Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 08:55, контрольная работа

Описание работы

Группа - это ограниченная в размерах общность людей, выделенная из социального целого на основе следующих признаков: включенность группы в систему общественных отношений; наличие у членов группы значимой причины сообща находиться в ней; сходство участи членов группы при условии, что они разделяют события групповой жизни; длительность существования для возникновения внутригрупповой коммуникации и групповой субкультуры; разделение между членами группы ролевых позиций, обусловленное характером общих целей и составом группы; наличие в группе специальных инстанций координации и контроля групповой жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

4курс соц.псих.мл.гр..docx

— 36.67 Кб (Скачать файл)

I. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.

Группа - это ограниченная в размерах общность людей, выделенная из социального целого на основе следующих признаков: включенность группы в систему общественных отношений; наличие у членов группы значимой причины сообща находиться в ней; сходство участи членов группы при условии, что они разделяют события групповой жизни; длительность существования для возникновения внутригрупповой коммуникации и групповой субкультуры; разделение между членами группы ролевых позиций, обусловленное характером общих целей и составом группы; наличие в группе специальных инстанций координации и контроля групповой жизнедеятельности. Эти инстанции могут быть представлены как отдельными людьми, так и подгруппами; осознание участниками группы своей принадлежности к ней и возникновение на этой основе чувства «мы» и «они» с тенденцией переоценки достоинств первой и недостатки второй. Особенно в ситуации межгруппового конфликта. Признание данной общности как группы, ее социальном окружении и соответственно участия группы в межгрупповом взаимодействии. Содержание, способ возникновения, форма осуществления, длительность существования совместной деятельности, количество и характер взаимосвязей ее участников являются главными основаниями классификации групп.

Классификация социальной группы по Т.М.Андреевой.

Условные и реальные малые группы. Но среди этих реальных групп существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Естественные группы подразделяются на: большие и малые группы. Малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.

Классификация социальных групп А.И.Донцова.

По числу участников различают малые и большие группы, по непосредственности взаимодействия и взаимоотношений - первичные и вторичные, по способу образования - спонтанно возникшие, неформальные (неофициальные, «естественные») и институционально созданные, формальные (официальные) группы, по длительности существования - временные и постоянные, по степени регламентации групповой жизнедеятельности - организованные и неорганизованные, по проницаемости границ - открытые (толпа зевак) и закрытые (семья), по личностной значимости для участников - референтные группы и группы членства, по уровню развития - становящиеся (вновь созданные, «диффузные») и развитые группы (коллективы).

II. Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп.

Малой группой называют сравнительно небольшое объединение людей, которые  обладают следующими характеристиками: эти люди собираются вместе в одно время и в одном месте и непосредственно общаются друг с другом; они имеют общие интересы или общую цель; между ними устанавливаются личные и деловые взаимоотношения; внутри группы складываются определенные правила взаимодействия или групповые нормы, которые соблюдаются всеми участниками группы; в группе имеется лидер, который организует групповую деятельность.

Малая группа-это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г.М.Андреева). Выбор определения малой группы связан с вопросом о ее размерах. Согласно мнению большинства исследователей, малая группа «начинается» с диады. Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж.Миллером «магического числа» 7±2 при исследованиях объема оперативной памяти. В исследованиях Я.Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек. Классификация малой группы; первичная и вторичная группа.( Ч.Кули выделил); естественная и лабораторная (контрольная и экспериментальная) малая группа; формальная и неформальная. (Хоторнский эксперемент Э.Мэйо); малая группа высокого и низкого уровня развития; реальная и воображаемая малая группа; референтная (нормативная и сравнительная малая группа Г.Келли; реальная и воображаемая) и индереферентная (термин ввел Г.Хаймен). Референтную малую группу подразделяют на: группа членства и нечленская группа или референтная.(рассматривал М.Шериф).

Основные направления  исследования малых групп.

1.Социометрическое направление (Я.Морено) основным результатом его является социометрия - методика изучения эмоциональных отношений в малой группе (измеряется уровень позитивных и негативных оценок, которые дает индивид членам группы, и на этой основе выделяются звезды, отверженные и др.). Необходимо обеспечить человеку такие условия, чтобы он был окружен симпатизирующими ему людьми. Принципиальные недостатки такой методики: оценивает только эмоциональные отношения, но не совместную деятельность; не учитывает мотивы выбора.

2. Социологическое направление (концепция Э.Мейо) ставит своей целью выявить внутри формальной группы структуру неформальных отношений и использовать ее в интересах организаций. Для работников значимым является принадлежность их к какой-либо группе.

3. Школа групповой динамики (Курт Левин, 1950) изучала процессы, происходящие в группе, и на этой основе исследовала проблемы внутригрупповых конфликтов, эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений и т.д.

III. Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности

Групповая динамика - совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период ее существования. Важнейшими динамическими процессами являются: образование малых групп; групповая сплоченность; лидерство; принятие группового решения; эффективность группы. В зависимости от развития динамических процессов группы определяются уровни развития группы: высший и низший уровень.

Проблема групповой сплоченности.

Групповая сплоченность - системное качество группы как единого целого, выражающееся степенью приверженности её членов к группе.

Факторы групповой сплоченности: совпадение целей, интересов, взглядов, ценностей и ориентаций участников группы; широкое общение и взаимодействие между членами группы; достаточный уровень гомогенности состава групп: приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы; демократизм групповых взаимоотношений, атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия; активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников; положительное мнение членов группы друг о друге; выраженная потребность каждого в членстве в группе; оптимальный размер группы (5–9 человек); оптимальный размер рабочего пространства - рабочие места расположены близко, но люди не мешают друг другу; наличие положительного опыта в совместном решении задач; психологическая совместимость и взаимная симпатия членов группы. Последствия групповой сплоченности: члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом, возрастает и количество, и качество группового взаимодействия; сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов; в сплоченной группе эффективность групповой деятельности выше, т. к. члены сплоченной группы придерживаются групповых установок, касающихся производительности и получают большее удовлетворение работой.

Л. Фестингер предложил рассматривать сплоченность как сумму «всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней».

В отечественной  социальной психологии проблема сплоченности рассматривалась А.В. Петровским. Он считает, что формирование групповой сплоченности достигается через формирование единства участников группы на различных уровнях межличностных отношений, которые можно представить в виде уровней развития группы: эмоциональном (внешнем) уровне, соответствующем стадии ориентации – формой проявления служит ситуативно возникающие симпатии-антипатии; поведенческий (средний) уровень, соответствующий стадии конфронтации, проявляющийся в согласованности действий участников возникающей в процессе преодоления группового конфликта. В поведении членов группы на этом уровне отсутствует согласованность поступков как формы нравственного проявления человека; ценностный (внутренний) уровень соответствующий латентной стадии, формой проявления выступает согласованность поступков членов группы, основанных на осознанном выборе. Пути и условия изучения сплочения групп: постоянное изучение и оценка степени сплоченности группы; расстановка людей с учетом их индивидуально-психологических особенностей; организация совместной деятельности членов группы; выявление и нейтрализация отрицательно направленных микрогрупп; формирование общей системы ценностей и здорового социально-психологического климата.

IV. Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма и современные представления о групповом влиянии.

В малой группе формируются и закрепляются нормы. Это общие требования для всех разработанные всеми членами группы и принятые ими для регулирования взаимоотношений. Нормы связаны с ценностями, так как любые требования принимаются на основе каких либо предпочтений. Нормы и ценности должны принимать все члены группы, кто их не принимает, на тех оказывается психологическое воздействие, называемое групповым давлением. Функции группового давления: обеспечение достижение целей; сохранение группы; разъяснение членам группы принципов жизнедеятельности, на которые они должны ориентироваться. Механизм группового давления применяют для сплочения группы при изменяющихся условиях совместной деятельности. Групповое давление осуществляется в форме санкций. Санкции могут выступать как поощрительные, так и запретительные.

Надо различать конформизм как  социальное явление и комформное поведение как психологическую особенность человека, его личностное качество, которое проявляется, когда индивид принимает определенное мнение под «нажимом» группы и демонстрирует сильную зависимость от группового давления. «Комформность возникает там и тогда, где и когда фиксируется наличие внутреннего конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодолениеэтого конфликта в пользу группы» (Т.М.Андреева). Мера конформности - это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринимается индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается лишь внешне, и внутреннюю, когда действительно усваивается мнение большинства. Последняя и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. Негативизм - когда индивид во всем сопротивляется давлению группы, демонстрируя независимость. Это специфический случай конформности, так как, ставя своей целью противостоять мнению группы, индивид фактически вновь зависит от группы.

Экспериментальные исследования конформизма и современные  представления о групповом влиянии.

Феномен группового давления в социальной психологии получил название феномена конформизма; выявлен в экспериментах С. Аша. Суть явления состоит в изменении позиций (поведения) индивида под влиянием группы. Был использован прием «наивного субъекта» и подставной группы, т. е. автор, договаривался с группой о заведомо неправильном ответе, о чем не знал опрашиваемый. Обнаружено, что под влиянием группы 33 % испытуемых давали неверный ответ, тогда как при индивидуальной работе эти ответы были верны. Внешняя комфортность - подчинение индивида нормам группы под влиянием желания остаться ее членом. Угроза наказания вызывает лишь внешнее согласие с группой, реальная позиция остается неизменной. Внутренняя комфортность проявляется: бездумное принятие мнения группы (отличного от позиции индивида) на том основании, что «большинство всегда право»; принятие мнения группы путем осознания правильности данной позиции. В экспериментах С. Московичи был обнаружен и феномен влияния группового меньшинства, когда подсадной была не вся группа, а меньшая ее часть. Это меньшинство также сумело подчинить индивида своему влиянию. Установлено, что влияние меньшинства в группе приводит к появлению значительно большего числа разнообразных вариантов решения. Важную роль при этом имеет уверенность в правоте своей позиции, изложении и структурировании соответствующих аргументов. Согласно С. Московичи, существование позиции меньшинства может привести к проявлению инноваций. Позднее М. Дойч и Г. Джерард разработали информационную теорию комфортности, в которой были выделены два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение как информацию, на основе которой он должен осуществить выбор). Нонконформизм - слабое влияние группового давления. Человек имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению. При этом он с уважением относится к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности. Чем выше уровень культуры человека, тем больше он способен быть нонконформистом. В социальных отношениях они способны реализовать наиболее продуктивные стратегии взаимодействия сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных стратегий приспособления и соперничества. А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность, смелость, так как противостояние группе требует известного мужества.

V. Диагностика социально-психологического климата в группе.

Термин «социально-психологический  климат» используется для обозначения качественной характеристики межличностных отношений в группе, содержанием которой является совокупность психологических явлений, способствующих или препятствующих эффективности групповой деятельности. Факторы регулирующие социально-психологический климат в группе: доверие - недоверие членов группы друг другу; симпатия - антипатия во взаимоотношениях членов группы; свобода - несвобода выражения собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся функционирования группы в целом; давление на рядовых членов группы или признание за ними права на самостоятельные решения со стороны руководства; информированность - неинформированность членов группы о состоянии дел в группе; удовлетворенность - неудовлетворенность членов группы принадлежности к группе.

В числе отечественных ученых изучавших феномен социально-психологического климата коллектива можно назвать А.Г.Ковалева, А.И.Донцова, К.К.Платонова, А.А.Русалинову, Н.Н.Обозова и др. Большинство эмпирических исследований социально-психологического климата связано с анализом его связи с эффективностью - неэффективностью совместной групповой деятельности и удовлетворенностью - неудовлетворенностью членов группы принадлежности к ней. Для управления состоянием социально-психологическим климатом применяют ряд организационных и социально-психологических методов. В их число входят принципы научно обоснованного подбора, обучения и аттестации руководящих кадров, комплектование первичных коллективов с учетом психологической совместимости его членов, использование социально-психологических методов обучения, помогающих членам коллектива выработать навыки эффективного взаимодействия. Состояние группового климата зависит от стиля лидерства и организационной культуры в целом.

VI. Социометрический метод в социальной психологии.

ДЖ.Морено предложил способ выявления межличностных предпочтений в группе и разработал технику фиксации эмоциональных предпочтений, называемую социометрией. Метод предоставляет возможность определить количественные показатели предпочтения, безразличия и отвержения, которые обнаруживаются членами группы в процессе межличностного взаимодействия. Исследуемые лица выбирают (отвергают) партнеров для совместного проведения свободного времени, совместной работы или учебы и т.д. По числу полученных от других членов группы выборов (отказов) исследователь судит о популярности, эмоциональной притягательности, положении индивида в группе. Социометрические данные могут быть выражены графически и в виде социограммы, где наглядно представлены переплетения между группировками, наличие «социометрических звезд», «пренебрегаемых», «изолированных» и «парий». Социометрический метод является весьма оперативным. Он применяется для начального ознакомления с межличностными отношения в группе и для изучения динами межличностных отношений в процессе совместной деятельности. Важным моментом является подбор вопросов, которые должны отражать реальные интересы и ситуации изучаемой группы. Выбор критериев определяется задачей исследования. Виды критериев: ролевой, функциональный, деловой, эмоциональный, коммуникативный. Социометрическая процедура может проводиться в двух вариантах: непараметрическая процедура и параметрическая процедура.

Информация о работе Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп