Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 08:55, контрольная работа

Описание работы

Группа - это ограниченная в размерах общность людей, выделенная из социального целого на основе следующих признаков: включенность группы в систему общественных отношений; наличие у членов группы значимой причины сообща находиться в ней; сходство участи членов группы при условии, что они разделяют события групповой жизни; длительность существования для возникновения внутригрупповой коммуникации и групповой субкультуры; разделение между членами группы ролевых позиций, обусловленное характером общих целей и составом группы; наличие в группе специальных инстанций координации и контроля групповой жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

4курс соц.псих.мл.гр..docx

— 36.67 Кб (Скачать файл)

Наиболее  существенные недостатки метода социометрии: а) невозможность выявления мотивов  межличностных предпочтений или отвержения; б) высокая вероятность искажения результатов из-за неискренних ответов или психологической защиты; в) возможность использования лишь в группах, имеющих опыт группового взаимодействия.

VII. Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.

Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1. лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации. 2. лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является группа), руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений. 3. лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры. 4. явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное. 5. руководство подчиненными в отличие от лидерство обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет. 6. процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности. 7. сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи.

Теории происхождения лидерства.

Теория черт (харизматическая теория) - исходит из положений немецкой психологии конца 19 - начала 20 в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидер - человек, обладающий определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Но задача составления перечня таких черт не решаема. Ситуационная теория. - Лидерство - это продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Главным моментом появления лидера считалось выдвижение его группой, потому что именно по отношению к данному человеку группа ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты. Е. Хартли: - если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. - вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». - человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. Системная теория лидерства Лидерство - процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. В этом подходе выдвижение лидера определяется не только личными качествами, групповой деятельностью, но и составом группы. Тут речь заходит о руководстве. Могут существовать лидеры как минимум двух типов: инструментальный (деловой), нацеленный на задачу и обеспечивающий группе успех, достижение. Эмоциональный (экспрессивный), нацеленный на интеграцию межличностных отношений и обеспечивающий в группе «равенство», благоприятную атмосферу. Разновидностью этой модели является - «вероятностная модель эффективности руководства», предложенная Ф. Фидлером. Концепция ценностного обмена (автором считается Р. Л. Кричевский) утверждает, что превращение человека в лидеры группы зависит от взаимодействия данного человека с группой. В ходе взаимодействия индивид и группа находят общие интересы и ценности, и это обстоятельство способствует выходу соответствующему человеку в лидеры группы.

Стили лидерства. Одним из первых описание стилей лидерства дал К. Левин, выделивший авторитарный, демократический и пассивный(попустительский) стили Каждый стиль можно различать как минимум с двух сторон: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений.

VIII. Психология межгрупповых отношений.

Межгрупповые отношения - совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное восприятие многообразных связей, возникающих между социальными группами.

Основными формами межгруппового  отношения являются межгрупповое восприятие (представления и эмоциональное отношение к членам своей и других групп) и межгрупповое взаимодействие (поведение по отношению к членам своей и чужой группы). В психологии межгруппового отношения предпочтение отдается изучению межгруппового конфликта. Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как ингрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация. Существование таких феноменов в отношениях, создает предпосылки к конфликтному межгрупповому взаимодействию. В объяснении того, почему существует ингрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация, приводящие к агрессии в межгрупповом взаимодействии существует три основных подхода. Психоаналитический подход. З. Фрейд считает, что межгрупповые отношения индивиды строят по типу отношений, которые у них были в семье, характеризуемые З. Фрейдом как взаимосвязь любви и ненависти, которые одновременно испытывает ребенок (мальчик) по отношению к отцу, стремясь, с одной стороны, быть похожим на него, идентифицируя себя с ним, а с другой - испытывая ненависть и агрессивность, связанные с сексуальным соперничеством. Ситуационный подход. М.Шериф видит истоки межгрупповой враждебности в объективном конфликте целей и интересов различных групп, неизбежно возникающем в ситуации конкурентного взаимодействия представителей этих групп. Если организовать между группами большое количество взаимодействий, то межгрупповые отношения будут носить более благоприятный характер, однако само взаимодействие не должно быть конфликтным. Когнитивный подход. Г.Тэджфела и Д.Тернера объясняет феномены внутри группового фаворитизма и внешне-групповой дискриминации как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп. Социальная идентификация - процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности. На данном этапе каждый член группе оценивает, то насколько позитивно для него находиться в конкретной группе, чем позитивнее оценка, тем сильнее возможные эффекты внешне-групповой агрессии. Социальное сравнение - процесс соотнесения качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различий между ними. Если человек, видит больше позитивных признаков в своей группе, тем сильнее он переживает в дальнейшем ингрупповой фаворитизм. Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются заключительным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребностью человека в позитивной социальной принадлежности, ведь группа была оценена в предыдущих процессах как выгодная для нахождения в ней. Так, С.Уорчел считает, что для улучшения межгрупповых отношений важна не просто смена конкурентного взаимодействия на кооперативное, но устранение или уменьшение воспринимаемых различий между группами и максимизация сходства между представителями разных групп, позволяющего им воспринимать себя как членов одной группы.

 

 

 


Информация о работе Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп