Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 07:57, реферат
«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной общности». Выполняя различные социальные функции, человек становится членом многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности.
Введение…………………………………………………………………………………………2
1. Понятие социальной группы………………………………………………………………....3
2. Характеристика социальной группы (признаки, качества, фазы развития, функции социальных групп)………………………………………………………………………………3
3. Классификация социальных групп…………………………………………………………..4
4. Причины вступления в социальные группы………………………………………………..8
5. Роль социальных групп………………………………………………………………………8
6. Методика исследования восприятия индивидом группы………………………………….9
7. Теория социальной солидарности Дюркгейма……………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………………………...11
Литература………………………………………………………………………………………13
Продуктом социальной солидарности
становится специфический тип сознания
— коллективное сознание, которое
не сводится к простой сумме
По Дюркгейму, объяснение общественной жизни следует искать в самом обществе, которое есть нечто большее, чем просто сумма его частей; это система, формируемая объединением индивидов и приобретающая свойства реальности, обладающей специфическими характеристиками. В своей книге «Самоубийство» («Suicide») (1897) Дюркгейм убедительно продемонстрировал значимую роль, которую играют социальные факты в поведении людей. Эта работа стала образцом эмпирического социологического исследования.
В вышедшем в 1895 г. труде «Метод социологии» он назвал овеществление социальных фактов основным требованием объективного научного рассмотрения. Социальные факты следует рассматривать как веши, которые, подобно вешам в природе, следует понимать объективно и эмпирически, т.е. исключить личные оценочные суждения «извне».
В своем последнем крупном
произведении «Элементарные формы
религиозной жизни» (1912) Дюркгейм высказал
мнение, что анализ простейших и
примитивнейших социальных типов может
дать представление об основополагающих
признаках более сложных
Заключение
1) Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами.
2) К признаки социальной группы относятся общность потребностей, наличие совместной деятельности, формирование собственной культуры, социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.
3) Выделяют следующие качества социальной группы: интегративность,
референтность, интрагрупповая активность, направленность группы,
организованность, эмоциональность, интеллектуальная коммуникативность, волевая коммуникативность.
4) Фазы развития социальной группы: диффузная группа, группа — ассоциация, группа — кооперация, группа — коллектив.
5) Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп: социализация,
инструментальная, экспрессивная, поддерживающая.
6) Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам. Исходя из этого, выделяют различные критерии, по которых делятся социальные группы.
7) Причин вступления в социальные группы достаточно много. Главные из них:
потребность в помощи, потребность в защите, потребность в информации,
потребность в тесном общении и симпатии.
8) Роль социальной группы в развитии общества и формировании личности – это, во-первых, социализация, во-вторых, инструментальная роль группы, в–третьих, экспрессивный аспект в формировании группы и, в- четвертых, поддерживающая роль группы.
9) Методика исследования восприятия индивидом группы позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. В качестве показателя типа данного восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.
1. Индивид воспринимает
группу как помеху своей
2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей.
3. Индивид воспринимает
группу как самостоятельную
На основании трех описанных гипотетических "типов" восприятия индивидом группы была создана специальная анкета (см.Мосейко, Нелисова, 1982), выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.
10)Теория социальной солидарности Дюркгейма.
Социальная солидарность — это то, что скрепляет и сплачивает индивидов в единое целое.
Продукт социальной солидарности - специфический тип сознания - коллективное сознание, содержание которого составляют коллективные представления, воспринимаемые индивидуальным сознанием как внешние и подавляющие его индивидуальность обстоятельства. Такие обстоятельства, окружающие индивидов и определяющие их жизнь независимо от их воли,
Итак, социальные группы жизненно необходимы для людей. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых. В это время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, они усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат. Социализация способствует их приспособлению к общественной жизни и сохранению группы даже после смерти кого-то из ее членов.
Многие группы образуются ради выполнения определенной работы. Эти инструментальные группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку. Бригада строителей, группа хирургов, поточная линия на производстве и футбольная команда создаются для достижения определенных целей.
Некоторые виды групп называются
экспрессивными. Они имеют своей
целью удовлетворить стремление
членов групп к социальному одобрению;
уважению и доверию. Такие группы
образуются стихийно при сравнительно
небольшом воздействии извне. Примерами
подобных групп могут служить
компании друзей и подростков, которым
нравится вместе играть, заниматься спортом
или устраивать вечеринки. Однако нет
четко выраженной границы между
инструментальными и
Люди объединяются не только
для выполнения совместной деятельности
и удовлетворения социальных, потребностей,
но также и для ослабления неприятных
чувств. Вместе легче преодолевать отрицательные
эмоции - успокаиваться, отвлекаться от
грустных мыслей и получать дополнительную
информацию.
Литература.
1. Рысь Ю.И., Степанов В.Е.
Социология: учебное пособие, Москва:
издательско-торговая
2. Радугин А.А., Радугин К.А. “Социология. Курс лекций” Москва “Владос”. 1995
3. Н. Смелзер “Социология” М., 1994
4. Теория социальной