Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:41, задача
Политика народонаселения, являясь направлением соци-
ально-экономической политики, имеет целью управление раз-
витием народонаселения как широким процессом создания, ста-
новления и развития субъекта социальной жизнедеятельности.
Она охватывает:
1) воздействие на воспроизводство населения (что можно
назвать демографической политикой);
2) воздействие на процесс социализации подрастающих
поколений (подготовка к трудовой деятельности, дошкольное
воспитание, общеобразовательная и специальная подготовка,
профессиональная ориентация, нравственное воспитание, при-
общение к ценностям мировой культуры и т.д.);
Политика народонаселения, являясь направлением соци-
ально-экономической политики, имеет целью управление раз-
витием народонаселения
как широким процессом
новления и развития субъекта социальной жизнедеятельности.
Она охватывает:
1) воздействие на воспроизводство населения (что можно
назвать демографической политикой);
2) воздействие
на процесс социализации
поколений (подготовка к трудовой деятельности, дошкольное
воспитание, общеобразовательная и специальная подготовка,
профессиональная ориентация, нравственное воспитание, при-
общение к ценностям мировой культуры и т.д.);
3) регулирование
комплекса условий труда (
границ и общих масштабов занятости, регулирование продол-
жительности рабочего дня и периодов труда и отдыха, охрана
труда, регулирование
профессионально-
роста и переподготовки рабочей силы и т.д.);
4) регулирование
миграций и территориальной
населения и осуществление других мер, от которых зависит весь
комплекс труда и отдыха;
5) воздействие на общие условия жизни всех слоев населения
(жилищное законодательство,
политика в области
ния и медицинского обслуживания, регулирование масштабов,
структуры и направленности свободного времени и т.д.).
41 Энциклопедический социологический словарь / под ред. Г.В. Осипова – М.,
1995. – С. 561.
69
Демографическая политика является органичной состав-
ной частью политики народонаселения. Объектами демогра-
фической политики могут быть население страны в целом или
отдельных регионов, социально-демографические группы,
когорты населения, семьи определенных типов или стадий жиз-
ненного цикла.
Демографическая политика – инструмент (механизм) целе-
направленного воздействия на демографические процессы. Под
демографической политикой понимается система общеприня-
тых на уровне властных структур идей и концептуально объ-
единенных средств, с помощью которых государство, а также
другие общественные институты предполагают достижение
определенных целей как для данного, так и последующего эта-
пов развития страны42.
Таким образом, демографическая политика состоит из двух
частей (концепций и программ – c одной стороны, планов кон-
кретных действий – с другой) или двух компонентов (опреде-
ление и изложение системы целей; разработка и реализация
средств для их достижения43).
В общем виде цели демографической политики обычно сво-
дятся к формированию в долгосрочной перспективе желатель-
ного режима воспроизводства населения, сохранению или изме-
нению тенденций в области динамики численности и структуры
населения, рождаемости, смертности, семейного состава, рассе-
ления, внутренней и внешней миграции, качественных харак-
теристик населения (то есть достижения демографического
оптимума)44.
Эксперты подчеркивают, что очень часто наблюдается
смешение понятий социальной, демографической и семей-
ной политики, что является огромным препятствием на пути
построения грамотной управленческой системы по преодоле-
нию депопуляции45.
Социальная политика – система мер, направленных на осу-
ществление социальных программ, поддержание доходов,
уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержку
отраслей социальной сферы, предотвращение социальных кон-
фликтов.
Семейная политика:
представляет собой составную часть социальной поли-
тики, направленную на институт семьи с целью укрепления, раз-
вития и защиты его прав и интересов, обеспечения правового
регулирования его отношений с государством;
является комплексом практических мер, предоставляю-
щим семьям с детьми определенные социальные гарантии, цель
которых – улучшить благосостояние и обеспечить функциони-
рование семей в интересах общества.
Существуют следующие трактовки понятия «демографиче-
ская политика», определяющие ее предмет:
управление воспроизводством населения (Валентей Д.И.,
1973);
система мер, предпринимаемых государством для воздей-
ствия на естественное движение населения и для достижения
определенных демографических результатов (Глушкова В.Г.,
2004);
комплекс мер, принимаемых государством с целью повли-
ять на режим демографического воспроизводства в заданном
направлении (Клупт М.А., 2006) 46.
Специфика демографической политики связывается с осо-
бенностью предмета, на который она воздействует, – воспроиз-
водство населения, его режим; акцент ставится на естественном
движении населения без учета миграционной составляющей.
Такой подход предполагает скорее переориентацию всей
социальной, экономической и прочей общественно-государ-
ственной деятельности на интересы реализации демографиче-
ской политики, нежели подчиненность последней социально-
экономическим и другим государственным целям.
Основа управляемости – изменчивость демографического
поведения населения. Она обеспечивается влиянием различных
по своей природе факторов, в соответствии с которыми условно
можно выделить три группы мер.
Экономические. Это социальные трансферты (различные
пособия) для семей с детьми (прямые) и дифференциация нало-
гов в зависимости от доходов, размеров семьи и другие разного
рода льготы и субсидии (косвенные).
Административно-правовые или административно-юри-
дические: законодательные акты, регламентирующие браки,
разводы, положение детей в семье, охрану материнства и дет-
ства, условия
занятости и режим труда
матерей, преимущества
при получении жилья для
молодых семей.
Меры идеологического воздействия или социально-про-
пагандистские (воспитательно-
гающие использование средств массовой информации для регу-
лирования демографических процессов в соответствии с госу-
дарственной политикой в области народонаселения. Их задача –
формирование социальных норм детности. Учитывая содержа-
тельный и этический аспекты понятия, на наш взгляд, коррек-
тнее использовать определение «информационные меры». Меры повышения рождаемости в России аналогичны приме-
няемым в европейских странах. В настоящее время имеются:
− система пособий и налоговых льгот, которая связана с
количеством/очередностью детей, задача которой – компенса-
ция материальных затрат семьи на воспитание детей;
− ряд срочных социальных государственных программ
смежного характера («Жилище» на 2002 – 2010 гг., «Социаль-
ное развитие села до 2012 г.», «Реформирование системы воен-
ного образования в Российской Федерации на период до 2010
года», Федеральная целевая программа развития образования
62 Heinsohn G. Söhne und Weltmacht: Terror im Aufstieg und Fall der Nationen,
2003. – 189 p.
87
на 2006 – 2010 годы, «Развитие физической культуры и спорта
в Российской Федерации на 2006–2015 годы», «Дети России»
на 2007 – 2010 годы);
− законодательная база, регулирующая трудовую деятель-
ность матерей (возможность сокращения рабочего дня с про-
порциональным сокращением заработной платы, длительность
оплачиваемых отпусков по нетрудоспособности в связи с бере-
менностью, родами, уходом за ребенком, включение их в трудо-
вой стаж и т.д.), обеспечивающая совмещение трудовой и репро-
дуктивной деятельности семьи;
− законодательная база, регулирующая брачное поведение
населения (возраст вступления в брак, порядок расторжения
брака), которая учитывает в первую очередь интересы детей;
− сеть государственных медицинских и образовательных
учреждений, обеспечивающая услуги по контролю и сохране-
нию здоровья населения, а также организацию воспитания детей
дошкольного возраста (для возобновления трудовой деятельно-
сти матери), подготовку к профессиональной деятельности.
Структура механизмов демографической политики в России
характеризуется превалированием экономических мер. В Кон-
цепции демографической политики Российской Федерации на
период до 2025 года для решения задачи повышения уровня
рождаемости отсутствуют пропагандистские механизмы, 80%
предполагаемых
мероприятий относятся к
(в 62% – с
закреплением в нормативно-
мероприятий –
исключительно к
В рамках задач по укреплению института семьи, возрож-
дению и сохранению духовно-нравственных традиций семей-
ных отношений
одно из четырех направлений
использование пропаганды. Внимание сконцентрировано
на поддержке «проблемных» семей, детей-сирот, хотя для
88
повышения детности крайне необходима работа с обычными
полными семьями, которые в принципе имеют возможность
иметь большее число детей.
Предпосылки предлагаемых мер установлены в ходе иссле-
дования репродуктивного потенциала населения и базируются
на социологическом исследовании, выявившем основные фак-
торы формирования и реализации репродуктивных планов, ана-
лизе существующих условий, определяемых политикой государ-
ства в области народонаселения.
Еще раз отметим выявленные ведущие условия реализа-
ции репродуктивных планов населения. Это жилье, семья,
медицина и образование. В связи с этим было бы целесообразно
принятие следующих мер.
А. В целях улучшения жилищных условий семей с детьми.
1. Разработка
более доступных условий
вания молодых семей и семей с детьми: сниженные процентная
ставка и первоначальный взнос, частичное погашение жилищ-
ных/ипотечных кредитов семьям при рождении очередного
ребенка.
Условия жилищного кредитования требуют от молодой
семьи: а) первоначального взноса от 10% стоимости приобрета-
емого жилья; б) уровня стабильных доходов, достаточного для
выплаты кредита. При этом кредит сопровождается залогом,
обязательным страхованием жизни заемщика и/или приобрета-
емого имущества.
Анализ кредитного рынка72 показал, что молодая семья с
одним ребенком и средним для Вологодской области уровнем
заработной платы для приобретения квартиры необходимой
минимальной площади73 (18×3=54 кв. м) должна иметь доход,
72 Фонд развития ипотечного жилищного кредитования Вологодской
области. – URL: http://www.ipoteka.vologda.ru/
дитов (50 предложений).
– URL: http://uslugi.yandex.ru/banki/
xml?region=21
73 Стандарты социальной нормы площади жилого помещения: постановле-
ние Правительства Вологодской области от 19.09.2005 № 1019 «О реализации
закона области от 1 июня 2005 года № 1285-ОЗ “О мерах социальной поддержки
отдельных категорий граждан».
97
позволяющий выплачивать ежемесячно примерно 29 тыс. руб.
в течение 25 лет. В то же время среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата работников в Вологодской обла-
сти составляла 18 536 руб. На двоих работающих членов семьи –
37 072 руб. в месяц, прожиточный минимум74 в сумме на 3 чело-
век (2 трудоспособных и 1 ребенок) составил 18 437 руб. Оста-
ток денежных средств делает невозможным получение и/или
погашение кредита, а следовательно, и приобретение жилья для
большинства молодых семей даже с учетом предоставления суб-
сидии в качестве первоначального взноса. «Семейный капитал»
тоже не решит проблему, так как рождение ребенка повлечет
снижение дохода матери на период декретного отпуска и отпу-
ска по уходу за ребенком, а также необходимость дальнейшего
расширения жилплощади.
Разработка и реализация механизма, позволяющего сни-
зить кредитное бремя при рождении очередных детей, могли
бы значительно улучшить условия реализации репродуктив-
ных планов населения. Например, в Омской области существует
практика выделения субсидии в размере 200 тыс. руб. при рож-
дении второго ребенка на погашение ипотечного/жилищного
кредита75. В Республике Татарстан с 2005 г. реализуется соци-
альная ипотека с более мягкими условиями (7% ставка, возмож-
ность кредитования без первоначального взноса)76.
2. Разработка
законодательных актов,
ление средств семьям с детьми на оплату съемного жилья.
Число семей, состоящих на учете на получение жилья, за
период с 2000 по 2010 г. снизилось с 69 до 33 тысяч, однако
74 Постановление Правительства РФ от 24.03.2011 № 197 «Об установле-
нии величины прожиточного минимума на душу населения и по основным соци-
ально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации
за IV квартал 2010 г.».
75 Аналитический центр по ипотечному кредитованию и секьюритиза-
ции. – URL: http://www.rusipoteka.ru/
ipotechnogo_kredita/
76 Социальная ипотека в Татарстане // Инвестпрофит. – URL: http://www.
invest-profit.ru/nedvizhimost/
98
доля получивших жилье и улучшивших жилищные условия до
2010 г. не превышала 6% (в 2010 г. – 11%). Вместе с тем более
80% семей нуждаются
в жилье и вынуждены
решать эту проблему, в том числе путем найма жилых помеще-
ний. Подобные выплаты существуют во Франции, где право на
них имеют беременные женщины к началу отпуска по беремен-