Понятие «класс» и «слой» в социологической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной.

Файлы: 1 файл

Реферат социалогия.docx

— 37.60 Кб (Скачать файл)

Выполнил: Савельев Евгений Александрович

Тема: Понятие «класс» и «слой» в социологической науке

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

Заочное отделение

080100 «Экономика»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 

«Социология»

 

 

Вариант № 17

Тема: Понятие «класс» и «слой» в социологической науке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Выполнил студент 2 курса, 311б группы

                  Специальность Финансы и Кредит

                  ФИО студента Савельев Евгений Александрович

                   Дата сдачи контрольной работы ________

                   Рецензент (ФИО, должность) __________

 

 

 

Новосибирск 2014

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

Регистрационный номер____________

Факультет ТЭФ (заочное отделение)

Группа 311 б  Курс     2

Студент Савельев Евгений Александрович 

Шифр 3016 Номер контрольной работы 17

Дисциплина Социалогия

Рецензент____________________________________________________

Дата получения контрольной работы______________________________

Дата возвращения контрольной работы____________________________

Оценка __________________(зачтено, незачтено)

Подпись преподавателя_____________________

 

Содержание

 

 

Введение

Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

 

  1. Понятие «класс» в социологической науке

Класс – понятие, которое употребляется в социологии в нескольких смыслах:

для обозначения социальных страт, составляющих особую, "открытую" систему социальной стратификации, характерную для индустриального общества. Для нее, в отличие от "закрытых" кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно достижительский статус, "открытые" социальные границы и высокий уровень социальной мобильности;

как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий ( высший, низший и средний классы);

как теоретическое (аналитическое) понятие, лежащее в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии имеются две наиболее влиятельные классовые теории – марксистская и веберовская.

В марксизме класс используется как наиболее общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, прежде всего в системе общественного производства. Основным критерием выделения классов считается собственность на средства производства. Все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов – эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения между ними носят антагонистический характер. Классовая борьба выступает решающим фактором социальных изменений. Основными классами капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. Маркс выделял понятия "класс в себе" – это класс, члены которого еще не осознали своих общих классовых интересов, и "класс для себя" – класс, выработавший классовое самосознание. Таким образом, в марксизме классы – это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа и в настоящее время остается одной из самых влиятельных.

Веберовская теория класса альтернативна марксизму. Вебер рассматривал классы как социальные группы, выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т.е. как и у Маркса, классы у Вебера – это "экономические классы". Однако отношение к собственности в веберовской концепции становится частным критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позициях. Принадлежность к классу порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда. Классом, по Веберу, является категория людей, разделяющих сходные "возможности жизни", прежде всего перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на более высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим – квалификация и образование. Соответственно этому Вебер выделял четыре "экономических класса" – класс собственников; класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий класс. Согласно Веберу, классовый конфликт может возникать между любыми из этих групп, а не только между рабочими и капиталистами. Помимо экономических факторов Вебер выделял и другие факторы, ведущие к социальному неравенству. В частности, в качестве важнейших он отмечал власть и престиж. Поэтому помимо "экономических классов" и классовой структуры возможно существование в обществе других иерархических структур ( политической, социокультурной и т.п.) и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах. (См. стратификация социальная) .

В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения классов. Классы и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значение – только в современном индустриальном обществе, в первую очередь капиталистическом, разделение на классы составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества. Постиндустриальное общество часто определяют как "постклассовое", подчеркивая то обстоятельство, что классы перестают определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социальной мобильности снижает влияние классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с классами, обе версии классового анализа продолжают существовать и развиваться.

 

  1.   Понятие «слой» в социологической науке

Социальный класс — достаточно крупная аналитическая единица, рассчитанная на изучение наиболее существенных, предельно общих изменений в обществе и не предназначенная для исследования других важных, но, может быть, не столь глубоких социальных перемен. Поэтому аналитики выделили более конкретную и гибкую единицу анализа социальной структуры — понятие «страта» (от лат. stratum — настил, слой, совр.: геологический пласт), или «слой».

Страта включает в себя людей с каким-то общим статусным признакомсвоего положения, чувствующих себя связанными друг с другом этой общностью. Общим признаком, который даст возможность исследователям выделить ту или иную страту, может выступать качество производственного, экономического, политического, социально-демографического или культурного плана, определяющее социальное положение людей в обществе. Перечень типологических качеств свидетельствует, что исследователь получает возможность анализировать население по самым разным критериям, так или иначе затрагивающим социальное положение групп. В результате люди, принадлежащие к разным классам, могут оказаться в одной страте, выделенной, например, по признаку образования либо по значимым должностным характеристикам.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что основанием для выделения страты выступает не любой признак, а лишьстатусный, т. с. такой, который объективно приобретает в данном обществе ранговый характер «выше-ниже», «лучше-хуже», «престижно-непрестижно» и т. п. Целый ряд признаков может быть положен в основу выделения лишьдифференцированных, но не статусных групп. Например, любители народной музыки или болельщики футбольной команды чаще всего рассматриваются как представители определенной культурной группы безотносительно к статусному ее аспекту. Однако если занятие четко коррелирует с определенным уровнем доходов или с социальной позицией, приобретающей в обществе значимый характер, то рассматривать членство в группе следует как одно из проявлений стратификационного деления.

В обществе есть немало социальных групп, которые к стратификации не имеют отношения. Такие группы можно выделить, например, по целому ряду культурных, социально-психологических, медицинских или других признаков. Во многих случаях группа может рассматриваться как вне, так и внутри стратификационных процессов — аналитический ракурс задастся целями и задачами исследования. Так, семья — типичный пример малой социальной группы, которая сама по себе не может выступать единицей стратификационных процессов и механизмов. Однако группировка семей по ряду стратификационных признаков помогает выделять на этом основании определенные слои. В качестве слоев могут выступать, например, совокупные представители высокодоходных или малодоходных, многодетных или малодетных семей.

    1. Важнейшие дифференцирующие признаки слоя

 

Рассмотрим теперь те критериальные признаки, которые позволяют дифференцировать страты в ходе научно-аналитических процедур или ранжировать социальные положения в процессе спонтанного оценивания их людьми в различных жизненных ситуациях. Перечислим типологические группировки важнейших признаков, некоторые их эмпирические референты, а также слои, которые выделяются на основе этих признаков и показателей:

признаки, связанные с экономическим положением людей, т. е. наличием частной собственности, видами и величиной доходов, уровнем материального благосостояния. Соответственно выделяются слои: богатые, среднеобеспеченные и бедные; высокооплачиваемые и низкооплачиваемые работники; владельцы недвижимости и обитатели муниципальных квартир и др.;

признаки, связанные с разделением труда, т. е. сферой приложения, видами и характером труда, иерархией профессиональных статусов, уровнем квалификации и профессиональными навыками, профессиональной подготовкой. Соответственно выделяются слои: работники сельскохозяйственного производства, промышленности; работники сферы обслуживания; лица со средним специальным образованием и т. д.;

признаки, связанные с объемом властных полномочий: здесь большое значение приобретают организация труда и производственные отношения, в рамках которых формируются разная степень и неодинаковый объем возможностей оказывать влияние на окружающих через должностное положение, виды и формы управленческой деятельности, обладание социально значимой информацией и т. п. Соответственно можно выделить слои: рядовые работники на государственном предприятии; менеджеры на предприятиях малого бизнеса; руководители высшего государственного звена управления; выборные должности муниципального звена управления и т. и.;

признаки, связанные с социальным престижем, авторитетом, влиянием. При этом имеются в виду тс позитивные значения, которые люди, общество в целом придают конкретным лицам, или их роли, должности, либо комбинации того и другого. В данном случае эмпирическими референтами могут выступать личные качества оцениваемых людей, их позиции по определенным вопросам, хотя немалое значение приобретает и их положение, занимаемое в престижной иерархии. Выделяются слои: неформальные лидеры; элитные группы; деятели отечественной культуры и проч.

Дополнительные дифференцирующие признаки слоя

Перечисленные выше базовые признаки «срабатывают» в стратификационном делении непосредственно, прямо. Наряду с этим существует целый ряд признаков, роль которых в стратификации может либо выступать в скрытой форме (по крайней мерс, в современных условиях), либо варьироваться в зависимости от целого ряда обстоятельств. Эти признаки в процессах расслоения, как правило, «не работают» сами по себе, но переплетаются с базовыми признаками, поэтому их точнее называть вспомогательными. К ним относятся:

половозрастные характеристики людей, связанные с психофизиологическими особенностями человека, что почти в каждом обществе сказывается на его социальном положении, на реализации им различных ролей;

Информация о работе Понятие «класс» и «слой» в социологической науке