Понятие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 00:04, реферат

Описание работы

Нельзя не учитывать, что специфика отношений в разных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и кооперацию, а сфера семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………2
Понятие личности…………………………………………………………………4
Поведенческие типы………………………………………………………………7
Становление личности…………………………………………………………….11
Взаимодействие личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции……………………………………………………………………..16
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

личность как соц тип Дорохин.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует поведение  организма. Скиннер формулирует  положение о трех видах поведения: безусловно рефлекторном, условно рефлекторном и оперантном. Для разрешения социальных проблем современного общества Б.Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения. Технология поведения призвана осуществлять контроль одних людей над другими.

 

 

Становление личности.

Формирование  личности. На процесс формирования личности влияют факторы:

  • Биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения и предпосылки для социальных черт личности, а во-вторых, благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
  • Физическое окружение также имеет определенное значение в развитии личности. В теориях многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до философа Г.В. Плеханова, историка Л.Г. Гумилева и др. - групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями климатических и природных условий их формирования.
  • Под социальными факторами формирования личности понимается обычно культура общества, под воздействием которой возникает характерная личностная конфигурация, типичная для представителей данного социума.

 В момент  рождения ребенок еще не является  личностью. Он всего лишь индивид  (представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития). Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, которые составляют ее структуру. Понятие "личность" показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений. Личность, с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.

 Социология  личности сосредоточена на трех  основных проблемах: изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов; изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе в процессе ее социализации, воспитания); рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе деятельности и активности личности.

Социализация  личности. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли.

Понятие "формирование личности" подразумевает единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека.

Понятие "развитие личности" характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности.

Воспитание - это  целенаправленное формирование у индивида определенных качеств, а социализация - усвоение социальных ролей того общества, в котором человек живет, будь оно тоталитарным, демократическим, единым, преступным, богатым и т.д.

Социализация - это долгий и трудный процесс  становления личности, постепенное  усвоение ею требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для  успешного функционирования личности в данном обществе.

Стадии социализации:

  • Первичная социализация, или стадия адаптации.
  • Стадия индивидуализации.
  • Юношеский возраст.
  • . Стадия интеграции
  • . Трудовая стадия.
  • . Послетрудовая стадия.

Социализация  проходит этапы, совпадающие с так  называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я». Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Социальный  контроль и девиация. Исходным понятием для изучения девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля является понятие "норма" - основной элемент культуры.

Социальные  нормы - это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.

Содержание  социальных норм выводится прежде всего  из реального поведения индивидов  и социальных групп. Именно здесь  воспроизводятся изо дня в  день социальные нормы, проявляя свое действие часто стихийно, не всегда получая исчерпывающее отражение  в сознании людей.

Функции социальных норм:

  • регулируют общий ход социализации;
  • интегрируют индивидов в группы, а группы - в общество;
  • контролируют отклоняющееся поведение;
  • служат образцами, эталонами поведения.

Нормы выполняют  свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

  • как стандарты поведения (обязанности, правила);
  • как ожидания поведения (реакция других людей).

Различие между  нормой и ценностью выражается так:

  • нормы - правила поведения;
  • ценности - абстрактные понятия о том, что есть добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

Соблюдение  социальных норм добиваются с помощью  санкций, которыми являются не только наказания, но также поощрения. Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, за согласие с ними и наказаний за отклонение от них, т.е. девиантность. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

Социальный  контроль - это способ саморегуляции  системы, обеспечивающий упорядоченное  взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования.

Социальный  контроль - элемент более общей  системы регулирующих воздействий  на поведение индивидов со стороны  общества.

Девиантное  поведение - чрезвычайно широкий  класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека.

Девиантное  и делинквентное поведение можно  различить следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы - отклонение, для другого или  других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших, - отклонением. Девиантное и делинквентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию. Механизм отклоняющегося поведения раскрывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации.

 

 

Взаимодействии  личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции.

Анализ современного общества актуализирует исследование отношений различных подсистем общества с личностью.

Антропологические факторы влияют на становление общественной системы, на ее развитие, определяя при этом ее социо-культурные особенности. Эти процессы разворачиваются вне зависимости от самих субъектов деятельности, как бы ни парадоксально это не звучало. Цепочка событий, возникающих под воздействием жизнедеятельности индивидов, не может абсолютно контролироваться ими самими. Это процессы латентные и осуществляются благодаря саморегуляции.

Исследование  механизма саморегуляции между  личностью и обществом приведет, во-первых, к более глубокому пониманию  социальных связей, социальных отношений, во-вторых, - к широкому видению динамики общественного развития, социальной статики и мобильности подсистем общества. Это, в свою очередь, поможет более глубокому пониманию личности.

Современное общество стало более динамичным и интегрированным, когда общественный механизм достиг такой сложной организации, что  время от времени наступает кризис управления наряду с другими кризисами. Сложность общественного организма протекает, прежде всего, из непрерывного усложнения структуры человека, и в первую очередь его психофизических и социокультурных потребностей. Человек, а затем личность является основным звеном социокультурной связи.

Принцип экзистенциализма гласит, что человек - абстрактное психофизическое существо, индивидуальное, существует один на один со своими проблемами. Ни один социальный организм не способен устранить такую личную индивидуальную трагедию человека, как смерть.

Личная определенность человека устанавливается только в  связи с обществом.

С развитием общественной практики, с углублением общественного разделения труда общество имеет постоянную тенденцию к расширению. Появляются новые общественные роли, новые ячейки общества, следовательно, социальные статусы, которых не было еще 50-100 лет тому назад, могут оказаться сегодня в центре социальной системы.

 

 

Заключение.

Понятие "личность" показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляются его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. Конечно же, личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.

Социология  личности сосредоточена на трех основных проблемах:

изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов;

изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания);

рассмотрение  личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

Согласно целому ряду социологических теорий человеческая личность предстает как совокупность ролей. Роль - это ожидаемое поведение  в определенной ситуации. Быть студентом, врачом, террористом означает вести  себя определенным образом, выполнять какую-то заранее известную функцию. От носителя той или иной роли окружающие ждут определенных действий. Отклонение от ролевых ожиданий карается социальным окружением человека.

В современном  высокодифференцированном обществе индивид вынужден играть множество ролей и, соответственно, иметь несколько идентичностей. Один и тот же человек может поочередно идентифицировать себя с ролью юриста, любящего мужа, преданного сына, председателя "общества любителей аквариумных рыбок" и члена советов директоров какой-либо компании. Причем этот список можно и продолжить. Современный человек должен уметь "переключать" свои идентичности, зачастую подразумевающие совершенно разные типы поведения.

 

 

Список используемой литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.2010.
  2. Асп Э. Введение в социологию. СПб., 2012.
  3. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. М., 2012.
  4. Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 2010.
  5. Г.О. Перов, С.И. Самыгин "Социология", М., 2010.
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. М., 2011.
  7. Жиль Ферреоль "Социология", терминологический словарь, М-2012.
  8. Кравченко А.И. "Социология", М-2010.
  9. Курс лекций по социологии. Издательский центр "МарТ" 2010.
  10. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
  11. Левада Ю.А. Лекции по социологии. М., 2012.
  12. Левада Ю.А. Статьи по социологии. М., 2012.
  13. Основы социологии: Курс лекций в 2 ч. / Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 2010.
  14. Социология. Издательство "Мысль". 2012.
  15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Ростов-н/Д: "Феникс", 2010.
  16. Социология. Курс лекций. Под редакцией А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова кафедра социологии и политологии ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова, М. 2010.
  17. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 2011.
  18. Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник для ВУЗов. - М.: "Логос", 2010.
  19. Хвостов В.М. Социология. - М.: Моск. науч. ин-т, 2011. - Т. 1.
  20. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 2012.
  21. Ядов В.А. Личность как предмет изучения // Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. – М., 2011.

Информация о работе Понятие личности