Понятие и типология политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 23:00, контрольная работа

Описание работы

Как функционирует политическая система, кому принадлежит реальная политическая власть в обществе, какими методами она осуществляется, каковы объем и гарантии прав и свобод личности, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство? Для ответа на эти вопросы используется понятие «политический режим».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
Политический режим: понятие и признаки………………………...... 4
Демократические режимы……………………………………………..7
Недемократические режимы……………………………………….....11
Политический режим в современной России………………………..18
Заключение ……………………………………………….….………………23
Список литературы…………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Кафедра истории и социологии

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Социология»

На тему

«Понятие и типологии  политических режимов»

 

 

 

Студент: 2 курса, заочной формы обучения

Кудюкова Ольга Олеговна

специальность: торговое дело

№ студенческого билета ТД3б11з-301

 

 

Преподаватель: Артеменков Альберт Анатольевич

Дата сдачи в деканат ____________________

 

 

 

Мурманск, 2012 г.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….…3

  1. Политический режим: понятие и признаки………………………...... 4
  2. Демократические режимы……………………………………………..7
  3. Недемократические режимы……………………………………….....11
  4. Политический режим в современной России………………………..18

Заключение  ……………………………………………….….………………23

Список литературы…………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как функционирует  политическая система, кому принадлежит  реальная политическая власть в обществе, какими методами она осуществляется, каковы объем и гарантии прав и  свобод личности, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство? Для ответа на эти вопросы используется понятие «политический режим».

Но прежде чем  говорить о политическом режиме, надо разобраться для начала, что такое вообще «политика».

Политика – явление сложное и многогранное. Это явление изучается и осмысливается учеными уже около двух с половиной тысячелетий. Но и в настоящее время редкий политолог решается категорически и однозначно высказаться о том, что собственно является сущностью политики.

В современном  мировом обществоведении существует множество истолкований понятия  «политика». Однако среди большого количества подходов преобладают определения  политики через власть и отношения  властвования. Политика трактуется как  такая сфера взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления.

Конкретно политика представляет собой совокупность определяемых коренными интересами тех или  иных социальных групп и государственных установок и целей, которыми они руководствуются во внутренних и международных делах, а также их практическую деятельность по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей.

Политику можно  определить как сферу деятельности, связанную с отношениями между  социальными группами, нациями, индивидами по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти. Политика также включает деятельность в сфере отношений между государствами.

Политика –  наиболее активный фактор воздействия  на всю жизнь общества. Она находит свое проявление и отражение во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Поэтому наряду с выяснением сущности политики рассматривает вопрос о ее классификации.

Политический  режим: понятие и признаки.

Существуют  различные определения политического  режима: как совокупности характерных  для определенного типа государства  политических отношений, применяемых  властями средств и методов, сложившихся  отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры; как характеристики властеотношений в политической, экономической и социально-культурной сферах, и др. Некоторые отечественные ученые считают, что политический режим характеризует не форму, а сущность государства; другие полагают, что он является такой общей категорией, которая включает в себя в качестве составных элементов форму правления и форму государственного устройства. Чиркин В. Е., например, справедливо отмечает, что политический режим — функциональная характеристика всей политической системы в целом.1 Западные исследователи (М. Ориу, Дж. Бюрдо, М. Прело, С. Романе, М. Дюверже и др.) в рамках институционального подхода отождествляют понятие «политический режим» с понятиями «форма правления» или «форма государственного устройства». Неоинституционалисты (Ф. Ригге, Б. Бейкер, Г. Лассуэлл) воспринимают политический режим как способ упорядочения, легитимизации политической системы. Ряд ученых отождествляют политический режим с политической системой (Р. Гестил, Г. Алмонд, Г. Поуэлл и др.).

«Политический режим» в узком смысле – это  система методов, способов и средств  осуществления политической власти. В более широком плане это  понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе.

Вместе с  тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п. 2

Политический  режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются: 3

  • степень участия народа в формировании политической власти;
  • гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;
  • степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;
  • характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
  • положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
  • реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;
  • положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;
  • политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);
  • доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
  • учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
  • наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

В современном  мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию: 4

- по тому, в  чьих руках находится власть;

- по тому, как  эта власть используется.

Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций  политических режимов, основанная на этих критериях, и широко применяемая сегодня - деление их на демократические и недемократические политические режимы.5

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демократические режимы

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Характерные черты  демократического режима: 6

  • Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их.
  • Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок.
  • Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства. Демократия защищает права отдельных личностей. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Если в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
  • Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

По подсчетам  современных западных политологов, сегодня около 60 стран могут считаться  демократическими. Из них около 20 —  так называемые «старые демократии», которые сформировались более тридцати лет назад, а остальные - «новые демократии», которые вступили на этот путь в 70-80-е годы.

Формы осуществления  государственной власти в рамках современной представительной демократии разделяются на президентские и парламентские режимы. Главное отличие между президентским и парламентским правлениями заключается в реализации принципа разделения властей. Президентский режим характеризуется особенным, "жестким" разделением властей, при котором "функциональное" разделение дополнено "органическим" (то есть органы, которым поручено осуществление той или другой функции власти, " в своей деятельности не зависят один от другого), в то время как для парламентского режима характерно "гибкое" разделение законодательной и исполнительной властей.

 

Парламентские правления - означает систему правления, при которой в политическом процессе существенную роль играет парламент. Парламент - высший представительский орган, который состоит из определенного числа формально равноправных членов, принимающих на основе публичных обсуждений коллективные решения, которые обязательны для населения страны.

Основными чертами  парламентского правления являются:

  • дуализм исполнительной власти, то есть разделение ее на главу государства и Кабинет министров;
  • политическая ответственность правительства перед парламентом, то есть обязанность правительства уйти в отставку в случае парламентского вотума недоверия;
  • наличие независимого главы исполнительной власти, который владеет правом назначать министров и правом досрочно распускать нижнюю палату парламента;
  • отсутствие у парламента права сместить главу исполнительной власти.

При парламентском  режиме, как видим, существует система  равновесия между исполнительной и  законодательной властями.

При парламентском  режиме первоочередное значение на пути партии к управлению страной имеют парламентские выборы. Это обусловлено тем, что существование правительства зависит от поддержки его нижней палатой парламента. Принцип политической ответственности правительства перед нижней палатой парламента обязывает главу государства назначать министрами только тех лиц, которые пользуются доверием нижней палаты. Фактически это означает, что правительство формирует та партия (блок партий), которая распоряжается большинством мест в нижней палате парламента.

Парламентарные  режимы широко распространены в странах Западной Европы. Примером парламентского режима, его наиболее полным воплощением несомненно является Англия.

 

Президентские правления – означает систему правления, при которой проходит независимое избрание народом главы государства, президента, который благодаря этому получает огромную степень независимости, назначает (или представляет на одобрение парламенту) премьер-министра, обладает правом законодательной инициативы, руководит вооруженными силами, принимает основные внешнеполитические решения, является нередко лидером правящей партии и т.д.

Президентское правление характеризуется такими чертами:

  • отсутствие дуализма исполнительной власти, так как президент является одновременно главой государства и главой правительства;
  • президент избирается непосредственно всей нацией;
  • президент и парламент независимы один от другого, так как парламент не имеет права сместить президентское правительство с помощью вотума недоверия, а президент не может распустить парламент.

Информация о работе Понятие и типология политических режимов