Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:06, реферат
Социология М. Вебера относится к интерпретивным парадигмам. Их сторонники, хотя и могут признавать, что общество состоит из определенных структур, тем не менее полагают, что последние есть производное от социальных действий индивидов. Для социологов этого направления главное – изучение и интерпретация образцов типичного социального поведения людей, в процессе которого создается социальная реальность.
Своими корнями интерпретивные парадигмы уходят в герменевтику греч. hermeneutikos – истолковывающий) – искусство и теорию толкование древних текстов и памятников.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Идейно-теоретические предпосылки становления веберовской интерпретивной парадигмы……………………………………………………………………………….6
2. Предмет и методы «понимающей» социологии. Новый взгляд на роль естественных и социальных наук……………………………………………………...8
3. Социальные факты и ценности……………………………………………………10
4. «Понимание» социальных действий………………………………………………12
5. Типизация социальных действий………………………………………………….14
6. Основные методы понимания социальных действий……………………………17
7. Непредвиденные последствия……………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………………………………………25
Иными словами, по Веберу, чтобы уяснить действительные причинные связи, имеющие место при создании социальной реальности, и дать возможно более полное и комплексное толкование социальным действиям, необходимо прежде всего сконструировать недействительное – извлекаемые из эмпирической реальности заостренные, выделенные элементы, которые представляются типическими для социолога в его стремлении найти общие правила событий. Они должны выражать то, что наиболее характерно, типично для общественных явлений или социальных действий своего времени. «Лишь с помощью чистого идеального» типа возможна социологическая казуистика… Чем отчетливее и однозначнее сконструированы идеальные типы, чем дальше они, следовательно, от реальности, тем плодотворнее их роль в разработке терминологии и классификации, а также их эвристическое значение» (ТУТ), – заключает Вебер.
Так,
например, можно сконструировать
идеально-типическую модель студента
или государственного служащего, семьи
или даже самого государства. Но модель
идеального типа не есть цель познания,
а своеобразное метрическое средство,
позволяющее анализировать
Понятно, что в реальной жизни, строго
говоря, не может быть идеального студента
или чиновника, семьи или любого
другого социального института.
Различные причины приводят к
тому, что общественное явление всегда
будет иметь отклонение от идеального
типа. Здесь-то и открываются возможности
для сравнивания реального
1. сконструировать
явление или социальное
2. рассмотреть
это явление или социальное
действие независимо от
3. есть
возможность сравнить, насколько
явление или действие по своим
количественно-качественным
Мыслительное образование
7. Непредвиденные последствия
Связи между социальными действиями людей и их результатами, как правило, латентны, не лежат на поверхности явлений. От исследователя требуются усилия, он должен проявить социологическое воображение, чтобы «заглянуть за» видимые проявления конкретных социальных действий индивидов, к каким социальным фактам они в итоге могут привести. Так, в работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных ценностей и развития «духа капитализма», утверждая, что в странах, где эти ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические отношения. Но выявление корреляции между ценностными установками и характером социальных действий – лишь одна часть исследования. Другая часть исследования состояла в том, чтобы установить, как и почему протестантские ценности, которые сами по себе, явно не были нацелены на определенные экономические результаты, скрыто, не зависимо от намерений способствовали развитию капитализма. По мнению социолога, основной причиной подобного рода непреднамеренных, непредвиденных последствий стало убеждение в том, что только через постоянный, аккуратный и честный труд, неутомимую деятельность во имя приумножения славы Божьей на Земле, ведя при этом аскетический образ жизни, можно попасть в рай. Определенная религиозная доктрина исподволь формировала такое поведение, которое предопределяло высоко рациональные образцы экономического поведения. Отсюда Вебер делает вывод о том, что мотивированные определенными ценностями социальные действия, выражающиеся в своеобразном типичном поведении значительного числа членов общества, неизбежно должны были привести и привели к адекватным крупномасштабным переменам в обществе, его структурах, что и нашло выражение в конкретном облике капитализма в той или иной стране.
Социолог показывает, что результаты идей, конкретные социальные действия, даже если они весьма рациональны, отнюдь не всегда приводят к первоначально задуманным рациональным результатам. Часто рационально создаваемая людьми социальная реальность включает в себя непредвиденные последствия иррационального толка.
Заключение
Взгляды Макса Вебера существенно отличались от взглядов его соотечественников и современников. Он отвергает естественнонаучную методологию Дюркгейма и его последователей, критикует материалистическое понимание истории Маркса, однако ему импонируют идеи рационализма и понимания общества как арены противоборствующих классов.
Он разграничивает естественные и социальные науки, вводя понятие «адекватной причинности», применимой только в социальных науках. Но социология – это тоже наука, не смотря на наличие специфики, отличающей ее от естественных наук, потому, считает Вебер, что действия индивидов рациональны и благодаря этому их можно типизировать и систематизировать. Кроме того, как и в других науках, в социологии исследователь должен быть свободен от собственных оценочных суждений и использовать объективные методы.
Это, однако, не означает отказ от анализа ценностей, общезначимые ценности наоборот используются социологом при анализе действия. Вебер различал практические и научные ценности и считал возможным выделение социальных фактов, не включающих ценности, при анализе действия. Однако, самому Веберу не всегда удавалось следовать принципу разграничения фактов и ценностей, за что его критиковали.
Вебер, как и Маркс, изучал современные
капиталистические отношения, но, в
отличие от Маркса, вставал на сторону
буржуазии, которая, по его мнению, способна
возглавить исторический прогресс. Вебера
критикуют за симпатию к немецкому
государству и протестантизму, за
абсолютизацию западной рациональности,
но его неизменно ценят как
создателя новой
Вебер
считал, что характер и действия
индивидов определяют общество и
предметом социологии является анализ
и типизация социальных действий
индивидов, которые отличаются от всех
поведенческих актов людей тем,
что они субъективно
Он уделяет особое внимание проблеме понимания социальных действий, выделяет типы такого понимания. Однако ни один из этих типов не может гарантировать появление полной картины социального действия. Потому для уяснения действительных причинных связей Вебер создает такой метод как «идеальный тип», предполагающий выделение социологом типичных элементов из эмперической реальности.
Таким образом, социальные теории Вебера
рассматривают поведение
Список использованной литературы
1. Вебер, М. Класс, сословие, партии (фрагменты) / М. Вебер // Личность. Культура. Общество. 2003 , Вып. 1-2 (15-16). – М. , 2003. – С. 140
2. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер ; пер. с нем. ; под ред. Ю. Н. Давыдова ; [вступ. ст. П. П. Гайденко ; науч. коммент. А. Ф. Филиппова]. – М. : Прогресс , 1990. – 808 с.
3. Волков, Ю. Г. Социология [учеб. пособие ] / Ю.Г. Волков. – 3-е, перераб. и доп. изд. – М. : Альфа-М : ИНФРА-М , 2010. – 448 с.
4. Радугин, А. А. Социология [учеб. пособие ] / А. А. Радугин, К. А. Радугин – М. : Центр , 2008. – 224 с.
5. Масловский, М. В. Неовеберианская историческая социология / Масловский М. В. // СоцИс. – 2008. – № 3. – С. 119-126.
6. Гофман, А.Б. История теоретической социологии. Начало XX века. Первый общетеоретический кризис социологии [учеб. пособие] / А. Б. Гофман, Р. Н. Абрамов, С. П. Баньковская – 3-е, перераб. и доп. изд. – М. : Акад. Проект , Гаудеамус , 2010. – 354 с.