Понятие личности в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 08:51, реферат

Описание работы

Первый подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредотачивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Дюркгейма и еще раньше во взглядах Конта. Из современных течений к ней относится, прежде всего, школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф).

Файлы: 1 файл

понятие личности в социологии.docx

— 27.68 Кб (Скачать файл)

В преобладающем ныне в общей социологии типе теоретизирования совершенно отсутствует или считается второстепенным стремление объяснять. Весьма слаб интерес к вопросам типа: «Почему эти люди действуют таким образом? Почему данный социальный порядок изменяется именно таким образом?» Объяснить нечто - значит дать правдоподобное обоснование того, почему в данной ситуации, в которой существовала, по крайней мере, еще одна возможность, актуализировалось именно это нечто.

Рассматривая проблему преобразований в России и кризис социализации, можно задаться вопросом; «Почему «сверху» начались именно рыночные преобразования?», «Кому выгодна нестабильность в социальной сфере?» и т.д.

Подводя итог, осуществим хотя бы приблизительную оценку описанным процессам. Важно при этом определить, какое воздействие они оказывают на процесс формирования личности ребенка, затем молодого человека, а затем уже следующего поколения, по отношению к которому они будут отцами и матерями, в каком соотношении они окажутся с теми законами, по которым осуществляется процесс формирования личности.

1. Можно считать, что происходящие перемены окажут  весьма травмирующее воздействие  на ценностный мир всего нынешнего  и последующего поколений.

2. Наиболее  существенным будет урон, нанесенный  ценностному миру той молодежи, которая характеризуется ослабленными  связями с семьей, довольно значительными  задержками социального развития, малой успешностью в системе  образования.

3. Наличие  проблемы идентификации и социально-культурной  интеграции молодых людей.

4. Следует  ожидать усиление воздействия  на ценностные структуры молодежи  национального фактора.

5. В случае  дальнейшего неблагоприятного развития  экономики страны возможно «слияние»  экономического, политического и  националистического факторов с  ярко выраженной прототалитарной и антикавказской направленностью.

6. Значительное  воздействие на ценностные структуры  оказывает экономический фактор: чем ниже уровень материального  обеспечения, тем выше требования  «крепкой руки», и, наоборот, с его  повышением - выше ценность свободы.

Необходимо, чтобы общество строго соблюдало законы развития личности. До тех пор, пока в России не сформируются постиндустриальные ценности на идейном, поведенческом и материальном уровне, в обществе будет в массовом порядке присутствовать и воспроизводиться социальная аномия. Корни социальной патологии, отягощающей проблему кризиса, в конечном счете уходят в отсутствие добровольно признаваемой системы ценностей, на основе которых в странах, перешедших или переходящих к постиндустриализму, создается механизм эффективного социального контроля.

Итак, формирование и развитие личности - очень актуальная проблема современной социологии (в частности, для решения проблем отечественной социологии). Это связано с тем, что по экономическим, политическим, социальным причинам в России в настоящее время наблюдается кризис социализации. А социализация является аспектом формирования и развития личности. Для разрешения этого кризиса на практике необходима твердая теоретическая научная база (в социологии).

Кроме того, изучение личности является попыткой ответить на фундаментальный вопрос социологии, который заключатся в изучении характера взаимодействия между обществом и индивидом (индивид является основой развития личности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Личность как субъект социальных отношений характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость при этом сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. способности к. самоанализу, самооценке, самоконтролю.

В центре внимания социологической мысли всегда были и остаются проблемы взаимодействия личности, социальной группы и общества в целом. Действительное решение основного вопроса психологии и социологии о приоритете личности или общества заключается не в обособлении и тем более не в противопоставлении одного другому, а в организации их тесного и гармоничного взаимодействия. Нет и не может быть совершенствования общества вне совершенствования личности, как нет и не может быть свободного и всестороннего развития личности вне и независимо от подлинно цивилизованного общества.

Анализ современного состояния мировой психологической и социологической мысли показал, что она представлена большим разнообразием различных подходов и концепций, теорий личности, в т.ч. ролевой концепцией, психоаналитической теорией личности, культурно-исторической концепцией, поведенческой концепцией и другими. Вместе с тем, ни один из приведенных в данной работе вариантов понимания феномена личности не исчерпывает его целиком, каждый из них рассматривает лишь отдельные его проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих.

 


Информация о работе Понятие личности в социологии