Понятие адаптации организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:22, реферат

Описание работы

Современная экономика характеризуется высокими темпами изменений. Это требует от организации не только концентрации внимания на своём внутреннем состоянии, но и разработки стратегии развития, позволяющей успешно адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении компании. Поэтому в последние десять лет резко возрос интерес к стратегическому планированию, одной из основных задач которого является успешная адаптация к изменениям внешних условий. Реализация стратегического планирования позволяет компании выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие адаптации организации 4
2. Внешняя среда организации и ее основные свойства 8
3. Адаптация организации к внешней среде 10
4. Способы адаптации организации к внешней среде 12
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

реферат по мсоциологии управления.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

План:           стр.

Введение          2

1. Понятие адаптации организации      4

2. Внешняя среда организации и ее основные свойства  8

3. Адаптация организации к внешней среде    10

4. Способы адаптации организации к внешней среде   12

Заключение         15

Список использованной литературы     17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная экономика  характеризуется высокими темпами  изменений. Это требует от организации  не только концентрации внимания на своём  внутреннем состоянии, но и разработки стратегии развития, позволяющей успешно адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении компании. Поэтому в последние десять лет резко возрос интерес к стратегическому планированию, одной из основных задач которого является успешная адаптация к изменениям внешних условий. Реализация стратегического планирования позволяет компании выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Опыт практической работы свидетельствует о том, что все компании сталкиваются со специфическими проблемами в адаптации к внешней среде.

Адаптация к внешней  среде охватывает все действия стратегического  характера, которые улучшают отношения  организации с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним  как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Развитие российской экономики в период структурных  преобразований характеризуется процессами рыночной трансформации. При этом факторы  внешней среды в конкретных ситуациях оказывают разное по степени воздействие на результаты производственно-коммерческой и финансовой деятельности предприятий. Несмотря на утверждения о том, что трансформационные процессы на сегодняшний день утратили свою остроту, для компаний в РФ (да и на всем постсоветском пространстве) проблемы выживаемости в условиях высокодинамичной бизнес-среды, по-прежнему остаются приоритетными и актуальными, так как эти проблемы являются вечными для организаций любого типа. Поэтому, такое свойство организаций как адаптивность, должно быть усилено механизмами и инструментами управления. Для их эффективного применения необходимо представлять природу процесса адаптации, а также использовать объективные показатели уровня адаптации для определения параметров данного процесса.

Цель данной работы –  рассмотреть адаптацию организации к внешней среде, а так же способы ее организации к внешней среде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие адаптации организации.

Адаптация — это особая форма отражения системами воздействий внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия. Адаптацией называется сам процесс выработки приспособлений. Адаптация неразрывно связана со строением или организацией живого как единства его структуры и форм.

Процессы адаптации  — это форма отражения, которая  постоянно совершенствуется в процессе развития системы в направлении  наиболее полного, адекватного воспроизведения  поступающих извне воздействий.

Нередко под адаптацией понимается способность системы получать новую информацию для приближения своего поведения и структуры к оптимальным: «Системы адаптивны, если при изменении в их окружении или внутреннем состоянии, снижающем их эффективность в выполнении своих функций, они реагируют или откликаются, изменяя свое собственное состояние или состояние окружающей среды так, чтобы их эффективность увеличилась».

Так же термин «адаптация»  в общем случае можно рассматривать  в трех аспектах. Адаптация как:

- свойство системы  приспосабливаться к возможным  изменениям функционирования. В этом случае речь идет о свойстве адаптивности экономических систем;

- процесс приспособления  адаптивной системы. Здесь слово  «адаптация» характеризует процесс  приспособления;

- метод, основанный  на обработке поступающей информации для достижения некоторого критерия оптимизации. В этом случае следует говорить о методах адаптации, адаптивных алгоритмах, которые используют метод адаптации, а построенные таким образом модели следует называть адаптированными.

Источником адаптивности социально-экономической организации является гибкость технической базы и широта ассортимента предлагаемых товаров и услуг. Ситуационное управление позволяет быстро реагировать на изменение среды принятием решений. Адаптивность напрямую влияет на конкурентоспособность продукции и идет параллельно с инновационностью, свойством «обновлять» ресурсы организации.

Ключевым понятием предпринимательской  организации является конкурентоспособность. Это понятие распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар и его основные характеристики: качество, технология производства. Помимо этого, в научной литературе используются понятия конкурентоспособности региональной и национальной экономики. Структура понятия позволяет утверждать, что конкурентоспособность объекта складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели.

Для организации цель можно сформулировать таким образом: как быть лучше других участников конкурентного рынка по некоторым  показателям деятельности в течение продолжительного периода. Предполагается, что эти преимущества позволяют лучше удовлетворять потребности клиента по его индивидуальным критериям.

Победа в конкурентной борьбе должна явиться результатом  постоянных достижений организации. Результат зависит от уровня конкурентоспособности товаров и услуг, от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами конкурентов. Однако при всех стараниях организации успех в данной области не может быть твердо гарантирован.

Организация является частью «целого» (общества, пространства), в котором реализуются процессы обеспечения жизнедеятельности. Это обусловливает применение в управлении организацией функции менеджмента, которая называется «адаптация». Она оказывает преобразующее воздействие на общество, саму организацию, а также окружающее их пространство.

Адаптация преобразует  субъект хозяйствования, вырабатывает у него соответствующий иммунитет  по отношению к внутренним и внешним  воздействиям среды. Одновременно адаптация  как принцип поведения обеспечивает защиту самого пространства от возможных деформаций конфигурации, целостности, внутренних и внешних связей, обусловленных воздействием субъектов хозяйствования, не соблюдающих законы, нормы, правила, культурные и духовные традиции.

Виды адаптации.

Выделяются два вида адаптации: Буферная адаптация –  смягчающая и ослабляющая столкновение, приспособительная адаптация. Эти  функциональные различия двух типов  адаптации должны учитываться при  выборе и использовании адаптивных форм управления разными организациями.

Так же можно выделить виды адаптации хозяйствующих субъектов, адекватные современной структуре  пространства:

- духовная - ориентация  организационной культуры субъектов  хозяйствования на систему исконных  ценностей народа;

- природная - изменение способов взаимодействия организации с природой, ориентированное на сохранение, воспроизводство природы и гармонию их взаимоотношений;

- социальная - интеграция  организации в общественные отношения,  присущие данному пространству;

- экономическая - встраивание организации в систему изменяющихся производительных сил и производственных отношений рыночной ориентации.

Классификацию адаптации  принято делить по следующим критериям  и механизмам:

1. По отношениям субъект-объект:

- активная - когда организация стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые необходимо освоить);

- пассивная - когда  организация не стремится к  такому воздействию и изменению.

2. По воздействию на организацию систему адаптации делят:

- прогрессивная - благоприятно  воздействующая на организацию;

- регрессивная - пассивная  адаптации к среде с отрицательным  содержанием.

3. По уровню систему  адаптации делят:

- первичная, т.е. приспособление молодых организаций, не имеющих опыта работы на рынке;

- вторичная, т.е. приспособление  организаций, имеющих опыт работы  на рынке (как правило, меняющих  объект деятельности или свою  рыночную нишу).

4. По направлениям  система адаптации разделяется:

- производственная;

- непроизводственная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Внешняя среда организации и ее основные свойства.

Внешняя среда - это набор реально существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющих на деятельность организации, на уровень неопределенностей и рисков при разработке и реализации управленческих решений. Внешняя среда для организации состоит из двух колец окружения: ближнего и дальнего. К ближнему относятся те элементы, отношения с которыми регламентируются двусторонними договорами, отношениями: клиенты (прямые, косвенные, постоянные), контролирующие организации (инспекции, фонды, комиссии), партнеру по бизнесу (заемщики, кредиторы, поставщики, потребители), финансово-кредитные учреждения (банки, фонды, компании), заинтересованные внешние физические лица (семьи работников, пенсионеры, держатели акций), конкуренты (добросовестные, агрессивные или выжидающие), общественность (партии, объединения, союзы, общества), законодательная база.

К дальнему окружению относятся  те элементы, которые находятся вне сферы деятельности организации и ее непосредственного влияния: системы ценностей и их приоритеты в обществе (материальные, духовные, общественно-политические); политическая обстановка в стране и в мире, экономическая обстановка в стране, регионе, городе, отрасли; налоговая система государства; институциональная структура государства; социальная и экологическая ответственность, природные катаклизмы; народные волнения; криминал.

Внешняя среда формирует набор  параметров для руководителя, принимающего решение. В зависимости от управленческой стратегии руководитель может:

а) принимать и учитывать значения этих параметров как должное в  деятельности компании, внешняя среда  будет играть роль пассивного ограничителя или ускорителя разработки и реализации решения;

б) руководитель может лоббировать  усиление или ослабление действий параметров внешней среды для своего бизнеса.

Основные свойства внешней среды: объемность, сложность, подвижность, неопределенность, коммуникабельность.

Объемность - это число элементов внешней среды, которые в первую очередь должна учитывать организация при разработке решения; выделяют большую - 7-10 элементов, среднюю - 4-6 и малую - 1-3 элемента.

Сложность определяется трудозатратами ресурсов на обработку требуемого количества элементов внешней среды, ее уровень субъективен для каждой организации.

Подвижность внешней среды - это скорость обновления ее параметров, например ставок налогообложения.

Неопределенность - неполнота или неточность информации о состоянии элементов внешней среды.

Коммуникабельность - это уровень отношений между организацией и внешней средой; может быть полное взаимодействие, неполное, преимущественное противостояние.

Знание свойств внешней  среды необходимо руководителю для адаптации к ней, т.к. он будет иметь дело с управляемыми, вероятностными и неуправляемыми параметрами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Адаптация организации к внешней среде

Адаптация к тому, на что  не может повлиять организация - это  первое условие достижение успеха. Чем выше будет доля опосредованно влияющих и неучтенных элементов во внешней среде, тем выше и неопределенность в принятии управленческих решений.

Обеспечение адаптации  организации к внешней среде  происходит несколькими этапами:

  1. Выявление неуправляемых факторов, оказывающих существенное влияние на исход решения поставленной задачи, определение типа связей.
  2. Количественная оценка факторов и отделение незначительно влияющих и неварьирующих.
  3. Определение характера и степени влияния выявленных факторов на параметры решаемой задачи.

Для организации адаптации  к внешней среде необходимо уметь  прогнозировать ее состояние.

Прогнозирование - это  предположение динамики развития ситуации в будущем, основанное на имеющейся  информации.

Прогнозирование - это  такой метод планирования, когда предсказание будущего опирается на накопленный опыт и умение перенести закономерности из прошлого и настоящего в будущее.

Информация о работе Понятие адаптации организации