Понятие и стадии алкоголизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть технологию социальной работы с алкоголиками, а именно меры по профилактике, реабилитации и социально-психологической помощи нуждающимся.
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме алкоголизма.
2. Провести экспериментальное исследование по выявлению причин, влияющих на возникновение алкоголизма.
3. Рассмотреть системный подход к профилактике алкоголизма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Понятие и стадии алкоголизма…………………………………….5
Технология социальной работы с алкоголиками…………………9
Сущность работы с алкоголиками…………………………………9
Профилактика и социально-психологическая работа
с алкоголиками…………………………………………………………..16
2.3 Социальная реабилитация алкоголиков………………………...19
3. Программа социально – психологической работы
в семье алкоголика………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………...31

Файлы: 1 файл

alkogoliki kyrsovay.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Шестой принцип своевременности  подразумевает оказание реальной помощи клиенту в тот момент, когда в дальнейшем можно осуществлять целенаправленную педагогическую помощь. Для своевременной профилактики и коррекции отклоняющегося поведения клиента необходима правильная диагностика как особенностей такого, так и причин его отклонения.

Методы и методики диагностики сегодня достаточно распространены: анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование и т.д.

Своевременно и правильно  поставленный диагноз - важнейшее условие  успеха реабилитационной paбoты.

Реализация вышеперечисленных принципов позволяет вести реабилитационную работу в таких службах наиболее эффективно.

 

 

 

 

 

3. Программа социально – психологической работы в семье алкоголика

Кризисное состояние  всех сфер жизнедеятельности нашего общества сказывается на состоянии и функционировании семьи.

Кризис семьи –  это проблема общемировая. Семьи, входящие в огромный массив, достаточно разнообразны. Применяются несколько вариантов  типологии семей, которые в каждом случае выделяют те или иные группы семей.

Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства. Причем помощь не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная.

В зависимости от проблемы, типа семьи, внешних обстоятельств  разрабатывается своя социально – психологическая помощь ;- это своеобразный процесс этапов, стадий деятельности, связанных с определенным содержанием :

необходимо выявить  какая главная проблема. Достичь  желаемого – изменить ситуацию ;

необходимо выявить  состояние семьи относительно цели психологической помощи. Оценить состояние семьи, поиск путей улучшения этого состояния или путей устранения нежелательных тенденций ;

необходимо выяснить основные противоречия в текущем  состоянии семьи относительно цели ;

необходимо перейти  к практике и организационной  процедуре действия.

Стратегия и тактика работы во многом обусловлены пониманием причин алкоголизма. Усматривая причины, мы часто не затрагиваем существенный фактор – внутренние конфликты, страх перед самим собой.

Семья – система закрытая. Ее жизнь протекает вне наших  глаз, многие ее стороны скрыты от наблюдения, о многом мы можем судить только по косвенным признакам. Поэтому истинная причина семейной дисгармонии и осознание ее членами семьи могут не совпадать ими, поповоду которой обращаются за помощью.

Работа с семьей требует длительного времени и включает в себя внимательное диагностирование, наблюдение. Должно начинаться с изучения семьи, составления их социальной карты. Необходимо правильно ориентироваться в жизненных ситуациях. Своеобразное вмешательство способно предотварить серьезные осложнения в будущем.10

Специалист не может  решить проблему ; он может помочь клиентам справиться с ней. Необходимо содействовать клиентам в понимании истинной их проблемы. Но помочь можно лишь тому, кто признает наличие у себя страдания. Осознать проблему значит наполовину ее решить.

Семьи больных алкоголизмом – страдают во многих отношениях. Главные  их проблемы – психологические. С  ними могут быть тесно связаны  и проблемы здоровья. Алкоголизм чреват большими потерями в семейном бюджете.

Всякий раз при встрече  с женами больных алкоголизмом специалист задает им один и тот же вопрос :

“ каким образом вы пытались удерживать мужа от выпивок? ” Почти все жены старались  что – нибудь сделать для этого. Можно, в этих случаях, познакомить женщин с “типичными ошибками жен”, чьи мужья больны алкоголизмом.

А сколько детей воспитываются  в семьях с одним или двумя  родителями – алкоголиками. Их проблемы заключаются не только в том, что  они часто страдают дебильностью – задержкой умственного развития и совершают правонарушения. Трудности возникают в области внутренних переживаний, которые мало бывают известны. Очень плохо представляют их и родители.

Ребенок определяет свое предназначение в жизни в зависимости  от того, что думают о нем окружающие его люди. Он оценивает себя в соответствии с их оценкой.

Чаще всего дети алкоголиков  растут вне семья. За последнее время  в стране созданы центры социальной реабилитации подростков, психологической помощи, планирования семья, усыновления, опеки и попечительства , социальные приюты и гостиницы, возникают принципиально новые типы учреждений - территориальные центры социальной помощи семье и детям, оказывающие целый комплекс социальных услуг, в том числе и молодой семье. В этих учреждениях трудятся профессиональные специалисты по социальной работе, психологи – практики. Учреждения носят многопрофильный характер деятельности, комплексность оказываемых услуг.

Работа с семьей требует  высочайшей деликатности и конфидециальности, ибо в ходе ее затрачиваются сведения и моменты, разглашение которых может нести серьезный ущерб индивидам, а неловкое обращение с ними непоправимо разрушает возможности для сотрудничества с членами семьи.

Таким образом, социально  – психологическая помощь состоит  из своих этапов, в которой используется и свой инструментарий, в основе которого лежат формы и методы.

Семья продолжает оставаться важнейшим институтом социализации. Это возможность счастья и самоосуществления, это залог полноты проявления жизни. И социальная работа с семьей считается самой важной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 В заключении следует сделать вывод - алкоголизм есть хроническое заболевание, характеризующееся патологической потребностью человека в алкоголе.

Основной категорией профилактики алкоголизма является здоровый образ жизни. Существуют два ведущих направления по искоренению пьянства и алкоголизма - корригирующее компенсирующее. Социальный опыт показывает, что проблема алкоголизма в целом решается не посредством лечение, а с позиции профилактики, которая должна осуществляться комплексом законодательных, административных, правовых и организационных мероприятий.

Работники социальной службы решают такие вопросы, как получение  паспорта, восстановление на работе, бытоустройство и т.д. амбулаторная наркологическая служба решает вопросы, касающиеся также профилактического приема, работы психотерапевтических групп. Такое распределение сил и средств помогает осуществлять целенаправленное реабилитационное воздействие на больных алкоголизмом, облегчает управление реабилитационным процессом.

Алкоголизм, как правило, приводит к социальной изоляции больного. Нарушаются его семейные, трудовые и другие общественные отношения. Поэтому хотелось бы обратить отдельное внимание на важность комплекса психотерапевтических мероприятий. Психотерапия является основой любой программы реабилитации, и особую роль она играет в реабилитации больных алкоголизмом.

Итак, основными причинами, возникновения алкоголизма являются социальные причины и, следовательно, наиболее эффективными методами борьбы с этим заболеванием являются социальные методы, такие как профилактика, реабилитация и социально-психологические методы.

Итак, проблема осознана, что же дальше? Хотелось бы дать несколько рекомендаций для специалистов в работе с алкоголиками.

Специалист должен поставить перед собой цель : - что надо?

1. Помочь больному  бросить пить. Разрешить кризисную ситуацию в семье.

2 . Как надо помочь  ставить перед собой определенные  задачи :

- дать основные сведения о вредном действии алкоголя на организм человека, об опасности злоупотребления спиртными напитками ;

- внушить мысль о недопустимости употребления спиртных напитков детьми, об особой опасности злоупотребления алкоголем в молодом возрасте ;

- объяснить сущность пьянства, опасность перехода его в алкоголизм, показать социально – экономические последствия пьянства и алкоголизма ;

- настроить всех на решительную борьбу с пьянством и его проявлениями, ознакомить с мерами этой борьбы.

В своей работе можно использовать различные средства . Надо исходить из того, что каждому человеку в зависимости от его характера, пола, возраста свойственно сравнительно лучшее восприятие какого – либо одного из методов.

Можно использовать :

- цикл лекций ;

- эпизодические лекции, беседы, групповые беседы, которые дают возможность “ проговорить ” беседу, осознать ее для себя. Помогают преодолеть барьер предвзятости и исключительности, выработать позитивное рациональное отношение к разрешению существующей проблемы ;

- тематические вечера, вечера вопросов и ответов ;

- научно – популярные брошюры, листовки, памятки, плакаты ;

- семейная психопрофилактика ;

- группы взаимопомощи, объединяют людей имеющих общие или сходные проблемы и нужды, которые они сами не могут решить и поэтому совместно обсуждают и тем самым их облегчают и преодолевают.

Такие группы включают не больше 5 – 7 человек. Каждый участник не только принимает помощь других, но и ее осуществляет, активизируя и  развивая для этого собственные  ресурсы и силы.

Необходимо всегда помнить, что не существует простого, быстрого и легкого способа преодолеть проблемы, надо проявлять максимальную выдержку и терпение. Социально-психологическая работа с алкоголиками – это всегда психосоциальная работа : социальные трудности и проблемы влекут за собой психологические и психопатические последствия ; для коррекции психологических нарушений необходимо оказание помощи не только психоконсультационной и психотерапевтической, но и социальной, то есть устранение той социальной проблемы , которая вызвала психологические отклонения.

Результат проделанной  работы должен быть такой :

Избавить людей от комплексов и привычек, мешающих находить решение актуальных проблем, помочь им приобрести новый опыт, который  позволил бы думать, чувствовать и действовать по – новому, адекватно ситуации.

Если специалист получил такой результат, его работа прошла не в пустую.

Цель и задачи, поставленные в начале данной работы, успешно достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Данная тема нашла  отображение в следующей литературе:

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ. Москва. 1993 г.
  2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1,2. Москва. 2006 г.
  3. Приказ Минздрава России от 30 октября 1995 г. № 294 «О психиатрической и психотерапевтической помощи» // СЗ РФ. Москва. 2001 г.
  4. Приказ Минздрава России от 17 декабря 1997 г. № 373 «О подготовке психиатров-наркологов, психотерапевтов, психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников для работы в реабилитационных центрах (отделениях)» // СЗ РФ. Москва. 2001 г.

Литература

  1. Анохина И.П. Основные биологические механизмы алкогольной и наркотической зависимости // Руководство по наркологии: В 2 т. / Под редакцией Н.Н. Иванца. Москва, 2002 г.
  2. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. Москва. 2000 г.
  3. Валентик Ю.В., Вязьмин А.М., Зыков О.В. и др. Медико-социальная работа в наркологии. Архангельск. 2001.
  4. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Москва, 2005 г.
  5. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. Москва, 2004 г.
  6. Игонин А.Л. Об алкоголизме в диалогах. Москва, 2002 г.
  7. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Санкт-петербург, 2004.
  8. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. Москва, 2003 г.
  9. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. Москва, 2000 г.
  10. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. и др. Профилактика наркомании и алкоголизма у подростков. От теории к практике. Москва, 2001 г.
  11. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Под общей редакцией профессора П.Д. Павленка. Учебное пособие. Москва, 2005 г.
  12. Технологии социальной работы. Учебник. Москва, Инфра-М, 2004 г.
  13. Фирсов М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. Москва, 2006 г.
  14. Юхансон Л. Труд и алкоголь. Алма-Ата, 2002 г.

Информация о работе Понятие и стадии алкоголизма