Понятие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 00:04, реферат

Описание работы

Нельзя не учитывать, что специфика отношений в разных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и кооперацию, а сфера семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………2
Понятие личности…………………………………………………………………4
Поведенческие типы………………………………………………………………7
Становление личности…………………………………………………………….11
Взаимодействие личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции……………………………………………………………………..16
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

личность как соц тип Дорохин.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………2

Понятие личности…………………………………………………………………4

Поведенческие типы………………………………………………………………7

Становление личности…………………………………………………………….11

Взаимодействие  личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции……………………………………………………………………..16

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение.

Одной из центральных  задач социологии личности является разработка личностной типологии. Для  социологии важно не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в форме определенных признаков, присущих определенному множеству.

В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии  личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно - степень его рациональности, К. Маркс - формационную и классовую принадлежность. Значение социального характера, считает Э. Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.

Свою типологию  личности разработал и Л. Н. Гумилев, которую можно назвать теорией пассионарности. Поведение человека, утверждает Л. Н. Гумилев, способ его адаптации к окружающим условиям требует потенциальной энергии, поэтому в процессе своей жизни человек поглощает биохимическую энергию живого вещества биосферы.

Широко распространены типологии, в которых рассматриваются  типы личностей в качестве носителей  признаков определенных общностей - классов, социальных групп.

Нельзя не учитывать, что специфика отношений в  разных сферах общественной жизни стимулирует  проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и кооперацию, а сфера семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой.

Таким образом, тип и характер определяются прежде всего тем, в рамках какого общества, какой культуры личность находится.

На наш взгляд, каждое общество имеет собственный  типичный социальный характер, тип личности, наиболее соответствующий данной общественной системе.

 

 

1. Понятие личности.

Люди являются элементами любых социальных систем. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации и культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, но и сам представляет систему, имеющую сложнейшую структуру.

Понятие "человек" - это родовое понятие, указывающее  на принадлежность данной особи к человеческому роду - высшей ступени развития живой природы, генетически связанной с другими формами жизни. Человек - существо биосоциальное. Как живое существо он подчиняется основным биологическим и физиологическим законам. Специфика человека по сравнению с другими живыми существами заключается в том, что он обладает членораздельной речью, мышлением, сознанием, потребностью и способностью к практической деятельности. Эти фундаментальные отличительные признаки формировались примерно в период с 2,5 млн. лет до 40 тыс. лет до н.э. Это было время биологической эволюции.

Понятие "индивид" характеризует отдельного конкретного  человека как единичного представителя  человеческого рода, это единичная  особь, принадлежащая человеческому  роду, конкретный носитель всех социальных, психологических и биологических качеств человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Аналогичную смысловую нагрузку несет понятие "индивидуальность". Оно может быть отнесено к человеку как к организму и к личности. Личность всегда индивидуальна, поскольку каждая личность неповторима, хотя индивидуальность присуща также и животным, и растениям, и вещам. Индивидуальность определяется как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие "личность" вводится для выделения, подчеркивания неприродной сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как:

  • системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; и
  • субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Таким образом, под "личностью" в социологии понимается конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и социальных отношений, относящихся к сущности данного общества.

Рассматривая  проблему человека, социология взаимодействует прежде всего с другими общественными и гуманитарными науками.

В современной  науке существует два подхода  к определению личности:

  • формально-логический, в соответствии с которым понятие личности определяется посредством поведения его под более широкое, родовое понятие - "человек", а затем указываются его видовые отличия, т.е. перечисляются признаки, отличающие личность от человека вообще. Вывод очевиден: личностью признаются не все люди, а только те из них, кто обладает определенными положительными качествами.
  • диалектико-логический, в соответствии с которым личность определяется посредством диалектики единичного и общего - как особенное, взятое в социальном аспекте. Все люди обладают определенными общими чертами, биологическими и социальными. В то же время каждый человек имеет только ему присущие особенности, свою биографию, свою профессию, свои отношения с обществом. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, это и будет особенное - личность.

Социология  выделяет в личности социально-типическое и предполагает не простое рассмотрение личности во всем ее многообразии, а  изучение ее как совокупности общественных отношений, т.е. как продукта общества. Это предполагает с одной стороны, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, а с другой стороны - самовключение личности в различные сферы социальной деятельности, ее отношение к этой деятельности, т.е. признание человека в качестве социального существа. Все это означает, что присущее человеку многообразие желаний, стремлений, жизненных и ценностных ориентаций и потребностей, реализуемых в ходе социального взаимодействия с другими людьми, имеет по сути один источник - общественную жизнь.

 

 

Поведенческие типы.

Социальное  поведение. Термином "поведение" в науке связывается активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека - и к социальной. Эта адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или перестройке. Адаптивное поведение представляет собой "закрытую" систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами. Присущей только человеку формой отношения к действительности является деятельность, которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям - природным или социальным, - а перестраивает, преобразует их.

Люди выступают  при этом не просто исполнителями заданной программы поведения - хотя бы и активными, находящими новые оригинальные решения в рамках ее осуществления, - а создателями, творцами принципиально новых программ действий. Приспособительное поведение целенаправленно, целесообразно. Свобода означает преодоление давления заданных человеку условий - будь то внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди или внутренняя ограниченность, - как факторов, детерминирующих его поведение, предполагает способность строить собственную программу действий, которая позволяла бы выйти за рамки предписываемого наличной ситуацией, расширить горизонт своего отношения к миру, вписаться в более широкий контекст бытия.

Если индивида нельзя считать продуктом социальной и социально-культурной среды, то его нельзя считать и человеком. С другой стороны, личность не может обрести, развить свою индивидуальность, если будет слепо, автоматически приспосабливаться к образцам культуры. Индивидуальное и социальное действия соотносятся как контролируемое и контролирующее. Акт социального (группового) действия, выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное поведение, сам выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих индивидуальных актов, в силу чего эти акты являются реакцией на социальные действия.

Ролевая концепция  личности.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская  компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализ.

Социальное  поведение в представлении психологов и социологов.

Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое "зеркальное Я", состоящее состоит из трех элементов:

  • того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);
  • того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);
  • того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться).

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая - имитация. Затем следует игровая стадия. Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: "социальный статус" и "социальная роль". Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе.

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий' и заслуг личности. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально -должностной статусы.

Социальный  статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Социальная роль распадается на ролевые ожидания - то, чего согласно "правилам игры" ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

Социальное  поведение попытался систематизировать  Тол-котт Парсонс. Он считал, что любая  роль может быть описана с помощью  пяти основных характеристик:

  • Эмоциональность.
  • Способ получения
  • Масштаб
  • Формализация.
  • Мотивация.

Теория ролей  хорошо описывает адаптационную  сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку  она оставляет в тени активное, творческое личностное начало

Концепция личности 3. Фрейда. Другой образ личности возник под  влиянием идей 3. Фрейда, рассматривавшего человека как стремящегося к удовольствию, а общество - как систему запретов, табу. Вся человеческая история рассматривается  Фрейдом как история нарастающего психоза.

Информация о работе Понятие личности