Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 13:31, реферат
Цель: рассмотреть понятие аномии в социологии Э. Дюркгейма.
Задачи:
выявить основные типы солидарности;
рассмотрение процесса разделения труда, с точки зрения Э.Дюркгейма, понятие аномия;
определить типы самоубийств.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Эмиль Дюркгейм…………………..………………………..…………………….4
2. Социальная функция……………………………………………………………...5
3.Аномия……………………………………………………………………………...7
4.Самоубийство……………………………………………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»
Институт экономики и менеджмента
Кафедра «Социологии, политологии и права»
Понятие аномии в социологии Э. Дюркгейма
Новокузнецк 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Эмиль Дюркгейм…………………..…………………
2. Социальная функция………………………………
3.Аномия…………………………………………………………
4.Самоубийство…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………..
Введение
Цель: рассмотреть понятие аномии в социологии Э. Дюркгейма.
Задачи:
Аномия - (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) — это такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Теорию аномии ввел в социологию Э.Дюркгейм как часть своей историко-эволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традиционного» и современного промышленного обществ. Понятие аномии впервые сформулированное Э.Дюркгеймом еще в своей первой книги «О разделении общественного труда» (1893 г.), в книге «Самоубийство» (1897) получило у него дальнейшее развитие и глубокую разработку. Аномия — продукт неполноты перехода от механической к органической солидарности ибо объективная база последней — общественное разделение труда — прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании. Постоянно воспроизводится необходимое условие аномии— расхождение между двумя рядами социально порождаемых явлений: потребностями, интересами и возможностями их удовлетворения. Предпосылкой цельной, неаномической личности, по Дюркгейму, является устойчивое и сплоченное общество. Иерархическое традиционное общество (например, феодальное) было устойчивым, так как ставило специфические цели разным социальным слоям и позволяло каждому ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого слоя.
1. Эмиль Дюркгейм
Эмиль Дюркгейм – один из общепризнанных классиков социологии как науки. Влияние этого учёного заметно отразилось практически во всех отраслях социологии, оказало влияние на формирование социологии во многих странах. Он был одним из тех, кто обосновал необходимость в социологии как в науке, доказав, что общество – это реальность особого рода. Внёс вклад в понятие общества как ценностно-нормативной системы. Исследования Дюркгейма – это образец теоретического и эмпирического подхода. Именно благодаря Э.Дюркгейму социология во Франции стала университетской дисциплиной. Основал один из первых социологических журналов.
С именем Э. Дюркгейма связан процесс институционализации социологии на европейском континенте, её преподавание как самостоятельной учебной дисциплины. Основной категорией в социологи Э.Дюркгейма выступают социальные факты, которые он предлагает рассматривать как «вещи». Он говорил о том, что к этим социальным фактам нужно занимать определённую мыслительную позицию, а не относить их к той или иной категории реальности. Социальные факты имеют два отличительных признака: «Они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие»[1,с.134]. Социальные факты прямо выходят за пределы сознания и фиксируются в обрядах, которые принимают вид императивов, иногда индифферентных, священных или все же приемлемых для большинства. Именно социальные факты Э.Дюркгейм считал предметом социологии.
Общество для него выступает как реальность особого рода, которая несводима ни к одной другой, обладает высокой прочностью и устойчивостью. Общество рассматривается в первую очередь как сфера солидарности и согласия. Как ценностно-нормативная система, она не представляет собой простую сумму частей, сумму индивидуальных сознаний, а предполагает систему из ассоциаций, реальность, наделённую особыми свойствами. По Дюркгейму, социальная реальность в виде общества признаётся главенствующей относительно индивидуальной, которая признаётся вторичной.
2.Социальная функция
Важное место в теории Э. Дюркгейма занимает «социальная функция». Под социальной функцией он понимает отношение соответствия между явлением или процессом и определённой потребностью социальной системы[1,с.51]. Такое понимание можно сравнить с действием, функциями органов в организме. Исследование социальной функции Э. Дюркгейм считал главной познавательной функцией социологии. Он исходил из принципа функциональной обусловленности социальных явлений и процессов.
Главной темой социологии Э. Дюркгейма можно считать - тему социальной солидарности, которая для него была синонимом общественного состояния. Если решить проблему социальной солидарности, то можно дать ответ на вопрос, какие связи объединяют людей в общества. По Э.Дюркгейму, солидарность может быть двух типов: механическая и органическая. «Сегментарным» обществам, то есть обществам архаического типа, присуща «механическая солидарность». При механической солидарности индивидуальные сознания полностью растворяются и исчезают в коллективном сознании. «Организованным», или, иными словами, развитым обществам свойственна «органическая солидарность», система функциональной взаимозависимости. Солидарность крепче, если объем коллективного сознания совпадает с объемом индивидуальных сознаний. Если коллективное сознание более интенсивно и более четко выражено, тогда нет места для индивидуальности. Коллективное сознание регламентирует всю жизнь индивида без остатка. Но это характерно для обществ с «механической солидарностью». Для обществ с «органической солидарностью» характерны новые формы коллективного сознания, оно изменяет своё содержание. Объём коллективного сознания уменьшается, но оно не исчезает совсем, оно становится ориентированным на индивида. Разделение труда определяет переход от первого типа ко второму. Но при переходе во втором типе могут свободно существовать элементы первого. Таким образом, механическая и органическая солидарность по Э.Дюркгейму являются звеньями одной эволюционной цепи. Продуктом неполноты перехода от механической к органической солидарности является аномия.
Главный тезис Э. Дюркгейма состоял в том, что разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию, все более и более исполняет роль, которую некогда исполняло общее сознание, оно, главным образом, удерживает вместе социальные агрегаты высших типов. Помимо исследования функций и раскрытия причин разделения труда, Э. Дюркгейм ставил перед собой задачу выделить и классифицировать его главные аномальные формы.
Причину разделения труда Э. Дюркгейм видел в росте народонаселения и усложнении социальной жизни общества. Разделение труда, таким образом, становится единственной возможностью сохранения общества. Так как общество держится на социальной солидарности, на морали, то иные методы избегания проблемы, такие как преступления и войны, оказываются неприемлемыми и невозможными. Все оказываются связанными единой системой общественных отношений, каждый чувствует свою зависимость от другого. Разделение труда становится той силой, которая «держит» общество, которая не даёт ему рассыпаться на мелкие части.
У Э. Дюркгейма наблюдается отождествление нормального и оптимального обществ. Нормальное общество – это общество с развитым экономическим планированием, нормативной регуляцией отношений, в котором всё подчиняется нормам и установленным правилам. Соответственно нормальными формами разделения труда, по Дюркгейму, будут соответствие между трудом и капиталом и производство. Однако, в противовес нормальным формам разделения труда, выделяются ненормальные формы разделения труда. К ненормальным формам разделения труда Э. Дюркгейм относит рост противоречия между трудом и капиталом и анархию производства. И соответственно этим аномальным формам разделения труда он выводит такие проблемы капитализма как аномия, социальное неравенство и неадекватное разделение труда.
Неравенство, по мнению ученого, ведет к нарушению социальной солидарности, неравноценному обмену. Однако он не писал о том, что неравенство будет когда-то устранено, но считал, что оно изменит свою форму. Неадекватное разделение труда может возникнуть тогда, когда отсутствует координация действий. Решить эту проблему он предлагает путём интенсификации и организации труда. Как показывает современная ситуация, это предположение опровергается практикой. В капиталистическом обществе неравенство заложено изначально, так как предполагается свободная конкуренция.
3. Аномия
Аномией Э. Дюркгейм
обозначает состояние ценностно-
Общество не в состоянии в один момент приучить всех своих членов жить и действовать по новым законам и правилам. В момент общественной дезорганизации, будет ли она проходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований, общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека[2,с.155]. Для того, чтобы нормы и правила устоялись, вещи и понятия заняли своё конкретное место в сознании членов общества, должен пройти достаточно длительный период времени.
Покровский Н.Е, характеризуя многообразие спектра социальных девиаций в обществе, отмечает: «Аномия заявляет о себе присутствием, прежде всего, разнообразного и постоянно расширяющегося спектра социальных девиаций. К числу легко наблюдаемых и определяемых «индикаторов» аномии можно отнести рост преступности, социальный хаос, «смятение душ», неясность жизненных целей, резкое снижение предсказуемости во времени тех или иных явлений, связанных с данной социальной системой, возрастание значимости материальных ориентации, как противоположных нравственным и духовным»[3,с.153]. Это понимание аномии также отражает те основные характеристики, которые выделял Э. Дюркгейм. Для Э.Дюркгейма аномия является следствием социальной дезорганизации и, поскольку общество находится в состоянии отсутствия установленных и закреплённых ценностных ориентиров, начинают проявлять себя неясность жизненных целей, падение авторитета нравственных и духовных ценностей.
Необходимое условие аномии – расхождение между двумя рядами социально порождаемых явлений: потребностями, интересами и возможностями их удовлетворения[4,с.100]. Устойчивое и сплочённое общество в состоянии противостоять аномии, способно победить её. В традиционных обществах человеческие возможности и потребности были достаточно небольшими, с ходом социального развития социальная деятельность усложняется, возрастает роль индивидуализации, но одновременно оказываются подорванными моральные границы, общественный, коллективный надзор. Аномия воспроизводится за счёт отсутствия жизненных целей и ориентиров.
4. Самоубийство
Одним из явлений, напрямую связанных с состоянием аномии в обществе, является конкретный вид отклоняющегося поведения – самоубийство. В 1897 году Дюркгейм издаёт книгу с названием: «Самоубийство: социологический этюд». На данный момент, это пожалуй единственное фундаментальное социологическое произведение по данной проблематике. Дюркгейм определяет и даёт описание факторам внесоциального характера, которые могут повлиять на частоту самоубийств, социальные причины и социальные типы или виды самоубийств, рассматривает самоубийства в социальном аспекте, делает практические выводы.
Аномия, по Дюркгейму, является в наших современных обществах, регулярным и специфическим фактором самоубийств, отличным от всех других типов самоубийств.[5,с.75] Э. Дюркгейм выделяет всего четыре основных типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномичное и фаталистическое.
Дюркгейм говорил об отсутствии зависимости между количеством добровольных уходов из жизни и улучшением или ухудшением благосостояния страны, движения цен. Да, безусловно промышленный и финансовый кризисы имеют усиливающий эффект на количество самоубийств, но потому, что они несут разрушение общественного строя, представляют для него реальную угрозу. Не только негативные отклонения влияют на динамику самоубийств, но и позитивные. Резкие изменения в лучшую сторону оказывают тот же эффект.
«Всякое живое существо может быть, а тем более чувствовать себя счастливым, только при условии, если его потребности находят себе достаточное удовлетворение»[6,с.224]. Желание жить, стремления и потребности непосредственно связанны между собой. Если у человека его стремления не находят себе удовлетворения, то они неизбежно начинают приносить страдания, человек стремится избавиться от этого стремления и тогда оно атрофируется. Желание жить - это своеобразная совокупность всех желаний, производная от них. Следовательно, оно не может остаться на прежнем уровне, так как при усилении стремлений, усиливается само желание жить и, наоборот, при ослабевании стремлений ослабевает желание жить. Однако эти потребности не имеют границ для человека, если потребности и стремления не будут регулироваться внешней средой, то они станут представлять собой «бездонную пропасть». О гармонии стремлений и потребностей человека можно говорить только тогда, когда они удовлетворяются. Только общество способно регулировать стремления людей за счёт ценностей и норм, установленных в нём. Общественное мнение приводит социальные функции к чёткой иерархии. Следовательно, если человек дисциплинирован и признаёт коллективный авторитет, то он сам чувствует уровень, выше которого его требования не должны подниматься. Люди должны быть убеждены, что занимают именно то место, которое должны. Однако дисциплина любого рода может быть полезной когда люди и общество в целом признают её справедливой.
При аномичном самоубийстве решающую роль играют исключительно индивидуальные страсти, которые не встречают на своем пути никакого сдерживающего фактора. Они касаются переживаний индивида, вызванных его дезадаптацией в социальной среде.
Аномия не проявляет себя в виде перемежающихся приступов в коммерческом и промышленном секторах, она является хроническим явлением. Вплоть до настоящего времени целая система моральных сил имела своей задачей дисциплинировать промышленные отношения.[6,с.235] В зависимости от времени на процесс установления дисциплины влияли различные факторы. Вначале религия призывала смириться со своим положением, со своей судьбой или ограничиться от излишеств, потом правительственная власть, играющая роль посредника между различными социальными функциями.
Информация о работе Понятие аномии в социологии Э. Дюркгейма