акцию. Репрессивные меры часто используются властями для того, чтобы справиться с тем, что выглядит как "нарушение общественного порядка". Иногда реакция бывает довольно жесткой: против безоружных демонстрантов могут использоваться войска, что ведет порою к большим человеческим жертвам.
Третий вариант реакции — в том, чтобы притупить острие протеста, согласившись с некоторыми требованиями. Все эти варианты вполне могут вытекать один из другого...
Олигархия (от греч.
oligarchia) - господство небольшого круга
лиц, родов, семей и групп, захвативших
власть (Философский
Согласно Аристотелю,
олигархия является результатом
искажения аристократической