Понятие аномии в социологии Э. Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

Цель: рассмотреть понятие аномии в социологии Э. Дюркгейма.
Задачи:
выявить основные типы солидарности;
рассмотрение процесса разделения труда, с точки зрения Э.Дюркгейма, понятие аномия;
определить типы самоубийств.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Эмиль Дюркгейм…………………..………………………..…………………….4
2. Социальная функция……………………………………………………………...5
3.Аномия……………………………………………………………………………...7
4.Самоубийство……………………………………………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Э. Дюркгейм говорит, что в разумно дисциплинированном обществе отдельный индивид легче  переносит все удары судьбы, он изначально приучен к умеренности  поэтому намного легче переносит  лишения или резкие подъёмы. Дезорганизация сама является причиной всякого рода авантюр.

Помимо экономической, у Э. Дюркгейма выделяется  домашняя аномия. Дюркгейм выводит закон о том, что брак более защищает женщину от самоубийства, если распространён в данном конкретном обществе институт развода. Отсюда следует, что мужья способствуют увеличению количества самоубийств в странах с часто практикующимися разводами, они чаще убивают себя, чем женщины. Однако, нет объективных доказательств своеобразного «иммунитета» у жены от самоубийств в ситуации развода. Также Дюркгейм не находит доказательств тому, что число супружеских раздоров и увеличение числа самоубийств пропорционально связанны. Тогда можно предположить, что сам институт развода своим влиянием на брак подталкивает людей к самоубийству.

Дюркгейм выводит  следующие факты, касающиеся домашней аномии:

1) только при наличии развода мужей может иметь место настоящая брачная неустойчивость. Раздельное жительство только ограничивает брак, а развод его разрушает. Следовательно, разведённые в большей степени будут страдать от  этой специфической аномии, чем супруги живущие раздельно;

2) если столь сильная степень наклонности к самоубийству, наблюдаемая у холостяков, в известной своей части зависит от половой аномии, то именно в тот момент, когда половое чувство находится в состоянии наивысшего возбуждения, она должна ощущаться сильнее[6,с.253]. Женщины же мало подвержены такого рода аномии.

Для  эгоистического самоубийства характерен, как это  следует из самого названия, эгоизм, который будет являться не вспомогательным средством, а не непосредственной причиной. Такой тип самоубийства связан с моментом, когда индивид резко отдаляется от общества, но всё ещё ощущает на себе его влияние. Чувство оторванности может наблюдаться не только у индивидов, но и у коллектива, так как помимо индивидуального настроения существует коллективный дух, который способен повлиять на виденье предметов, окрасить их либо в яркие, либо в тёмные тона. По своей натуре человек двойственен, в нём одновременно присутствуют и биологическое, и социальное, этим объясняется стремление индивидов не отделяться от общества. Однако люди утрачивают основания дорожить своей жизнью, которая могла бы их удовлетворить, но не соответствует больше ничему в действительности, а та, что соответствует действительности, не удовлетворяет больше их потребности. Чем сильнее индивид отдаляется от общества, тем дальше он уходит от жизни. Крайний индивидуализм не только благоприятствует совершению самоубийства и устраняет ему препятствия, сдерживающие стремление людей убивать себя, но и сам генерирует это стремление.

В рамках эгоистического самоубийства Э. Дюркгейм устанавливает  следующие три положения:

1) число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции религиозного общества;

2) число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции семейного общества;

3) число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции политического общества[6,с.185].

Если при  отделении от общества у человека зарождается мысль о самоубийстве, тогда, то же самое должно происходить, если общество поглощает индивида без остатка. При альтруистическом самоубийстве человек не принадлежит самому себе, он смешивается с чем-то другим, центр его деятельности находится вне его существа, но внутри той группы, в которой он находится. Характерным для данного типа самоубийства будет то, что оно совершается ради долга, тогда можно выделить подтип обязательного альтруистического самоубийства.

Также существуют три категории альтруистического самоубийства: самоубийство людей престарелых или больных (чаще всего, чтобы не обременять родных), самоубийство жён после смерти мужей, самоубийство рабов или слуг при смерти хозяина или начальника. Эти категории относятся по большей части к самоубийствам первобытных народов, или народов, не отбросивших эти обычаи прошлого.

Самоубийства  могут совершаться не только с целью избежать позор, но и с целью завоевания большого уважения. Если общественное мнение относится к самоубийству благосклонно, то считалось бы добродетелью не дорожить своей жизнью,  уход из жизни заслуживал бы повалы. Отречение от жизни считается в таких условиях вполне нормальным и даже приветствовалось.

Дюркгейм говорит  об армии приводя пример среды, где  альтруистическое самоубийство может считаться явлением обыденным. Он выводит положения о том, что: коэффициент увеличения самоубийств среди военных тем выше,  чем меньше общая масса гражданского населения проявляет склонность к самоубийству и наоборот; специальные, избранные войска обладают наибольшим коэффициентом возрастания самоубийств.

В противовес аномичному самоубийству ставится фаталистическое  самоубийство. Этот вид самоубийства возникает в связи с усиленным  контролем со стороны группы. С  избытком постоянной регламентации, которая  становится невыносимой. Чрезмерный контроль общества над индивидом, повсеместное, гнетущее регулирование, физический или моральный деспотизм создают невыносимые условия для жизни индивида.

Заключение

В работах Э.Дюркгейма  большое  внимание уделяется теме социальной солидарности. Им было выделено два типа солидарности: «механическая» и «органическая». Переход от одного типа к другому определяется разделением труда. К ненормальным формам разделения труда Э.Дюркгейм относит социальное неравенство и аномию. Аномия – это отсутствие ценностей и нор, способных регулировать общественные отношения. Необходимое условие аномии – это расхождение между потребностями и возможностями их удовлетворения. В рамках аномии Э.Дюркгейм выделял аномичное самоубийство. При  аномичном самоубийстве решающую роль в принятии решения уйти из жизни играют исключительно индивидуальные страсти. Этот вид самоубийства связан с переживаниями индивида, вызванными его дезадаптацией в социальной среде. Помимо аномичного самоубийства Э.Дюркгейм выделяет ещё три вида самоубийств: эгоистическое, альтруистическое и фаталистическое. При эгоистическом самоубийстве причины кроются в отделении человека от общества. При альтруистическом самоубийстве человек не принадлежит самому себе. Данный тип самоубийства совершается ради долга. Фаталистическое самоубийство порождается повсеместным, гнетущим контролем со стороны группы.

Таким образом, Э.Дюркгейм первым попытался дать классификацию  самоубийств посредством обнаружения  общих черт у различных суицидальных актов, он также выдвинул перечень основных фактов, влияющих на изменение количества самоубийств. Во многом, положения Дюркгейма находят своё отражение и в современной статистике, однако многие из его положений оказываются опровергнутыми. Несмотря на несостоятельность некоторых положений, концепция, предложенная Э.Дюркгеймом, и по сей день остаётся наиболее проработанной при анализе самоубийств.

 

Список используемой литературы

 

  1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991 – 575с.
  2. Ковалева А.И., Аномия.// Знание.Понимание.Умение. 2005 №4. С.155 – 156.
  3. Михайлов А. Теоретико-методологические основы явления девиации. //Вестник Адыгейского государственного университета. 2005. № 2. С.153 - 156.
  4. Кочьян В.Н. Аномия в системе вертикальных социальных перемещений подрастающего поколения.// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 11. С.96 - 100.
  5. Громов И. А., Мзцкевич А. Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. – М.: «Ольга», 1996 – 286с.
  6. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер. с фр.; Под ред. В.А. Базарова. – М.: Мысль, 1994 – 399с.

Информация о работе Понятие аномии в социологии Э. Дюркгейма