Понятие «класс» и «слой» в социологической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной.

Файлы: 1 файл

Реферат социалогия.docx

— 37.60 Кб (Скачать файл)

этнонациональные качества - действуют в той мере, в какой они определяют поведение человека, а также в какой они приобретают в данном обществе общезначимую важность;

религиозная принадлежность - важна в современных условиях в той степени, в какой религиозные воззрения связаны в конкретном обществе со статусными и ролевыми позициями людей;

культурно-мировоззренческие позиции - приобретают стратификационную значимость в тех случаях, когда, разделяя людей на разные группы, они стимулируют неодинаковые социальные действия представителей этих групп, которые приобретают в обществе разный статусно-ранговый характер. Например, консервативно мыслящие люди образуют слой, представители которого имеют мало шансов выдвинуться во время реализации в обществе активных преобразований;

признаки, определяемые характером семейных отношений, родственными связями; в процессе исторического развития удельный вес воздействия этих признаков на положение человека снижался, но и сегодня они продолжают выступать достаточно важной характеристикой;

признаки, связанные с местом проживания; во многих странах наиболее значимо в этом плане деление на жителей города и деревни; большая роль данного фактора в стратификации российского общества объясняется огромной пространственной протяженностью страны, неравномерностью ее хозяйственно- промышленного освоения, разнообразием культурных форм жизнедеятельности.

Перечисленные группы дополнительных признаков стратификации приобретают множество различные социально-функциональных значений, в том числе таких, которые не связаны со статусным рангом. Порой только целостный анализ той или иной группы под определенным углом зрения позволяет выявить ее место в стратификационной структуре. Другими словами, ранговый статус подобных групп в обществе не всегда бывает очевидным.

Наряду с перечисленными признаками существует ряд качеств, позволяющих формировать слои и группы со специфическим статусным значением. Имеются в виду следующие качества и слои:

маргинальное положение в обществе. Соответственно выделяются слои: безработные, инвалиды, пенсионеры, лица без места жительства и определенного рода занятий, беженцы и др.;

противоправное поведение. Оно дает основание выделить следующие группы: контингент исправительно-трудовых учреждений; представители уголовного мира; лица, для которых характерно противоправное поведение в рамках должностных обязанностей, и т. д.

Специфика положения этих слоев и групп связана с тем, что их представители либо не в состоянии своими усилиями добиться высокого ранга в обществе, и тогда общество частично компенсирует их бессилие (денежные пособия инвалидам, пенсионерам, безработным), либо в своем поведении игнорируют общепринятые нормы взаимодействия, что способно усиливать социокультурную аномию (на этот случай общество вырабатывает систему ограничений и наказаний, позволяющую сохранять нормальное функционирование стратификационных механизмов).

Признаки, определяющие образ жизни, семейные отношения, потребляемые блага. Для всех перечисленных слоев характерны определенные формы потребления материальных и культурных благ, черты семейных отношений, образ жизни в целом. Эти признаки, как правило, выступают производными от таких важнейших критериев расслоения, как место слоя в социальной иерархии, уровень властных полномочий или богатства его представителей, уровень образования, религиозная принадлежность и др. Характеристики образа жизни и потребления благ в основном относятся к жизненному миру представителей слоя. Тем самым конкретизируется статусное положение данного слоя, а также создается более полная картина стратификации в данном обществе. Укажем эти признаки:

-признаки, свидетельствующие о потреблении жизненных благ. Их показателями обычно служат: район проживания, тип и размеры жилища, места отдыха, качество медицинского обслуживания, формы рекреации и т. д.;

-признаки, свидетельствующие о потреблении культурных благ. Их показатели: объем и характер полученного образования, особенности получаемой социальной информации, объем и качество потребляемых социокультурных услуг и др.;

-признаки, характеризующие воспроизводство семейных отношений. Их показатели: тип домашнего хозяйства, наличие (отсутствие) домашней прислуги, вид домашнего воспитания детей, мужские и женские семейные роли.

Задание №2 Вариант 17

 

Назовите социальные группы, которые играют решающую роль в процессе социализации индивида и обоснуйте свой выбор:            

 а) формальные            

 б) большие          

   в) первичные (ВЕРНО)             

 г) вторичные (ВЕРНО)

Группы — это своего рода «связки» людей, соединения индивидов в относительно стабильные взаимоотношения. Социальной взаимосвязью будем называть взаимоотношения между людьми, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго во времени.

Социальная взаимосвязь бывает двух типов:

экспрессивная — образующаяся на основе эмоционального соучастия в делах других людей. Связи такого рода существуют между теми, кто находится друг с другом в отношениях эмоциональной значимости, — родственниками, друзьями, товарищами;

инструментальная — лишенная эмоционального аспекта и образующаяся в процессе сотрудничества индивидов, направленного на достижение какой-то цели. Такие связи обычно называют чисто деловыми.

В соответствии с этими критериями социальные группы делятся на первичные и вторичные.

Первичная группа - это группа, члены которой объединены связью первого типа, т.е. эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни.

Вторичные группы - это группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, объединенные связью второго типа, т.е. находящиеся между собой в безличных отношениях.

Например, семья — это первичная группа, а школьный класс, студенческая группа — вторичные. Между первичной группой и вторичной возможны взаимопереходы. Нередко люди, первоначально собравшиеся для достижения конкретной цели,тесно сближаются в процессе групповой деятельности и становятся необходимы друг для друга. Например, в студенческой группе возникают дружеские союзы и любовные пары.

Образование первичных групп более вероятно при выполнении следующих условий:

чем меньше численно вторичная группа, тем больше вероятность того, что между ее членами сложатся тесные доверительные отношения;

частые, регулярные и продолжительные контакты между индивидами способствуют углублению их взаимоотношений.

Первичные группы составляют основу социальных отношений.

Во-первых, они играют решающую роль в процессе социализации индивида. Важнейшей из первичных групп является семья, где дети с ранних лет приобретают опыт социальных отношений, усваивают социальные нормы и ценности, культурные модели общества, постигают азы социальной солидарности.

Во-вторых, в рамках первичных групп удовлетворяется бОльшая часть потребностей индивида, таких, как потребность в любви, взаимопонимании, безопасности. Поэтому более эффективно функционируют вторичные группы, в рамках которых образовались прочные первичные связи. Например, чем крепче первичные групповые связи в воинских частях, тем большего успеха они добиваются в бою.

В-третьих, первичные группы являются мощным инструментом социального контроля. Они добиваются от индивидов поведения, соответствующего нормам и ценностям, принятым в группе. Для индивида порицание и санкции со стороны членов первичной группы зачастую более значимы и весомы, чем критика «общества в целом».

 

 

 


Информация о работе Понятие «класс» и «слой» в социологической науке