Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 22:07, реферат
Понятие "культура" имеет достаточно длинную историю. Сам термин появился в Древнем Риме, где слово "culture" обозначало возделывание земли, образование, облагораживание и воспитание. Первым понятие "культура" употребил немецкий правовед Самуэль Пуфендор в XII веке, который считал, что культура является совокупностью всего, что создано с деятельностью человека и существует благодаря общественной жизни. Однако, вплоть до XVII века содержание этого термина переживало переход от исходного понятия "возделывание" до широких понятий "воспитание" и "обогащение".
Введение……………………………………………………………………3
Понятие и сущность культуры……………………………………………4
Культура и система норм………………………………………………….6
Структура культуры……………………………………………………….9
Формы и социальные функции культуры……………………………….11
Развитие и распространение культуры………………………………….15
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы………………………
Содержание.
Введение.
Социум и культура - два понятия, которые неразрывны между собой. На протяжении всей жизни человек создает и потребляет плоды культурного наследия. Но чтобы понять специфику и неразрывность этой связи, нам следует, для начала, разобраться с термином "культура".
Понятие "культура" имеет достаточно длинную историю. Сам термин появился в Древнем Риме, где слово "culture" обозначало возделывание земли, образование, облагораживание и воспитание. Первым понятие "культура" употребил немецкий правовед Самуэль Пуфендор в XII веке, который считал, что культура является совокупностью всего, что создано с деятельностью человека и существует благодаря общественной жизни. Однако, вплоть до XVII века содержание этого термина переживало переход от исходного понятия "возделывание" до широких понятий "воспитание" и "обогащение".
Со временем, войдя в повседневную речь, слово потеряло первоначальный смысл и стало включать в себя различные элементы поведения человека и сторон его деятельности. Для научных исследований, где ценится точность и однозначность, неприемлемо использование такого широкого понятия. Разносторонность понимания культуры породила многочисленные сложности, связанные с научным определением этого термина. В настоящий момент существует около 300 понятий этого слова, в которых авторы стараются охватить всю зону действия этого социального феномена. Но все определения свидетельствуют о том, что культура в жизни человека занимает значимое место. Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. Каждый индивид рассматривает ее как часть своего социального наследия, как традицию, переданную ему предками. Параллельно он может вносить изменения и воздействовать на культуру, создавая новую часть наследия для потомков.
Эта связь, общества и культуры, породила одно из самых парадоксальных направлений в социологии - социологию культуры. До сих пор ведутся споры по поводу предмета изучения и места для этой дисциплины в структуре социологического знания. Основным вопросом, выдвигаемым на рассмотрение, становится вопрос об определении границ "культуры" в этой отрасле. Есть одна теория, рассматривающая социологию культуры не в качестве отрасли, изучающую определенную сферу социологии, а в качестве особого подхода к видению социальной реальности вообще. Фактически, превращая социологию культуры в самостоятельный проект социологии.
Для лучшего понимания того, какую же область захватывает социология культуры, мы рассмотрим сущность и структуру, функции и принципы культуры, а также формы проявления культуры в жизни человека.
Понятие и сущность культуры.
Понятие "культура" многогранно. В рамках многочисленных исследований можно найти всевозможные представления о ней. По сути, понятие "культура" охватывает все то, что было создано человеком, - от науки, религиозных систем, правовых и эстетических норм до способов изготовления бытовых принадлежностей, памятников письменности и литературы. Если рассматривать термин с этой позиции, то можно выявить закономерность - социальные формы жизни человека являются продуктом культуры, а культура является продуктом человеческой деятельности. Поэтому нельзя четко разграничить "социальные" и "культурные" аспекты человеческого существования, но также и невозможно их полное отождествление. Прежде всего, культура является совокупностью смыслов и значений, которыми человек руководствуется в своей жизни. Люди наделяют каждую составляющую среды определенным смыслом и значением, и, опираясь на них, он способен изменять, взаимодействовать и приспосабливаться к среде. Сам процесс взаимодействия между людьми, при котором складываются значения и смыслы, следует отнести к "социальному". Подводя итоги из вышесказанного, объектом изучения социологии культуры можно считать взаимовлияние смысловой сферы человеческого существования и сферы социального взаимодействия.
Культуру рассматривают как совокупность материального и нематериального. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др. Под нематериальной культурой понимают совокупность всех знаний, слов, используемые людьми, идей и привычек, способов деятельности по созданию духовных ценностей. Сравнивая эти виды культуры друг с другом, становится ясно, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее.
Сущность культуры можно понять лишь через деятельность человека и социума в целом. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: " Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид не могут существовать без культуры". В подлинном значении сущность культуры хорошо отражается в новых исследованиях в области культурологии, которые показывают , что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы и общества в целом. Она является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы и раскрывается через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.
Культура и система норм.
У каждого общества есть свои собственные правила, традиции, обычаи и верования, которых они исправно придерживаются и считают правильными. Оно само создает себе культурные образцы, которым подчиняется и считает нормой для социума. В связи с этим, появилось такое понятие как нормативная культура, указывающая на стандарты правильного поведения. Человеку для существования в социальном мире необходимо взаимодействие с другими членами общества. Но для комфортного сотрудничества он должен понимать и осознавать, какие действия считаются правильными, а какие нет. По этой причине для успешного существования в обществе человек должен создавать множество общепринятых норм поведения. Такие общепринятые шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами. Правда, такие нормы часто недостаточно устойчивы, поэтому некоторые из них со временем исчезают или видоизменяются, становясь бесполезными и тормозящими дальнейшее развитие человеческих отношений. Некоторые преобразования проходят легко, а некоторые протекают долго и очень болезненно. Подобное различия разделили нормы на основные типы в порядке повышения их общественной значимости.
Обычаи. В течении всей нашей жизни возникает ряд различных проблем, которые по возможности человек старается решить. Постепенно формируется набор работоспособных образцов поведения, которые способствует наилучшему взаимодействию человека со средой, а так же друг с другом. Из огромного множества социальная общность выбирает несколько эффективных и удобных вариантов поведения, закрепляет и принимает их для удовлетворения отдельных потребностей в повседневной жизни. На основе успешного опыта такие варианты поведения становятся способами жизни народа, повседневной, обыденной культурой или обычаями. Значит, обычаи - это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности (еда с вилкой, пожимание руки).
Число обычаев в обществе весьма велико. Даже наиболее примитивные общества насчитывают около несколько тысяч обычаев, а в современном индустриальном обществе число увеличивается в разы.
Нормативные нормы. Некоторые обычаи затрагивают важные секторы жизни общества, которые контролируют социальный порядок. Поэтому их принято разделять на два типа: на шаблоны поведения, которые рассматриваются как хорошие манеры, и на шаблоны поведения, которым общество должно следовать для обеспечения благополучия социума. Идеи, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов и пониманием о правильном или неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие, называют нравственными нормами. Другими словами, нравственные нормы - это вера в правильность или неправильность действий.
Не всегда действия, запрещенные нравственными нормами, являются вредными для общества. Но если оно в них верит, то эти действия незамедлительно отражаются в появлении соответствующих нравственных норм. Они возникают постепенно из практики общества и группового решения о том, что отдельные действия пагубны и должны быть запрещены или наоборот. По представлениям членов группы, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения группового благополучия. В обществе с твердо установившимися нравственными нормами, четкой системой передачи этих норм новым поколениям, нравственные запреты нарушаются редко.
Институциональные нормы. Для понятия этого вопроса нам необходимо четко представлять, что такое институты. Обычно, социальными институтами называют совокупность обычаев и норм, касающихся таких важных моментов в деятельности общества, как формирование и функционирование семьи, управление государством, распределение произведенного обществом продукта и др.
Институциональные нормы тщательно и сознательно разрабатываются, и устанавливается формальный и неформальный кодекс следования им. При этом создавая определенный круг людей, в котором каждый член общества выполняет определенную роль в поддержании и защите этих норм. Образцы поведения, ценности, ритуалы и традиции становятся высокостандартизированными, взаимосвязанными. В связи с такой совокупностью норм, связанной с потребностью в обмене ценностей, была разработана сложная система институциональных норм. Такой характер делает их более формальными и непреодолимыми, а сами институты - обладающими большой социальной инерцией, отсутствием склонности к изменениям.
Законы. Под законом понимают усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие от общества неукоснительного выполнения. Исследования показывают, что эффективность закона зависит от поддержания тех нравственных норм, которые приняты большинством членов общества. Хотя не возможно точно измерить степень согласованности и взаимодействие между законом и нравственными нормами. Лучшим способом установить взаимосвязь между ними может стать осознание того, что закон эффективен в тех случаях, когда он гармонирует с изменениями, происходящими в нравственных нормах.
Структура культуры.
Рассматривать культуру только как совокупность обычаев и нравственных норм невозможно, она представляет собой организованную систему поведения.
С 1949 года началось изучение культуры как структуры, когда американский ученый Э. Хобель выделил ее самую малую единицу, которую впоследствии назвали культурным элементом. Культурный элемент - это неделимая единица поведенческого образца (например, пожатие руки) и материального продукта (гвоздь, карандаши и т.д.). При взаимосвязи некоторых культурных элементов, каждый из которых несет в себе определенную смысловую нагрузку, образуется культурный комплекс. Но он является промежуточным звеном между культурными элементами и институциональной культурой. Культуру института же можно представить как совокупность нескольких культурных комплексов, определяющих наиболее важные виды человеческой активности (институт семьи включает комплекс выбора партнера, свадьбу и т.д.). Но существуют системы комплексов, не относящиеся к культурным институтам, концентрирующиеся вокруг менее важных видов деятельности (коллекционирование). Из выше сказанного следует, что каждый вид деятельности индивида включает специфические культурные комплексы, которые путем анализа можно разложить на ряд отдельных культурных элементов.
В вопросе о понимании структуры, основных элементах культуры среди исследователей нет единства. Ведутся бесчисленные и долгие споры. На данный момент выделили четыре основных элемента, из которых состоит культура.
1. Понятия и ощущения,
которые содержаться в
Язык и культура – явления, по сути своей социальные. Они возникают и существуют лишь благодаря постоянному взаимодействию между людьми. В процессе взаимодействия складываются культурные значения, в процессе взаимодействия они передаются от поколения к поколению, переосмысливаются, корректируются и изменяются.
2. Отношения. Культура не
только с помощью понятий
Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.
3. Ценности - убеждения, разделяемые большинством, относительно целей, к которым следует стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
4. Нормы. Это правила, регулирующие
поведение людей в
Санкциями называют социальные поощрения или наказания, которые стимулируют соблюдение норм. Позитивными санкциями называют поощрение за соблюдение их (премия, статус), а наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называют негативными санкциями ( штраф, выговор, увольнение).
Это основные элементы в структуре культуры. Наряду с ними некоторые современные исследователи выделяют науку, которая помогает создавать материальные ценности общества и служит основой для формирования мировоззренческой позиции человека.
Также активным элементом культуры признается искусство, которое является средством общения между людьми, источником познания мира, своеобразным кодированием информации о наследии предков, способом самопознания и самовыражения общества через личность творящего. Принцип взаимодействия и взаимопроникновения элементов культуры отмечался многими учеными.