Политика народонаселения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:41, задача

Описание работы

Политика народонаселения, являясь направлением соци-
ально-экономической политики, имеет целью управление раз-
витием народонаселения как широким процессом создания, ста-
новления и развития субъекта социальной жизнедеятельности.
Она охватывает:
1) воздействие на воспроизводство населения (что можно
назвать демографической политикой);
2) воздействие на процесс социализации подрастающих
поколений (подготовка к трудовой деятельности, дошкольное
воспитание, общеобразовательная и специальная подготовка,
профессиональная ориентация, нравственное воспитание, при-
общение к ценностям мировой культуры и т.д.);

Файлы: 1 файл

Политика народонаселения.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Политика  народонаселения, являясь направлением соци-

ально-экономической  политики, имеет целью управление раз-

витием народонаселения  как широким процессом создания, ста-

новления и  развития субъекта социальной жизнедеятельности.

Она охватывает:

1) воздействие на воспроизводство населения (что можно

назвать демографической  политикой);

2) воздействие  на процесс социализации подрастающих

поколений (подготовка к трудовой деятельности, дошкольное

воспитание, общеобразовательная  и специальная подготовка,

профессиональная ориентация, нравственное воспитание, при-

общение к ценностям  мировой культуры и т.д.);

3) регулирование  комплекса условий труда (установление

границ и  общих масштабов занятости, регулирование  продол-

жительности рабочего дня и периодов труда и отдыха, охрана

труда, регулирование  профессионально-квалификационного

роста и переподготовки рабочей силы и т.д.);

4) регулирование  миграций и территориальной структуры

населения и  осуществление других мер, от которых  зависит весь

комплекс труда  и отдыха;

5) воздействие на общие условия жизни всех слоев населения

(жилищное законодательство, политика в области здравоохране-

ния и медицинского обслуживания, регулирование масштабов,

структуры и  направленности свободного времени  и т.д.).

41 Энциклопедический социологический словарь / под ред. Г.В. Осипова – М.,

1995. – С. 561.

69

Демографическая политика является органичной состав-

ной частью политики народонаселения. Объектами демогра-

фической политики могут быть население страны в  целом или

отдельных регионов, социально-демографические группы,

когорты населения, семьи определенных типов или  стадий жиз-

ненного цикла.

Демографическая политика – инструмент (механизм) целе-

направленного воздействия на демографические  процессы. Под

демографической политикой понимается система общеприня-

тых на уровне властных структур идей и концептуально объ-

единенных средств, с помощью которых государство, а также

другие общественные институты предполагают достижение

определенных  целей как для данного, так  и последующего эта-

пов развития страны42.

Таким образом, демографическая политика состоит  из двух

частей (концепций  и программ – c одной стороны, планов кон-

кретных действий – с другой) или двух компонентов (опреде-

ление и изложение  системы целей; разработка и реализация

средств для их достижения43).

В общем виде цели демографической политики обычно сво-

дятся к формированию в долгосрочной перспективе желатель-

ного режима воспроизводства населения, сохранению или изме-

нению тенденций  в области динамики численности  и структуры

населения, рождаемости, смертности, семейного состава, рассе-

ления, внутренней и внешней миграции, качественных харак-

теристик населения (то есть достижения демографического

оптимума)44.

Эксперты подчеркивают, что очень часто наблюдается

смешение понятий социальной, демографической и семей-

ной политики, что  является огромным препятствием на пути

построения  грамотной управленческой системы  по преодоле-

нию депопуляции45.

Социальная  политика – система мер, направленных на осу-

ществление  социальных программ, поддержание доходов,

уровня жизни  населения, обеспечение занятости, поддержку

отраслей социальной сферы, предотвращение социальных кон-

фликтов.

Семейная  политика:

Ÿ представляет собой составную часть социальной поли-

тики, направленную на институт семьи с целью укрепления, раз-

вития и защиты его прав и интересов, обеспечения  правового

регулирования его отношений с государством;

Ÿ является комплексом практических мер, предоставляю-

щим семьям с  детьми определенные социальные гарантии, цель

которых – улучшить благосостояние и обеспечить функциони-

рование семей  в интересах общества.

Существуют  следующие трактовки понятия  «демографиче-

ская политика», определяющие ее предмет:

Ÿ управление воспроизводством населения (Валентей Д.И.,

1973);

Ÿ система мер, предпринимаемых государством для воздей-

ствия на естественное движение населения и для достижения

определенных  демографических результатов (Глушкова В.Г.,

2004);

Ÿ комплекс мер, принимаемых государством с целью повли-

ять на режим  демографического воспроизводства в заданном

направлении (Клупт  М.А., 2006) 46.

Специфика демографической  политики связывается с осо-

бенностью предмета, на который она воздействует, –  воспроиз-

водство населения, его режим; акцент ставится на естественном

движении населения  без учета миграционной составляющей.

Такой подход предполагает скорее переориентацию всей

социальной, экономической  и прочей общественно-государ-

ственной деятельности на интересы реализации демографиче-

ской политики, нежели подчиненность последней  социально-

экономическим и другим государственным целям.

Основа управляемости  – изменчивость демографического

поведения населения. Она обеспечивается влиянием различных

по своей  природе факторов, в соответствии с которыми условно

можно выделить три группы мер.

Экономические. Это социальные трансферты (различные

пособия) для  семей с детьми (прямые) и дифференциация нало-

гов в зависимости  от доходов, размеров семьи и другие разного

рода льготы и субсидии (косвенные).

Административно-правовые или административно-юри-

дические: законодательные акты, регламентирующие браки,

разводы, положение  детей в семье, охрану материнства  и дет-

ства, условия  занятости и режим труда работающих женщин-

матерей, преимущества при получении жилья для многодетных,

молодых семей.

Меры  идеологического воздействия или социально-про-

пагандистские (воспитательно-пропагандистские), предпола-

гающие использование  средств массовой информации для  регу-

лирования демографических  процессов в соответствии с госу-

дарственной политикой  в области народонаселения. Их задача –

формирование  социальных норм детности. Учитывая содержа-

тельный и этический аспекты  понятия, на наш взгляд, коррек-

тнее использовать определение  «информационные меры». Меры повышения рождаемости в России аналогичны приме-

няемым в европейских странах. В настоящее время имеются:

− система пособий и налоговых льгот, которая связана с

количеством/очередностью детей, задача которой – компенса-

ция материальных затрат семьи  на воспитание детей;

− ряд срочных социальных государственных программ

смежного характера («Жилище» на 2002 – 2010 гг., «Социаль-

ное развитие села до 2012 г.», «Реформирование системы воен-

ного образования в  Российской Федерации на период до 2010

года», Федеральная целевая  программа развития образования

62 Heinsohn G. Söhne und Weltmacht: Terror im Aufstieg und Fall der Nationen,

2003. – 189 p.

87

на 2006 – 2010 годы, «Развитие  физической культуры и спорта

в Российской Федерации на 2006–2015 годы», «Дети России»

на 2007 – 2010 годы);

− законодательная база, регулирующая трудовую деятель-

ность матерей (возможность  сокращения рабочего дня с про-

порциональным сокращением  заработной платы, длительность

оплачиваемых отпусков по нетрудоспособности в связи с  бере-

менностью, родами, уходом за ребенком, включение их в трудо-

вой стаж и т.д.), обеспечивающая совмещение трудовой и репро-

дуктивной деятельности семьи;

− законодательная база, регулирующая брачное поведение

населения (возраст вступления в брак, порядок расторжения

брака), которая  учитывает в первую очередь интересы детей;

− сеть государственных медицинских и образовательных

учреждений, обеспечивающая услуги по контролю и сохране-

нию здоровья населения, а также организацию воспитания детей

дошкольного возраста (для возобновления трудовой деятельно-

сти матери), подготовку к профессиональной деятельности.

Структура механизмов демографической политики в России

характеризуется превалированием экономических  мер. В Кон-

цепции демографической  политики Российской Федерации на

период до 2025 года для решения задачи повышения уровня

рождаемости отсутствуют  пропагандистские механизмы, 80%

предполагаемых  мероприятий относятся к экономическим

(в 62% – с  закреплением в нормативно-правовой  базе), 20%

мероприятий –  исключительно к административно-правовым.

В рамках задач  по укреплению института семьи, возрож-

дению и сохранению духовно-нравственных традиций семей-

ных отношений  одно из четырех направлений предполагает

использование пропаганды. Внимание сконцентрировано

на поддержке  «проблемных» семей, детей-сирот, хотя для

88

повышения детности крайне необходима работа с обычными

полными семьями, которые в принципе имеют возможность

иметь большее  число детей.

Предпосылки предлагаемых мер установлены в ходе иссле-

дования репродуктивного  потенциала населения и базируются

на социологическом исследовании, выявившем основные фак-

торы формирования и реализации репродуктивных планов, ана-

лизе существующих условий, определяемых политикой государ-

ства в области  народонаселения.

Еще раз отметим  выявленные ведущие условия реализа-

ции репродуктивных планов населения. Это жилье, семья,

медицина и  образование. В связи с этим было бы целесообразно

принятие  следующих мер.

А. В  целях улучшения жилищных условий  семей с детьми.

1. Разработка  более доступных условий ипотечного  кредито-

вания молодых семей и семей с детьми: сниженные процентная

ставка и  первоначальный взнос, частичное погашение  жилищ-

ных/ипотечных  кредитов семьям при рождении очередного

ребенка.

Условия жилищного  кредитования требуют от молодой

семьи: а) первоначального  взноса от 10% стоимости приобрета-

емого жилья; б) уровня стабильных доходов, достаточного для

выплаты кредита. При этом кредит сопровождается залогом,

обязательным  страхованием жизни заемщика и/или  приобрета-

емого имущества.

Анализ кредитного рынка72 показал, что молодая семья с

одним ребенком и средним для Вологодской  области уровнем

заработной  платы для приобретения квартиры необходимой

минимальной площади73 (18×3=54 кв. м) должна иметь доход,

72 Фонд развития ипотечного жилищного кредитования Вологодской

области. – URL: http://www.ipoteka.vologda.ru/; Сравнение ипотечных кре-

дитов (50 предложений). – URL: http://uslugi.yandex.ru/banki/ipoteka/index.

xml?region=21

73 Стандарты социальной нормы площади жилого помещения: постановле-

ние Правительства  Вологодской области от 19.09.2005 № 1019 «О реализации

закона области  от 1 июня 2005 года № 1285-ОЗ “О мерах социальной поддержки

отдельных категорий  граждан».

97

позволяющий выплачивать  ежемесячно примерно 29 тыс. руб.

в течение 25 лет. В то же время среднемесячная номинальная

начисленная заработная плата работников в Вологодской  обла-

сти составляла 18 536 руб. На двоих работающих членов семьи –

37 072 руб. в  месяц, прожиточный минимум74 в сумме на 3 чело-

век (2 трудоспособных и 1 ребенок) составил 18 437 руб. Оста-

ток денежных средств делает невозможным получение и/или

погашение кредита, а следовательно, и приобретение жилья для

большинства молодых  семей даже с учетом предоставления суб-

сидии в качестве первоначального взноса. «Семейный  капитал»

тоже не решит  проблему, так как рождение ребенка повлечет

снижение дохода матери на период декретного отпуска  и отпу-

ска по уходу  за ребенком, а также необходимость  дальнейшего

расширения  жилплощади.

Разработка  и реализация механизма, позволяющего сни-

зить кредитное  бремя при рождении очередных детей, могли

бы значительно  улучшить условия реализации репродуктив-

ных планов населения. Например, в Омской области существует

практика выделения  субсидии в размере 200 тыс. руб. при  рож-

дении второго  ребенка на погашение ипотечного/жилищного

кредита75. В Республике Татарстан с 2005 г. реализуется соци-

альная ипотека  с более мягкими условиями (7% ставка, возмож-

ность кредитования без первоначального взноса)76.

2. Разработка  законодательных актов, регулирующих  выде-

ление средств  семьям с детьми на оплату съемного жилья.

Число семей, состоящих  на учете на получение жилья, за

период с 2000 по 2010 г. снизилось с 69 до 33 тысяч, однако

74 Постановление Правительства РФ от 24.03.2011 № 197 «Об установле-

нии величины прожиточного минимума на душу населения и по основным соци-

ально-демографическим  группам населения в целом  по Российской Федерации

за IV квартал 2010 г.».

75 Аналитический центр по ипотечному кредитованию и секьюритиза-

ции. – URL: http://www.rusipoteka.ru/lenta/market/kompensacii_pogasheniyu_

ipotechnogo_kredita/

76 Социальная ипотека в Татарстане // Инвестпрофит. – URL: http://www.

invest-profit.ru/nedvizhimost/ipoteka/1168-socialnaya-ipoteka-v-tatarstane.html

98

доля получивших жилье и улучшивших жилищные условия  до

2010 г. не превышала 6% (в 2010 г. – 11%). Вместе с тем более

80% семей нуждаются  в жилье и вынуждены самостоятельно

решать эту  проблему, в том числе путем  найма жилых помеще-

ний. Подобные выплаты  существуют во Франции, где право  на

них имеют беременные женщины к началу отпуска по беремен-

Информация о работе Политика народонаселения