Понятие и сущность культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 22:07, реферат

Описание работы

Понятие "культура" имеет достаточно длинную историю. Сам термин появился в Древнем Риме, где слово "culture" обозначало возделывание земли, образование, облагораживание и воспитание. Первым понятие "культура" употребил немецкий правовед Самуэль Пуфендор в XII веке, который считал, что культура является совокупностью всего, что создано с деятельностью человека и существует благодаря общественной жизни. Однако, вплоть до XVII века содержание этого термина переживало переход от исходного понятия "возделывание" до широких понятий "воспитание" и "обогащение".

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Понятие и сущность культуры……………………………………………4
Культура и система норм………………………………………………….6
Структура культуры……………………………………………………….9
Формы и социальные функции культуры……………………………….11
Развитие и распространение культуры………………………………….15
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

реферат по социологии.docx

— 39.84 Кб (Скачать файл)

Формы и социальные функции культуры.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. 

В большинстве обществ к началу XX в. культура сформировалась в двух формах: высокой и народной. Потребителями высокой культуры, выражающаяся в классической музыке и литературе, считалось элита, а бедные являлись основными потребителями народной культуры, включающая в себя фольклор, мифы, песни и сказки. Правда, компоненты этих двух форм редко выходили за границы своих потребителей, для которых они предназначались. Но с развитием прогресса и широким охватом средств массовой информации пределы между высокой культурой и народной быстро были размыты, что повлекло за собой появление еще одной формы - массовой культуры.

 

Считается, что массовая культура возникла параллельно с появлением общества массового производства и массового потребления. Для приобретения культурой массового характера, ее продукты должны быть стандартизированы и потребляемые широкой аудиторией. Довольно часто считается, что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем людям, но в отличие от  высокой имеет поверхностный характер и не способна отразить возвышенные и глубокие чувства. Эти нюансы являются возникновением причины того, что различные общества не могут обеспечить условия для полной самореализации личности. 

 

Массовой культуре часто противопоставляют элитарную культуру, которая ориентирована на узкий круг потребителей и призвана поднять уровень массовой. Так же в последнее десятилетие отмечают появление еще одной формы культуры - экранной, связанной с компьютерным прогрессом.

 

Во внутренней структуре культуры можно определить еще несколько форм таких как суперкультура, созданная определенным обществом и передаваемая поколениям, субкультура, которую считают "культурой в культуре", и контркультура, которая противостоит с господствующей суперкультурой. Можно отметить, что практически любая субкультура может принимать формы контркультуры (например, панки и т.п.). Наличие и распространение контркультуры расценивается социологами как признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности людей существующей системой ценностей культуры.

 

Культура исторически сформировалась, как способ духовного освоения действительности и характеризуется способностью сохранять и транслировать духовные ценности различных типов и форм. Главная функция культуры - сохранять и  воспроизво­дить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из по­коления в поколение и обогащать его.

 

Человекотворческая функция или социализация является важнейшей функцией культуры. Культура обеспечивает взаимодействие  людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает  и  развивает его целостность. Выполняя эту  работу,  культура  осуществляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы и ценности, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных. Социализация предполагает собой активную внутреннюю работу самого человека и продолжается в течение всей жизни, но большинство важных знаний усваивается нами в детстве.

 

Социализация тесно связана с духовно-нравственной функцией, которая гармонизирует многообразные ценности и создает единое пространство духовного обогащения человечества. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом.

 

Еще одна из функций - коммуникативная, обеспечивающая общение людей между собой в обществе. Без полноценного общения с себе подобными индивид не может стать полноценным членам общества и развить в полной мере свои способности. Культура способствует закреплению связей человека с социумом, помогая увидеть и установить связь традиций и поколений. Для общения человеком были созданы различные средства культурной коммуникации. Для общения с другими индивид использует естественные языки, искусственные языки и коды — компьютерные, логические, математические символы и формулы, знаки дорожного движения, а также разнообразные технические устройств.

 

Аксиологическая или оценочная функция культуры связана с ее ценностными ориентациями. Деятельность человека в культуре осуществляется не только нормативно, но и с помощью системы ценностей и идеалов, к достижению которых стремиться индивид. Отбор ценностей происходит в процессе практической деятельности, и ,по мере накопления опыта, ценности пересматриваются, формируются и обогащаются. Они обеспечивают специфичность и индивидуальность для разных культур и могут быть условно классифицированы на: винтальные (безопасность, жизнь, благосостояние), политические ( законность, свобода слова), социальные (семья, труд, профессия), моральные (любовь, долг, честь, справедливость), эстетические (идеал, красота, гармония). Каждая культура по своему представляет определенные ценности и ориентируется на свой выбор, в котором могут отсутствовать определенные из них.

 

Гносеологическая (познавательная) функция тесно связана с функцией передачи социального опыта. Наиболее ярко эта функция проявляет себя в научном познании и науке. Концентрируя лучший социальный опыт всех поколений, культура создает благоприятные условия для познания и освоения мира. Основным результатом в культуре этого познавательного отношения является установление смысла и значения явлений природы или артефактов, ставшими объектами культуры.

 

Функция хранения и накопления информации неразрывно связана с гносеологической функцией, так как знания и информация являются результатом познания мира. Человек должен хранить информацию о своем наследии и прошлом, уметь правильно его оценивать и уметь признавать свои ошибки. Различные знакомые системы помогают обществу не только понять мир, но и сфокусировать это понимание, структурировать его. Культура - это единственный способ сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных знаний. 

 

И, наконец, рекреативная функция культуры, которая создает условия и способы для разрядки, не нарушающие социальной стабильности. Одними из самых простых способ разрядки являются смех, плач, исповедь, разговор по душам. Культурными и коллективными формами разрядки, закрепленные традицией, являются праздники и досуг, освобожденные от непосредственного участия в производстве. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Также эффективно используется игра в качестве коллективной разрядки, которая позволяет разрядить бессознательные импульсы, запрещённые или невостребованные культурой. Сегодня часто говорят о гуманизации игр и новых развлечениях, пришедших на смену публичной казни и кулачным боям. Но, к сожалению, в них тоже присутствуют элементы насилия (кино, компьютерные игры), которые травмируют и пагубно влияют на подрастающее поколение.

 

Основные функции культуры имеют общие черты характера, а так же обеспечивают социальную интеграцию людей. Они дают индивидам устойчивую основу для коллективного существования в обществе, деятельности и воспроизводства культуры.

 

Развитие и распространение культуры. 

 

Даже при поверхностном взгляде на историю становления человека можно сделать вывод, что он прошел длинный путь и долгое время уподоблялся животным. В течение очень многих веков люди делали единичные открытия и полезные изобретения, которые впоследствии  стали культурной основой для будущего прогресса. Это показывает, что в прошлом в человеческом обществе культура развивалась медленно в отличие от современной, которая необычайно быстро набирает обороты. В наши дни человек столкнулся с проблемой приспосабливаемости к быстро меняющейся культуре. Эти изменения как в материальной, так и в духовной сфере приводят к переустройству всех сторон жизни общества. На данный момент существуют две основных точки зрения на развитие культуры в обществе: теория эволюционного развития культуры и теория конфликтов (диалектический метод).

 

Основным принципом теории эволюционного развития культуры является постепенное изменение культурных элементов и комплексов, в ходе которого они полностью видоизменяются. Эти изменения происходят от простого к сложному, и развитие культуры происходит по восходящей линии. Другими словами, новый уровень культуры представляет собой совокупность более гуманных, сложных и совершенных образцов культуры.

 

Основой для этой теории послужили систематические изложения теории Ч. Дарвина из знаменитой работы "Происхождение видов". Основатели социологии широко использовали эволюционный метод для изучения культуры и социальной жизни. Со временем некоторые из них начали опровергать этот подход в изучении, обосновывая это тем, что многие древнейшие культуры обладали большим богатством культурных образцов, чем культуры современного общества. Многие разногласия исследователей относительно этого подхода привели к тому, что в настоящее время традиционная эволюционная теория практически не используется для анализации культурных процессов в социуме.

 

Диалектический подход к вопросам развития культуры основан на более сложной концепции. Он гласит, что все культурные образцы, произведенные людьми, представляет собой недолговечные явления. При рождении каждая культурная норма и ценность несет в себе зерна своей гибели. Но до того, как прекратится существование, они должны пройти несколько стадий развития. Первоначальная стадия заключается в изменении степени значимости и распространении данного культурного образца в обществе. На второй стадии он доходит до определенный границы, после которой вступает в конфликт с внешней средой и со своим внутреннем содержанием. Возникновение конфликта объясняется проявлением противоречий, усиливающихся на стадии роста. На конечной стадии культурная ценность перестает существовать. Чаще всего при конфликте она переходит в новое качественное состояние, т.е. перерождается. Новый образец будет выполнять принципиально иную роль в жизни общества, но обязательно вберет в себя элементы старого, которые послужат основой.

 

Исследователи, пользующиеся диалектическим подходом, считают, что культура развивается скачкообразно, с постоянными переходами от высоких культурных образцов к примитивным и обратно. Они уверены, что путь культуры к высоким образцам конфликтен, противоречив и характеризуется частыми отступлениями от линии прогресса.

 

В настоящие время ученые придерживаются обеих теорий и стараются выработать на основе их новую, которая будет лишена недостатков.

 

Распространение культурных образцов является одним из самых важных и существенных моментов в развитии культуры. Основную роль в этом сыграло открытие новых средств массовый информации и технический прогресс. 

Первоначально, культурные образцы и ценности не выходили дальше рамок семьи, родовой общины и племени. У них были свои традиции и системы верований, обычаи и символы. С развитие письменности и языка распространение культуры значительно расширило свои рамки, видя за границы общин и племен. Полное размытие границ произошло с развитием области средств массовый информации, которая создала условия для распространения любых культурных образцов.

Французский исследователь культуры А. Моль разработал универсальную модель, которая определяет различные этапы распространения культурных образцов. Она представляет собой замкнутый круг, в котором все начинается с индивидуального творчества и замыкается слиянием культурного образца с массовый культурой. Если новая ценность будет являться полезной частью культуры и примется широкий аудиторией, то она непременно станет частью этой культуры. В ходе дальнейшего использования культурная ценность входит в индивидуальную культуру личностей.

Способность культуры изменяться и приспосабливаться к окружающей среде  зависит от скорости обращения новых идей, составляющих основу культурных образцов.

Заключение.

Если подводить черту к изложенному выше материалу, можно прийти к выводу, что культура, в первую очередь, многогранная и организованная система поведения, неразрывно связанная на протяжении всей истории с человеком и обществом, способствующая усвоению, сохранению, накоплению и распространению во времени накопленных знаний. Она занимает значимое место в истории и жизни человека, является показателем духовной и материальной зрелости социума, а также способствует развитию умений и навыков, общих норм человеческого взаимопонимания. Можно смело дать культуре определение как мере человеческого в человеке. Она вкладывает в человека чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль жизни. Параллельно, культура является решающим образом социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

Для расширения границ в области знаний о культуре, мы можем в полной мере воспользоваться возможностями социологии культуры, которая исследует ее как общественное явление. Социология культуры изучает все виды связей: преобразование деятельности человека, социальных общностей и социума в целом, а также результат этой деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Гуревич П.С. Культурология. - М.: Проект, 2003. - 336 с.
  2. Гуревич П.С. Человек и культура: учебник. - М.: Дрофа, 1998.
  3. Ионин Л.Г. Социология культуры: учебное пособие. - М.: Логос, 1996. 
  4. Матецкая А.В., Самыгин С.И. Социология культуры: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 317 с.
  5. Смезлер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс. 1994.- 688 с.
  6. Фролов С.С. Социология: учебник. - М.: Логос, 1996. - 360 с.

 

 

 


Информация о работе Понятие и сущность культуры