Понятие «брак» и «семья». Отличительные признаки семьи как малой социальной группы и ее функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Семью составляют отдельные личности, чтобы понять закономерности функционирования семьи, необходим уровень анализа выше индивидуального.
Значение семь выходит далеко за пределы сохранения биологического вида. Семью можно рассматривать как социальный институт, выполняющий функции репродукции общества и обеспечения психосоциального развития на протяжении всей жизни. Осуществление этих функций происходит за счет передачи социальных ценностей и норм, а также за счет обеспечения развития следующего поколения.

Содержание работы

1 Введение ………………………………………………… ………….3
2 Семья …………………………………………………………… ……….4
3Формы семьи ………..…………………………………………… ………...6
4Жизненный цикл семьи …………………………………… ………… …10
Образование пары, брак .………………………… ………………………..10
Появление детей ……………………………………………… …………..11
5 Неблагоприятные факторы и изменения .……………………………………13
Развод ……………………………………………………… ……………….13
Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Файлы: 1 файл

Брак и семья.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

'         Исследования, посвященные супружескому  выбору, указывают на то, что люди  склонны выбирать похожих на  себя партнеров. Отмечается позитивное  выборочное сближение (или выборочный  брак) в отношении интеллектуального  уровня, ценностей и диспозиций, при этом термин «выборочное сближение» означает всего лишь, что образование пар  происходит не случайно. Таким образом, гипотеза сходства («Рыбак рыбака видит издалека») более обоснованна, чем гипотеза дополнительности (притяжения противоположностей). Однако эффекты незначительны и варьируют в зависимости от черты, ценности или другого изучаемого параметра. Сходство супругов может отражать как социальные, так и личностные факторы. Как правило, люди чаще встречаются с похожими па них людьми, что объясняется влиянием семьи,

образовательным уровнем, экономическим статусом, выбранной  профессией. Личные убеждения, цели, интериоризованные  нормы и предпочтения могут усиливать  сходство. Люди ищут  похожих на себя людей, а в других — то, что ценят в себе.

.        Для изучения личностного развития  важно, что выбор супруга может  повлиять на уровень личностной  стабильности. Существуют два варианта. Первый связан с отношением  между личностными особенностями  супругов. Лонгитюливые исследования указывают  на то, что хотя со временем супруги и не становятся более похожими друг на друга по личностным качествам, общий опыт длительного общения поддерживает их изначальный уровень сходства; «при отсутствии общего опыта между ними  усилились бы различия.  Это влияние общей среды и общего опыта на личностные диспозиции, безусловно, противоречит утверждению о том, что факторы общей среды несущественны для личностного развития. Второй вариант связан |с внутриличностной организацией  личностных переменных. Данные указывают на то, что выбор супружеского партнера, сходного с собой, способствует  внутриличностной согласованности  личностных атрибутов.

    Супруги действительно  со временем становятся более  похожими друг на друга в  плане интеллектуального функционирования и когнитивного стиля. Это естественный результат того, что супруги создают общую среду, которая, в свою очередь,  формирует их паттерны мышления.

Точно установить причинные  связи  между супружеским выбором, супружеской удовлетворенностыо и  супружеской стабильностью довольно трудно. Интимность и деликатность сферы супружеских чувств и поведения еще затрудняют исследование. Обнаружено, что интимность, выполнение взаимных обязательств, согласованность субъективных образовдруг друга и взаимных атрибуций, а так же общность ценностей являются предиктором долгих полноценных супружеских отношений.

          Вполне вероятно, что качество  отношений отражает и смягчает  влияние личностных характеристик  партнеров на психосоциальное  функционирование. Стрессовые события, происходящие в период брака, и то, как пары справляются с этими трудными обстоятельствами, не менее важны, чем устойчивые личностные неблагоприятные факторы,  которые супруги вносят в брак. Позитивность между  партнерами не только укрепляет супружеский союз,  но и облегчает переход к выполнению родительских функций, а также способствует установлению позитивных отношении между родителями и детьми.

 

 

Появление детей.

 

          Выполнение родительских обязанностей  приносит много трудностей. Дело  не только в том, что возникают новые отношения — отношения с ребенком, изменяется весь семейный уклад.  С рождением детей изменяются отношения между супругами, взаимодействие с родственниками. Принятие супружеской парой решения о рождении ребенка — еще одно подтверждение влияния личного выбора на психосоциальное решение.

           То, как признаются  и выражаются  эмоции в общении супругов  и родителей с детьми, оказывает  огромное влияние не только  на супружеский союз, но и на развитие ребенка.   Как отмечает Дикс, воспитание детей – это эмоциональный опыт, в котором присутствует больше радости, больше любви, больше гнева, и беспокойства, чем в любых других сферах жизни. Если позитивные чувства способствуют близости и умеренному стрессу, то негативные чувства провоцируют конфликт и усиливают негативное влияние напряжения.

          Что касается заботы о ребенке,  представленные выше данные свидетельствуют о том, отношения ребенка с обоими родителями определяют его эмоциональное и когнитивное развитие. Другой вопрос -- связаны ли с психической адаптацией ребенка конкретные стили воспитания. Этот вопрос имеет огромное социальное значение. Проблема дисциплинарной эффективности строгого родительского  контроля, поощрения и наказания, в том числе и физического, остается предметом научных споров.

Анализируя задачи семьи  на протяжении ее жизненного цикла, мы сосредоточились на решениях, связанных со вступлением в брак, рождением детей и совместным проживанием членов семьи. Хотя мы обратили особое внимание на  внутрисемейную динамику, нельзя забывать и о роли социального принятия семейных структур. В разных культурах существует неодинаковое отношение к различным видам нуклеарных семей,  к семьям без одного родителя и семьям с неродными родителями. Дальнейшие исследования в западных и не западных культурах должны раскрыть взаимодействующие семейные роли  и социальное влияние на развитие личности ребенка и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неблагоприятные факторы и изменения

           Некоторые семьи сталкиваются  с нетипичными неблагоприятными факторами, которые нарушают нормальный жизненный цикл и могут угрожать развитию членов семьи. Любой данный неблагоприятный фактор может оказывать непосредственное и косвенное влияние. Смерть взрослого может означать потерю супруга, кормильца, родителя. Рождение ребенка с какими-либо отклонениями — серьезный стресс для родителей, неизбежно отражающийся на их отношениях с другими детьми. Точно так же болезнь, потеря работы, переезд и другие события могут привести к неожиданным изменениям, которые отразятся на развитии детей и подростков. Такие социальные факторы, как родственные связи, участие в общественной жизни, государственная поддержка могут смягчать психологическое воздействие подобных неблагоприятных обстоятельств.

Одно из серьезных неблагоприятных обстоятельств —материальные затруднения. Экономические проблемы могут провоцировать межличностные конфликты, усиливающие экономические эффекты. Если экономические затруднения присущи неимущим слоям населения, то хронические заболевания, безработица и потеря  угрожают и представителям среднего класса. Во многих странах эти проблемы стоят особенно остро. Поскольку в разных странах ситуации складываются по-разному, влияние материальных затруднений на личностное и семейное развитие так же не одинаково.

        В целом, на семейную жизнь  может негативно повлиять чрезмерная  погруженность родителей в работу, ненадежность профессионального  статуса, потеря работы.-

Но ети обстоятельства могут по-разному влиять на членов семьи в зависимости от  демографических, личностных и соииалыю-псгорнчсских факгоров.

 

Развод

 

Исследования, посвященные  результатам развода, не оставляют никах сомнений в том, что разрыв отношений между родителями может иметь устойчивые негативнее последствия для ребенка. 0днако влияния эти носят сложный характер. Пол, возраст, влияние сверстников, индивидуальные различия родителей и детей, а также дальнейший супружеский статус разведенных родителей — все это о посредующие  факторы.

 

 

 

 

Используемая  литература

1 Дж. Капрара, Д. Сервон  «Психология личности».

2 Льюис Морган «Системы  родства о свойства человека».

3 М. М. Ковалевский  «Очерк происхождения и развития семьи и собственности».

4 Дж. Ф. Мак-Леннану   «Первобытный брак».

5 Солсо Р. Л. «Когнитивная психология».




Информация о работе Понятие «брак» и «семья». Отличительные признаки семьи как малой социальной группы и ее функции