Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:06, реферат
Социология М. Вебера относится к интерпретивным парадигмам. Их сторонники, хотя и могут признавать, что общество состоит из определенных структур, тем не менее полагают, что последние есть производное от социальных действий индивидов. Для социологов этого направления главное – изучение и интерпретация образцов типичного социального поведения людей, в процессе которого создается социальная реальность.
Своими корнями интерпретивные парадигмы уходят в герменевтику греч. hermeneutikos – истолковывающий) – искусство и теорию толкование древних текстов и памятников.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Идейно-теоретические предпосылки становления веберовской интерпретивной парадигмы……………………………………………………………………………….6
2. Предмет и методы «понимающей» социологии. Новый взгляд на роль естественных и социальных наук……………………………………………………...8
3. Социальные факты и ценности……………………………………………………10
4. «Понимание» социальных действий………………………………………………12
5. Типизация социальных действий………………………………………………….14
6. Основные методы понимания социальных действий……………………………17
7. Непредвиденные последствия……………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………………………………………25
Действительно, Вебер, как и Маркс, изучал те же социальные реалии – современные капиталистические отношения, но в отличие от Маркса занимал сторону капиталистов и бюрократов, видя только в них социальную силу, способную инициировать и возглавить исторический прогресс. Некоторые современные зарубежные исследователи творчества Вебера упрекают его в нарциссизме в отношении к немецкому государству и протестантизму, что сказалось на конкретных выводах его теории. Вебер, как и Маркс, был нетерпим к своим оппонентам, особенно к самому Марксу, критикуя его теорию за экономический детерминизм. Так, в Венском университете Вебером был прочитан курс лекций с характерным названием «Позитивная критика материалистической концепции истории».
Кроме того, «понимающая» социология Вебера подвергалась критике за абсолютизацию западной рациональности, прежде всего индивидуалистической системы ценностей.
И все же мировая социологическая
мысль ценит Вебера за то, что
он явился создателем принципиально
новой социологической
4. «Понимание» социальных
В термин Verstehen Вебер вкладывает свой особый смысл. Это – рациональная процедура изучения действий социальных субъектов (микроуровень), а через них – изучение культуры конкретного общества (макроуровень). Как видно, Вебер был сторонником социального номинализма. Напомним, что это теоретическая и методологическая ориентация, предполагающая, что характер индивидов, их действий, в конечном счете, определяет суть общества.
Как считает Вебер, анализ и типизация социальных действий людей являются предметом социологии. «Социологию он считал наукой, стремящейстя понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие. Однако не каждый поведенческий акт индивида можно считать социальным действием. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:
1) субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл;
2) ориентация на поведение других людей.
Вебер отмечает: « «Действием» мы
называем действие человека (независимо
от того, носит оно внешний или
внутренний характер, сводится ли к
невмешательству или
Из определения следует, что действие, о котором человек не задумывается не является социальным действием. Так, к социальному действию нельзя отнести непреднамеренное падение человека или же непроизвольный крик от боли, ибо в них просто отсутствует мыслительный процесс. Действие, в котором человек просто не видит реальной цели, не является социальным действием. Так, к социальному действию нельзя отнести непреднамеренное или неосознанное участие человека в той или иной сходке, кампании, политической акции, ибо в этом случае отсутствует мыслительный процесс и осознанная целенаправленная активность.
Социолог не считал действия социальными, если они являлись чисто подражательными, когда индивиды ориентируются на какое-либо природное явление (раскрытие зонтов множеством людей во время дождя) или когда они действуют как атомы толпы, что характерно для реактивного поведения (поведения как реакции на определенный стимул, например, «опасность»).
Эмоциональные излияния, непроизвольные выкрики, проявления радости от встреч с героями и вождями или выплески гнева в адрес «врагов» также нельзя отнести к социальным действиям, ибо в них просто нет активного разумного начала как способности человека отражать и постигать мир, не искажая его реальное содержание восторгами или страхами.
Действие не является социальным и в том случае, если оно никак не затрагивает интересы других людей, остается для них незамеченным. Пример тому – маниловщина, мечтательно-бездеятельное отношение к окружающему, которое, как показал Н.В. Гоголь в «Мертвых душах», весьма характерно для многих россиян, которые даже, вероятно, не отдают себе в этом отчета.
Ещё одно важное замечание, которое
делает социолог: предметом его парадигмы
являются действия индивидов, а не коллективов.
Употребляя понятия государство, корпорация,
семья, армейское подразделение
и т.д., следует иметь в виду,
что эти и другие социальные структуры
сами по себе не являются субъектами социального
действия. Поэтому, с точки зрения
Вебера, нельзя, например, понять действие
парламента или президентской
5. Типизация социальных действий
Вебер выделил четыре типа социальных действий индивидов, которые различались по степени рациональности, присутствующей в них. Само собой разумеется, что в действительности человек далеко не всегда знает, чего он хочет. Порой в поведении людей доминируют какие-либо ценностные установки или просто эмоции. Ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни, Вебер выделяет следующие типы действия:
1) целерациональное,
2) ценностно-рациональное,
3) аффективное,
4) традиционное.
Обратимся к самому Веберу: «Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть:
1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели;
2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;
3) аффективным,
прежде всего эмоциональным,
4) традиционным,
то есть основанным на
Из этой классификации следует, что может быть социальное действие, в котором смысл действия и смысл действующего совпадают, в нем присутствует рельефно выраженная цель и адекватные ей осмысленные средства. Такое действие было обозначено социологом понятием целерациональное действие. В нем оба вышеназванных момента совпадают: понять смысл действия – значит понять действующего, и наоборот.
Примером целерациональных действий может быть поведение людей, сознательно делающих политическую карьеру, принимающих собственные решения. В таком поведении есть смысл действий, который понятен для окружающих, побуждая последних к принятию адекватных самостоятельных актов, также имеющих смысл и цель. К целерациональным действиям может быть отнесено поведение студента, желающего получить образование, соответственно направленное на успешное усвоение изучаемых предметов.
Если же, например, сильный и
мужественный человек после того,
как его ударили по одной щеке,
подставил другую, то здесь речь
идет о ценностно-рациональном действии,
которое может быть понято лишь с
учетом представлений этого человека
о ценностях определенных религиозных
догм. Ценностно-рациональное действие
основано на вере в определенные безусловные
ценности, заповеди, представления
о добре и долге. Их абсолютизация
приводит к тому, что в подобных
действиях неизбежно появляется
определенный компонент иррациональности.
Так, если для людей ценность собственной
жизни ничто в сравнении с
верой в безусловную правоту
вождя, курса партии, ради выполнения
«безошибочных предначертаний»
которых они готовы к лишениям
и даже самопожертвованиям, то они
как раз совершают ценностно-
Аффективные действия можно довольно часто наблюдать в игровых видах спорта – те или иные непроизвольные, эмоциональные реакции игроков. Они, как правило, определены эмоциональным состоянием действующего – страстью, любовью, ненавистью и т.д. Естественно, что они выходят за пределы сознательной, осмысленной деятельности индивида.
К традиционным действиям относятся повседневные поведенческие акты, совершаемые просто по привычке. Люди ведут себя почти автоматически, потому что они так всегда это делали. Как правило, они не осознают, почему так поступают, ибо просто привержены привычным нравам и обычаям. В таких действиях почти нет целеполагания, нет и размышлений о выборе средств их осуществления.
В российской истории люди практически
не задумывались, почему необходимо служить
«царю-батюшке», по какому такому праву
осуществляется передача государственной
власти по наследству, почему у них
нет личных прав и свобод. Они
поступали традиционным образом, потому
что их предки всегда гак это делали,
будучи приверженными, определенным нравам
и обычаям. В обновленном виде
традиционные действия были сохранены
в советских жизненных укладах,
таких как коммуны и «
Распад советского строя заставил людей отказываться от неосмыленно-подражательного поведения, от жизни по принципам «как все», «не хуже, чем другие».
Строго говоря, лишь целерациональные и ценностно-рациональные действия относятся к социальным действиям, ибо имеют дело с субъективно подразумеваемым смыслом. Подчеркнем, социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку имеет дело с осмысленными действиями людей. «Специфически важным для понимающей социологии, – писал он, – является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено».
6. Основные методы понимания социальных действий
Проблеме понимания
Второй тип интерпретации
Третий тип – причинное
Все три вышеназванные методы исследования
не могут гарантировать полную картину
того или иного социального
Рассматривая подобные проблемы (причем
в контексте различных культур)