Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:22, реферат
Современная экономика характеризуется высокими темпами изменений. Это требует от организации не только концентрации внимания на своём внутреннем состоянии, но и разработки стратегии развития, позволяющей успешно адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении компании. Поэтому в последние десять лет резко возрос интерес к стратегическому планированию, одной из основных задач которого является успешная адаптация к изменениям внешних условий. Реализация стратегического планирования позволяет компании выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе.
Введение 2
1. Понятие адаптации организации 4
2. Внешняя среда организации и ее основные свойства 8
3. Адаптация организации к внешней среде 10
4. Способы адаптации организации к внешней среде 12
Заключение 15
Список использованной литературы 17
План: стр.
Введение 2
2. Внешняя среда организации и ее основные свойства 8
3. Адаптация организации к внешней среде 10
4. Способы адаптации организации к внешней среде 12
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Введение
Современная экономика характеризуется высокими темпами изменений. Это требует от организации не только концентрации внимания на своём внутреннем состоянии, но и разработки стратегии развития, позволяющей успешно адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении компании. Поэтому в последние десять лет резко возрос интерес к стратегическому планированию, одной из основных задач которого является успешная адаптация к изменениям внешних условий. Реализация стратегического планирования позволяет компании выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Опыт практической работы свидетельствует о том, что все компании сталкиваются со специфическими проблемами в адаптации к внешней среде.
Адаптация к внешней
среде охватывает все действия стратегического
характера, которые улучшают отношения
организации с ее окружением. Организациям
необходимо адаптироваться к внешним
как благоприятным
Развитие российской экономики в период структурных преобразований характеризуется процессами рыночной трансформации. При этом факторы внешней среды в конкретных ситуациях оказывают разное по степени воздействие на результаты производственно-коммерческой и финансовой деятельности предприятий. Несмотря на утверждения о том, что трансформационные процессы на сегодняшний день утратили свою остроту, для компаний в РФ (да и на всем постсоветском пространстве) проблемы выживаемости в условиях высокодинамичной бизнес-среды, по-прежнему остаются приоритетными и актуальными, так как эти проблемы являются вечными для организаций любого типа. Поэтому, такое свойство организаций как адаптивность, должно быть усилено механизмами и инструментами управления. Для их эффективного применения необходимо представлять природу процесса адаптации, а также использовать объективные показатели уровня адаптации для определения параметров данного процесса.
Цель данной работы – рассмотреть адаптацию организации к внешней среде, а так же способы ее организации к внешней среде
Адаптация — это особая
форма отражения системами
Процессы адаптации — это форма отражения, которая постоянно совершенствуется в процессе развития системы в направлении наиболее полного, адекватного воспроизведения поступающих извне воздействий.
Нередко под адаптацией понимается способность системы получать новую информацию для приближения своего поведения и структуры к оптимальным: «Системы адаптивны, если при изменении в их окружении или внутреннем состоянии, снижающем их эффективность в выполнении своих функций, они реагируют или откликаются, изменяя свое собственное состояние или состояние окружающей среды так, чтобы их эффективность увеличилась».
Так же термин «адаптация» в общем случае можно рассматривать в трех аспектах. Адаптация как:
- свойство системы приспосабливаться к возможным изменениям функционирования. В этом случае речь идет о свойстве адаптивности экономических систем;
- процесс приспособления
адаптивной системы. Здесь
- метод, основанный
на обработке поступающей
Источником адаптивности социально-экономической организации является гибкость технической базы и широта ассортимента предлагаемых товаров и услуг. Ситуационное управление позволяет быстро реагировать на изменение среды принятием решений. Адаптивность напрямую влияет на конкурентоспособность продукции и идет параллельно с инновационностью, свойством «обновлять» ресурсы организации.
Ключевым понятием предпринимательской организации является конкурентоспособность. Это понятие распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар и его основные характеристики: качество, технология производства. Помимо этого, в научной литературе используются понятия конкурентоспособности региональной и национальной экономики. Структура понятия позволяет утверждать, что конкурентоспособность объекта складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели.
Для организации цель можно сформулировать таким образом: как быть лучше других участников конкурентного рынка по некоторым показателям деятельности в течение продолжительного периода. Предполагается, что эти преимущества позволяют лучше удовлетворять потребности клиента по его индивидуальным критериям.
Победа в конкурентной борьбе должна явиться результатом постоянных достижений организации. Результат зависит от уровня конкурентоспособности товаров и услуг, от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами конкурентов. Однако при всех стараниях организации успех в данной области не может быть твердо гарантирован.
Организация является частью «целого» (общества, пространства), в котором реализуются процессы обеспечения жизнедеятельности. Это обусловливает применение в управлении организацией функции менеджмента, которая называется «адаптация». Она оказывает преобразующее воздействие на общество, саму организацию, а также окружающее их пространство.
Адаптация преобразует субъект хозяйствования, вырабатывает у него соответствующий иммунитет по отношению к внутренним и внешним воздействиям среды. Одновременно адаптация как принцип поведения обеспечивает защиту самого пространства от возможных деформаций конфигурации, целостности, внутренних и внешних связей, обусловленных воздействием субъектов хозяйствования, не соблюдающих законы, нормы, правила, культурные и духовные традиции.
Выделяются два вида адаптации: Буферная адаптация – смягчающая и ослабляющая столкновение, приспособительная адаптация. Эти функциональные различия двух типов адаптации должны учитываться при выборе и использовании адаптивных форм управления разными организациями.
Так же можно выделить
виды адаптации хозяйствующих
- духовная - ориентация
организационной культуры
- природная - изменение способов взаимодействия организации с природой, ориентированное на сохранение, воспроизводство природы и гармонию их взаимоотношений;
- социальная - интеграция
организации в общественные
- экономическая - встраивание организации в систему изменяющихся производительных сил и производственных отношений рыночной ориентации.
Классификацию адаптации принято делить по следующим критериям и механизмам:
1. По отношениям субъект-объект:
- активная - когда организация стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые необходимо освоить);
- пассивная - когда
организация не стремится к
такому воздействию и
2. По воздействию на организацию систему адаптации делят:
- прогрессивная - благоприятно воздействующая на организацию;
- регрессивная - пассивная
адаптации к среде с
3. По уровню систему адаптации делят:
- первичная, т.е. приспособление молодых организаций, не имеющих опыта работы на рынке;
- вторичная, т.е.
4. По направлениям система адаптации разделяется:
- производственная;
- непроизводственная.
2. Внешняя среда организации и ее основные свойства.
Внешняя среда - это набор реально существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющих на деятельность организации, на уровень неопределенностей и рисков при разработке и реализации управленческих решений. Внешняя среда для организации состоит из двух колец окружения: ближнего и дальнего. К ближнему относятся те элементы, отношения с которыми регламентируются двусторонними договорами, отношениями: клиенты (прямые, косвенные, постоянные), контролирующие организации (инспекции, фонды, комиссии), партнеру по бизнесу (заемщики, кредиторы, поставщики, потребители), финансово-кредитные учреждения (банки, фонды, компании), заинтересованные внешние физические лица (семьи работников, пенсионеры, держатели акций), конкуренты (добросовестные, агрессивные или выжидающие), общественность (партии, объединения, союзы, общества), законодательная база.
К дальнему окружению относятся те элементы, которые находятся вне сферы деятельности организации и ее непосредственного влияния: системы ценностей и их приоритеты в обществе (материальные, духовные, общественно-политические); политическая обстановка в стране и в мире, экономическая обстановка в стране, регионе, городе, отрасли; налоговая система государства; институциональная структура государства; социальная и экологическая ответственность, природные катаклизмы; народные волнения; криминал.
Внешняя среда формирует набор параметров для руководителя, принимающего решение. В зависимости от управленческой стратегии руководитель может:
а) принимать и учитывать значения этих параметров как должное в деятельности компании, внешняя среда будет играть роль пассивного ограничителя или ускорителя разработки и реализации решения;
б) руководитель может лоббировать усиление или ослабление действий параметров внешней среды для своего бизнеса.
Основные свойства внешней среды: объемность, сложность, подвижность, неопределенность, коммуникабельность.
Объемность - это число элементов внешней среды, которые в первую очередь должна учитывать организация при разработке решения; выделяют большую - 7-10 элементов, среднюю - 4-6 и малую - 1-3 элемента.
Сложность определяется трудозатратами ресурсов на обработку требуемого количества элементов внешней среды, ее уровень субъективен для каждой организации.
Подвижность внешней среды - это скорость обновления ее параметров, например ставок налогообложения.
Неопределенность - неполнота или неточность информации о состоянии элементов внешней среды.
Коммуникабельность - это уровень отношений между организацией и внешней средой; может быть полное взаимодействие, неполное, преимущественное противостояние.
Знание свойств внешней среды необходимо руководителю для адаптации к ней, т.к. он будет иметь дело с управляемыми, вероятностными и неуправляемыми параметрами.
3. Адаптация организации к внешней среде
Адаптация к тому, на что не может повлиять организация - это первое условие достижение успеха. Чем выше будет доля опосредованно влияющих и неучтенных элементов во внешней среде, тем выше и неопределенность в принятии управленческих решений.
Обеспечение адаптации организации к внешней среде происходит несколькими этапами:
Для организации адаптации к внешней среде необходимо уметь прогнозировать ее состояние.
Прогнозирование - это предположение динамики развития ситуации в будущем, основанное на имеющейся информации.
Прогнозирование - это такой метод планирования, когда предсказание будущего опирается на накопленный опыт и умение перенести закономерности из прошлого и настоящего в будущее.