Понятие, характеристика, классификация и роль социальных групп. Теория социальной солидарности Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 07:57, реферат

Описание работы

«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной общности». Выполняя различные социальные функции, человек становится членом многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………2
1. Понятие социальной группы………………………………………………………………....3
2. Характеристика социальной группы (признаки, качества, фазы развития, функции социальных групп)………………………………………………………………………………3
3. Классификация социальных групп…………………………………………………………..4
4. Причины вступления в социальные группы………………………………………………..8
5. Роль социальных групп………………………………………………………………………8
6. Методика исследования восприятия индивидом группы………………………………….9
7. Теория социальной солидарности Дюркгейма……………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………………………...11
Литература………………………………………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

Социальные группы.docx

— 49.20 Кб (Скачать файл)

Коллектив (лат. collectivus) — это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

сочетание интересов индивида и общества;

общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив  выполняет следующие функции:

предметную - решение той задачи, ради которой он создается;

социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

 

5. В зависимости от  социально значимых признаков  — реальные и номинальные.

Реальные группы — это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

пол - мужчины и женщины;

возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;

доход - богатые, бедные, зажиточные;

национальность - русские, французы, американцы;

семейное положение - женатые, холостые, разведенные;

профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;

место жительства - горожане, сельские жители.

Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, — выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).

Наряду с социальными  группами в социологии выделяют понятие  «квазигруппа».

Квазигруппа — это неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.

Квазигруппы имеют следующие  отличительные черты:

1) спонтанность образования; 

2) неустойчивость взаимосвязей;

3) отсутствие разнообразия  во взаимодействиях (это либо  только прием или передача  информации, либо только выражения  протеста или восторга и т.д.);

4) кратковременность совместных  действий. Квазигруппы чаще всего  существуют непродолжительное время,  после чего либо окончательно  распадаются, либо под воздействием  ситуации превращаются в устойчивые  социальные группы. 

Основными видами квазигрупп являются:

 

Аудитория — это социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.

 
Наиболее характерной чертой аудитории  является практически одностороннее  взаимодействие, слабая обратная связь  аудитории с коммуникатором, особенно в случае большой аудитории. Аудитория - это сложное и неоднородное социальное образование, что связано с тем  обстоятельством, что люди по-разному  воспринимают и усваивают информацию в силу различных личностных качеств  и различных культурных норм и  ценностей. Если одна часть аудитории  ставит барьер на пути усвоения информации, которая не соответствует их культурным стереотипам, то другая часть живо воспринимает ее. Следовательно, любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинается взаимна общение и обмен мнениями о полученной информации. Это позволяет каждой из выделившихся общностей, которые называются социальными кругами, составить общее мнение относительно каких-либо событий.  
 
Толпа — временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:

- внушаемость - люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;

- анонимность - индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно «вычислить»;

- спонтанность (заражаемость) - люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;

- бессознательность - индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, поэтому его действия «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.

В зависимости от способа  формирования толпы и поведения  людей в ней различают следующие  ее разновидности:

случайная толпа - неопределенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);

конвенциональная  толпа - относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);

экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);

действующая (активная) толпа - производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде: сборища - эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям, и восставшей толпы - группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.

В истории развития социологической  науки сложились различные теории, объясняющие механизмы образования  толпы (Г. Лебон, Р. Тернер и др.). Но при  всей несхожести точек зрения ясно одно: для управления повелением толпы  важно:

1) выявить источники возникновения  норм;

2) определить их носителей  путем структурирования толпы; 

3) целенаправленно воздействовать  на их создателей, предлагая толпе  значимые цели и алгоритмы  дальнейших действий.

 

Среди квазигрупп наиболее близкими к социальным группам являются социальные круги.

Социальные круги — это социальные общности, которые создаются с целью обмена информацией между их членами.

Польский социолог Я. Щепаньский выделяет следующие разновидности  социальных кругов: 

- контактные - общности, постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий (интерес к спортивным соревнованиям, видам спорта и т.д.);

- профессиональные - собирающиеся для обмена информацией исключительно но профессиональному признаку; 

- статусные - образующиеся по поводу обмена информацией между людьми с одинаковым социальным статусом (аристократические круги, женские или мужские круги и т.д.); 

- дружеские - основанные на совместном проведении каких-либо мероприятий (компании, группы друзей).

Все социальные круги могут  иметь лидеров, т.е. лиц, которые аккумулируют, обобщают различные мнения и высказывания которых имеют значение для членов данного круга и влияют на их поведение. Эти лидеры неформальны и не обладают возможностью контролировать поведение  членов социального круга (они получили название "лидеров мнения").

 
Квазигруппы представляют собой некоторые переходные образования, которые с приобретением ими таких признаков, как организованность, устойчивость и структурированность, превращаются в социальную группу.

 

4. Причины вступления в социальные группы.

Известные американские специалисты  в области управления М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури выделяют главные  причины, которые определяют вступление человека в неформальную группу.

1) Потребность в помощи. По разным причинам люди считают неудобным обращаться за помощью к официальному руководству, чтобы посоветоваться, как им выполнять порученную работу (неуверенность в себе, страх критики и т.д.). В этих случаях они предпочитают получить помощь неофициальным путем от коллег.

2) Потребность в защите. Возникает, когда подчиненные не доверяют руководству, или тогда, когда нужно скрыть ошибки свои или друзей, или когда работники не удовлетворены существующими условиями труда.

3) Потребность в информации. Люди хотят знать обо всем, что происходит рядом с ними, особенно то, что касается их работы. В формальных организациях, как правило, не вся информация доходит до исполнителей, а иногда и намеренно скрывается. Поэтому, одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу информации. Это, кроме того, связано с потребностью в психологической защите и принадлежности к группе.

4) Потребность  в тесном общении и симпатии. Люди склонны устанавливать более тесные контакты с теми, кто к ним ближе, чем с теми, кто на расстоянии. Кроме того, они хотят быть ближе к тем, кому симпатизируют, кто им нравится. 

 

5. Роль социальных групп.

Рассмотрим роль социальной группы в развитии общества и формировании личности:

1) Социализация. Группа является  основным фактором, способствующим  выживанию человека в обществе. Младенцы в течение длительного  времени нуждаются в заботе  взрослых. В это время они воспринимают  некоторые навыки и многие  требования, необходимые для жизни  в группах. Становясь старше, они  усваивают знания, понятия, ценности  и правила поведения, свойственные  группе, к которой принадлежат.

2) Инструментальная роль  группы. Многие группы образуются  ради выполнения определенной  работы. Эти группы необходимы  для осуществления дел, которые  трудно или невозможно выполнить  одному человеку (профессиональные  группы).

3) Экспрессивный аспект  в формировании группы. Некоторые  виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью удовлетворить  стремление членов группы к  социальному одобрению, уважению  и доверию. Такие группы образуются  стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Например, компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть и др.

4) Поддерживающая роль  группы. Люди объединяются не  только для выполнения совместной  деятельности и удовлетворения  социальных потребностей, но также  и для ослабления неприятных  чувств. Под воздействием группы  происходит ослабление некоторых  отрицательных эмоций, переживаемых  членами группы. Однако некоторые  наоборот, могут усилится под  воздействием эмоций других членов  группы.

 

6. Методика исследования восприятия индивидом группы.

 Предлагаемая методика  позволяет выявить три возможных  «типа» восприятия индивидом  группы. При этом в качестве  показателя типа данного восприятия  выступает роль группы в индивидуальной  деятельности воспринимающего:

1. Индивид воспринимает  группу как помеху своей деятельности  или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой  самостоятельной ценности для  индивида. Это проявляется в уклонении  от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной  работы, в ограничении контактов.  Этот тип восприятия индивидом  группы можно назвать "индивидуалистическим";

2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее "полезности" для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группа, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать "прагматическим".

3. Индивид воспринимает  группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида  выступают проблемы группы и  отдельных ее членов, наблюдается  заинтересованность как в успехах  каждого члена группы, так и  группы в целом, стремление  внести свой вклад в групповую  деятельность. Имеет место потребность  в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом  своей группы может быть назван "коллективистическим".

 

7. Теория социальной  солидарности Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — крупнейший французский социолог классического периода развития социологии. В работе «О разделении общественного труда» (1893) он предпринял попытку показать, что такое социальная реальность как таковая. Основная идея работы заключалась в том, что общество становится обществом, когда само себя структурирует. Согласно Дюркгейму, из простой совокупности индивидов общество возникает благодаря существованию социальной солидарности — взаимодействию индивидуальных сознаний.

Социальная солидарность — это то, что скрепляет и сплачивает индивидов в единое целое. Для ранних обществ характерна механическая социальная солидарность, основанная на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости исполняемых ими социальных функций, на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании», а разделение труда примитивно и незначительно.

В развитых («организованных») обществах разделение труда является сложным и высокодифференцированным, различия между индивидами велики и  из-за различия социальных функций  индивиды остро ощущают необходимость  совместного существования. Люди зависят  друг от друга именно в силу имеющихся  между ними различий. Подобно органам  в организме, в дифференцированном обществе все индивиды связаны воедино. Такой тип солидарности Дюркгейм называет органическим. Он не считает, что эти два типа социальной солидарности на практике взаимно исключают друг друга. Напротив, они всегда сосуществуют, все дело в том, какой тип солидарности превалирует в конкретном обществе. Если в первобытных, архаических  обществах господствует механическая солидарность, то в современных индустриальных — органическая.

Информация о работе Понятие, характеристика, классификация и роль социальных групп. Теория социальной солидарности Дюркгейма