Понятие адаптации организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:22, реферат

Описание работы

Современная экономика характеризуется высокими темпами изменений. Это требует от организации не только концентрации внимания на своём внутреннем состоянии, но и разработки стратегии развития, позволяющей успешно адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении компании. Поэтому в последние десять лет резко возрос интерес к стратегическому планированию, одной из основных задач которого является успешная адаптация к изменениям внешних условий. Реализация стратегического планирования позволяет компании выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие адаптации организации 4
2. Внешняя среда организации и ее основные свойства 8
3. Адаптация организации к внешней среде 10
4. Способы адаптации организации к внешней среде 12
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

реферат по мсоциологии управления.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от особенностей внешних факторов прогнозы могут  быть: экономический, прогноз развития конкуренции, прогноз состояния рынка, социальный прогноз.

Количественные методы прогноза следующие:

-анализ рядов динамики;

-построение корреляционно-регрессионных  моделей;

Качественные методы прогноза следующие:

-опросы специалистов;

-совещания экспертных  групп;

-проведение интеллектуальных  штурмов;

-неформальные методы, осуществляемые через средства  массовой информации, совещания,  конференции, и т.д.

Считается, что любое  управленческое решение является прогнозным. Дар человека прогнозировать последствия  решения при управлении организацией может быть дополнен формальными методами прогнозирования. Для них характерно рассмотрение больших объемов информации, глубокого изучения связей, получения большего числа вариантов, более точно и на больший период упреждения. Главная характеристика прогноза - фактор времени.

Классификация методов  теории прогнозирования на практике позволяет при разработке управленческих решений: обеспечить достоверность  прогноза, минимизировать затраты на прогноз, открыть возможности прогнозирования по аналогии. В качестве факторов классификации выступает уровень решения проблемы, наличие и характер информации, характер внешних условий, время упреждения и реализации прогноза и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Способы адаптации организации к внешней среде

Внешняя среда представляет собой комплекс внешних элементов, находящихся вне структуры организации. Она является определяющим фактором развития организации. Самое главное  – уметь приспосабливаться к  любым изменениям внешней среды, в противном случае возникает угроза потери конкурентоспособности и «отсталости» в развитии.

Внешняя среда крайне динамична и непредсказуема. Неопределенность ее заключается в том, что не все  экономические субъекты могут иметь  доступ к ценной информации рыночной системы и экономики в целом. Кроме того, для того, чтобы вовремя и адекватно реагировать на различные изменения, информация должна быть достаточно достоверной и максимально точной, что не всегда наблюдается, особенно в условиях рыночной экономики. Например, реклама как фактор воздействия производителя на структуру потребительского спроса менее эффективна, поскольку нарушается главный принцип ее существования – правдивость. Вследствие этого организации постепенно начинают терять контакт с потребителями, разрушаются связи с рынком, что вызывает дисбаланс спроса и предложения. Таким образом, внешняя среда тем и опасна, что возможность встроиться в нее и действовать как единое целое практически отсутствует.

Однако в силах фирмы  разработать системы адаптации  к внешней среде, что позволяет установить с ней контакт и, соответственно, получать информацию о любых ее изменениях. Итак, инструментами адаптации являются следующие.

1. Создание информационной  системы. Это позволит снизить  неопределенность на входе и  выходе организации, своевременно получать достоверную информацию от первого лица и, как следствие, максимально повысить степень защиты от непредвиденных обстоятельств. Все это может быть осуществлено посредством создания в организации системы маркетинга, снабжения и, конечно, отдела стратегического планирования. Это дорогостоящая практика, она требует огромных капиталовложений в развитие организации. Поэтому с экономической точки зрения для организаций со слаборазвитой финансовой системой рациональнее будет привлечь специалистов из консалтинговых фирм.

2. Прогнозирование возможных  изменений в развитии внешней  среды и осуществление стратегического  планирования. Посредством этого  организация может предугадать  стратегию и тенденции развития  ее окружения, что само по  себе значительно снижает долю риска. Кроме того, организация оказывается способной к постановке долгосрочных целей и разработке стратегий их достижения.

3. Слияния и поглощения  организаций, создание стратегических  альянсов. Такая тактика позволяет  организациям укрепить свои позиции на рынке, стать более гибкими, адаптивными, стабильными, особенно если соединяются две сильные и крупные фирмы. Однако это выход для тех организаций, которые не способны противостоять натиску и агрессии внешней среды. Хорошим проверенным способом является объединение с конкурентами. Это способствует расширению зоны влияния и стабильности, что вызывает снижение неопределенности внешнего окружения. Кроме того, это удобно в том случае, когда одна организация сильна в одном, другая способна решать другие задачи, соответственно, вместе они составляют огромную тактическую силу.

4. Создание гибкой  организационной структуры. Организация,  построенная по такому принципу, не связанная нормами, традициями  и рамками развития, получает  возможность наиболее быстро реагировать на малейшие изменения внешней среды. Такая фирма имеет возможность за минимальный промежуток времени переориентироваться, изменить направление развития и, наконец, если того требует экономика, кардинально поменять специализацию. Кроме того, преимуществом гибких структур является то, что они легко осваивают разработки и достижения НТП, внедряют новые технологии, осваивают новые рынки, создают качественно новые виды услуг и сами могут вести исследования в области перспектив развития.

5. Последним инструментом адаптации организации является установление партнерских отношений руководства организации и ее персонала. Если менеджер умеет делегировать процесс принятия решений, советуется с работниками и дает им возможность проявить инициативу и творческие способности, мотивация и эффективность труда резко возрастают. Появляется уважение к руководителю, что определяет характер отношений в трудовом коллективе. Если персонал – это единая команда, то организация получает возможность максимально приспособиться к динамике внешней среды, поскольку в любом случае даже самые сложные задачи найдут свое решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ внешней среды  – это очень важный для выработки  стратегии организации и очень  сложный процесс, требующий влиятельного отслеживания в среде процессов, оценки факторов и установление связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

Все факторы внешней  среды находятся в состоянии  сильного взаимовлияния. Изменение одного из факторов обязательно приводит к тому, что происходит изменение других факторов. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменения одного фактора, но и с условием того, как они изменения скажутся на других факторах.

Также степень воздействия  отдельных факторов на различные  организации различна. В частности, степень влияния проявляется  по-разному в зависимости от размера  организации и отраслей принадлежности. Кроме этого, организация должна составить список тех внешних факторов, которые являются потенциальными посетителями угроз для организации. Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации.

Для того чтобы организация  могла результативно изучать  состояние факторов, должна быть создана  специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных  наблюдений, связанных с какими –  то особыми событиями, так и проведение регулярных наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов.

Внешняя среда организации  является источником, питающим организацию  ресурсами, необходимыми для поддержания  ее внутреннего потенциала на должном уровне находиться в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

В процессе адаптации  к факторам внешней среды необходимо прежде всего использовать свои сильные  стороны, к которым относятся:

· приобретенная известность и престижность фирмы;

· использование современного производственного оборудования;

· постоянное расширение ассортимента выпускаемой продукции;

· хорошо сработавшийся  коллектив профессионалов;

· хорошо отлаженная система  принятия решений и самостоятельность, профессионализм менеджеров среднего звена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Лафта Дж.К. Теория организации: Учеб. псосбие. М.: Проспект, 2003.
  2. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003.
  3. Маркетинг / под ред. А. Н. Романова, М.: Банки и биржи, 2006.
  4. Организация производства на предприятии / Под ред. О.Г. Туровца. – Ростов-на-Дону: Издательский центр МарТ, 2002.
  5. Организация и планирование производства. Управление предприятием. Метод. указания/Сост. П. В. Березовский. СПб., 2003.



Информация о работе Понятие адаптации организации