Понятие наркоситуации как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть понятие наркоситуации как социальную проблему.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие «наркомания» в историческом аспекте.
Причины появления наркомании в России.
Охарактеризовать наркоситуацию среди молодежи.

Файлы: 1 файл

kurs_880 (Автосохраненный).doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

   1) Наркоманы будут находиться  на учете.

   2) Государство будет продавать  им только легкие и очищенные  наркотики, а средства от продажи  пойдут в местный бюджет.

 Однако все равно данная программа обойдется государству куда дороже в чисто финансовом плане. Ведь за каждым зарегистрированным наркоманом должно быть установлено наблюдение: такой человек не должен работать на транспорте, в сфере образования и еще во многих местах. Кроме того, у нашего МВД средства на борьбу с наркотиками крайне ограничены. Существующая федеральная целевая программа по противодействию этому злу в 2010 году была выполнена лишь на половину из-за нехватки средств. Интересен еще и тот факт, что в Голландии наркомафия не стоит на месте: постоянно выводятся новые сорта анаши (изначально легкого и поэтому легализованного наркотика), некоторые из них по своему действию уже сильнее героина и кокаина [6].

Основные наркотики, которые в России растительного происхождения, их выращивают крестьяне в Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Сибири и других регионах. И в России под наркотиками сегодня около 1млн. гектаров. И это не вина этих людей - это их беда, потому, что это в основном люди престарелого возраста, инвалиды, пенсионеры, у них нет другого способа прокормить свои семьи. Многие, особенно в отдаленных, высокогорных районах, живут только за счет этого. В этих местах наркотики - это деньги, которыми расплачиваются, меняют на товары, продукты. Это не бизнес для них, это способ выжить. И сколько бы с воздуха не опыляли ядохимикатами эти плантации, сколько бы не вводили войска в период цветения конопли и мака, сколько бы не проводили красивых полицейских, облав - победить крестьянство невозможно. Но у государства нет выбора. В данном случае государство должно проявить патронаж над этой отраслью и ввести это в свои аграрные программы. Тогда, можно будет надеяться на то, что будут перекрыты пути поступления наркотиков из самой России, и тогда останутся только привозные наркотики, с которыми легче бороться путем перекрывания каналов доставки. Вообще в борьбе с наркоманией наибольшего успеха, как ни странно, добились Сингапур и Малайзия, где за все операции, связанные с наркотиками - смертная казнь.

Безусловно, антипропаганда эффективна, как и Программы профилактики и борьбы с наркоманией. И несмотря на нехватку средств в полиции, на таможне и ФСБ созданы специальные отделы борьбы с наркотиками, но этих мер все равно недостаточно [13].

Существующая система наркологической помощи в России ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже страдающим химической зависимостью и недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе заболевания. Профилактические программы направленные на предотвращение злоупотребления наркотиками и токсикантами не получили распространения в нашей стране.

Несмотря на наличие богатого мирового опыта в области профилактической наркологии, оригинальных отечественных разработок, коллективов способных реализовать профилактические программы, эта основная сфера антинаркотической деятельности остается без должного внимания заинтересованных ведомств. Основной причиной такой ситуации является наша межведомственная разобщенность, отсутствие единой стратегической концепции профилактики.

Попытки решить проблему путем активизации деятельности наркологической службы страны не приносят должного результата. Причин этому несколько: отсутствие постоянного контакта наркологов с коллективами несовершеннолетних (которые являются основной средой для приобщения к наркотикам), трудность первичного выявления начальных этапов алкоголизма и наркомании, слабая материально- техническая база наркологических учреждений [14].

Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно ясно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

Обучение педагогов дает возможность основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение необходимым конкретными психотехническими и психотерапевтическими приемами (ролевые игры, тренинги, психодрама, дискуссионная работа), способам системы альтернативных наркотикам увлечений, позволит уже в ближайшем будущем оградить подрастающие поколение страны от наркотической эпидемии [1].

Для раскрытия задачи представленной перед общественности в противодействие наркомании, мы должны проанализировать современные подходы в профилактике потребления молодежью психоактивных веществ, что показывает их недостаточную эффективность и необходимость разработки новых концептуальных основ профилактики зависимости. Все вышесказанное ставит задачу поиска потенциала профилактической работы с подрастающим поколением по предупреждению употребления  ими психоактивных веществ и формированию аддитивного поведения, что делает данное научное исследование актуальной.

 

  • 2.2 Педагогические меры профилактики  наркомании

 

Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.

Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления.

Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

    • Распространение информации о причинах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами.
    • Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.
    • Предоставление альтернатив наркотизации.

Цель работы в данном направлении является - коррекция социально-психологических особенностей личности.

Целевая работа с группой риска - определение групп риска и оказание адекватной помощи вех проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам. Взаимодействие между организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.

Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками - оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним. Это общие принципы ведения профилактической работы. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:

    • Возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением.
    • Влияние на уровень притязаний и самооценку. Свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации.
    • Возможность привлечения специалистов по профилактике.

 Можно сформулировать ряд  правил построения профилактических  программ в школе. Любая работа  в области антинаркотического  просвещения должна проводиться  только специально обученным  персоналом из числа работников  школы в рамках комплексных  программ на базе утвержденной концепции профилактической работы [8].

Просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека [17].

Информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или "приблизиться" к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений) [9].

Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.

Для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.

 Чего не следует допускать, работая в области антинаркотического  просвещения, использовать тактику  запугивания, неэффективность такой  тактики доказана, искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия. Разового характера действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам. Ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы. Упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков. Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами [4].

Подготовка квалифицированных кадров - одно из важнейшее условий профилактической работы. По данным немецких ученых исследователей эффективность от профилактической деятельности составляет всего лишь 20%, от медикаментозного лечения 1%. Эти цифры подтверждают, что болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение. Массовые отравления людей курительными смесями за последний месяц были отмечены в нескольких регионах страны [18].

 

2.3 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года

 

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан Российской Федерации по пресечению распространения на территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию  государственной антинаркотической  политики Российской Федерации до 2020 года.

2. Председателю Государственного  антинаркотического комитета включать  в ежегодный доклад Президенту  Российской Федерации о деятельности  Государственного антинаркотического  комитета данные о ходе реализации  Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

3. Настоящий Указ вступает в  силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев

Москва, Кремль, 9 июня 2010 года, N 690

Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться катастрофической, поэтому можно утверждать, что под угрозу ставится государственная безопасность. Это подтверждается наличием устойчивой тенденции к росту потребления наркотиков с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним учащейся молодежи. Согласно данным информационно-аналитического Центра социологических исследований Министерства образования РФ доля попробовавших наркотик хотя бы один раз в возрастной группе 12 лет - 22 года составляет 44,8%. Возраст « первой пробы наркотика» с 1991 года снизился на 6 лет. В 1991 г. молодежь начинала пробовать наркотик в среднем в возрасте 16 - 17 лет, а в 2001 г. в возрасте 11 - 13 лет. На остроту этой проблемы неоднократно указывал Президент РФ Д.А. Медведев, считая, что в сферу антинаркотической профилактики необходимо помимо правоохранительных органов и медицинских учреждений включить также и среднюю школу, поскольку устойчивый иммунитет к наркомании можно сформировать при условии планомерной антинаркотической работы, начиная её с младшего школьного возраста [8].

Просматривая многочисленные материалы, освещающие обозначенную проблему с разных позиций, мы, к сожалению, обнаружили почти полное отсутствие в них сколько-нибудь системного изложения педагогической точки зрения на проблему вообще и на её частные аспекты. Складывается впечатление, что сформировался мощный фронт борцов с «белой смертью», если посмотреть, сколь многочисленны структуры, вовлечённые в эту деятельность и сколь велико число программ, постановлений, решений, которые по этому поводу принимаются руководством различного уровня. Однако школа пока остаётся в стороне от реализации ставшей общенациональной идеи, именуемой «борьбой с наркотиками». Конечно, и в школах проводятся эпизодические мероприятия в этом направлении, но системной и планомерной работы пока не видно, а ведь школа - это основное звено на пространстве данной проблематики, от деятельности которого в большой мере зависит успех решения проблемы. Что подтверждает этот вывод. Во-первых, годовое снижение численности наркозависимых в среднем на два процента, возможно, входит в интервал статистической погрешности (по-настоящему результативная работа ведётся только органами ФСКН, где результат измеряется тоннами конфискованных наркотиков и, к сожалению, потерянными жизнями среди бойцов этого невидимого фронта). Во-вторых, основные документы, регламентирующие деятельность школы - это Закон об образовании и Государственные стандарты общего образования. Однако в них эта проблематика не затрагивается [13].

А ведь корни этих проблем находятся именно в этой сфере и возможности здесь для профилактической работы очень велики. Именно школа может заложить нравственно-эстетический иммунитет, который поможет в будущем человеку противостоять наркотическому соблазну. Поэтому надо создать систему педагогических мер, ориентированных на формирование этого иммунитета, который в дальнейшем может обеспечить абсолютное неприятие наркокультуры и избежать её разрушительного влияния. И здесь недостаточно ограничиваться только мерами административного порядка, отдельными мероприятиями, работой в сфере правового воспитания. Необходимо в эту деятельность включить содержательную компоненту образования, используя потенциал интеллектуального воспитания. Тогда различные аспекты незаконного потребления наркотиков будут рассматриваться в программах предметного обучения.

Разумеется, аспекты антинаркотической профилактики не должны искусственно привязываться к учебному плану, они должны найти в школьном учебном плане своё органическое место, а в целом образовать систему, которую ещё предстоит выстроить, а затем предложить дополнения в Госстандарты общего образования. Так как эта задача трудновыполнимая (Госстандарта утверждаются Государственной Думой), то на первом этапе следует разработать концепцию и программу «Антинаркотическая профилактика на основе содержания обучения в учебных заведениях системы общего образования», предусмотрев также включение в концепцию разработку программы для системы повышения квалификации работников образования [20].

Информация о работе Понятие наркоситуации как социальная проблема