Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 15:16, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть понятие наркоситуации как социальную проблему.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие «наркомания» в историческом аспекте.
Причины появления наркомании в России.
Охарактеризовать наркоситуацию среди молодежи.
Программа подготовки учителей к работе в сфере профилактики наркозависимости должна быть системной и многогранной, включающей рассмотрение не только проблем и ситуаций чисто педагогического плана, но и аспектов, раскрывающих исторические, социальные, эстетические, философские и, как следствие, психологические детерминанты сложившейся в современном мире ситуации, объективно приведшей к неблагоприятной тенденции употребления наркотиков.
По данным многочисленных социологических исследований, каждый второй заявляет, что узнает о наркотиках из прессы. В первую очередь именно пресса, а также определенные телепрограммы и телефильмы являются неиссякаемым источником информации о свойствах разных видов наркотиков; местах их приобретения и сбыта; расценках на различные виды наркотиков; преимуществах использования отдельных наркотических средств над другими; местах произрастания наркотиков растительного происхождения; эйфорических ощущениях после приема наркотических средств; способах и методах разработки наркотических средств.
Подобная реклама оказывает пагубное воздействие, в первую очередь, на подростков с их еще не сформировавшейся психикой, быстрее поддающейся влиянию путем стимулирования интереса к потреблению этого зелья. Даже позитивная информация об изъятии, к примеру, двух килограммов наркотиков на сумму в 150 млн. руб., может быть воспринята определенным контингентом как реклама легких способов заработка денег.
Особый вред наносит информация о возможности полного избавления от наркотической зависимости. Речь идет о рекламе различных частных наркологических клиник, "гарантирующих" избавление от данного недуга восьми из десяти обратившихся за помощью. При этом по заключению наркологов, шансы полной реабилитации равны не более 5% от всех наркологических больных. В среднем же 99% наркоманов после лечения возвращаются к тем же проблемам в течение года. В ситуации почти абсолютной свободы печати (в Интернете размещена книга очень известного музыканта и телеведущего, восхваляющая действие марихуаны на музыкальный творческий процесс) развенчать подобного рода информацию может только школа, раскрывая её коммерческие истоки [21].
Главный аргумент специалистов, изучающих проблему, состоит в том, что население, и прежде всего учащиеся школ, должны быть информированы о свойствах этих веществ (полезных и вредных для человека), о причинах их незаконного потребления, о симптомах наркомании, как опасной болезни, о правовых последствиях их немедицинского потребления и т.д. Следовательно, учащиеся должны обладать полноценными (не фрагментарными, почерпнутыми из уличной среды, а научными, обоснованными и системными) знаниями о наркотических веществах, и эти знания должны формироваться на всех ступенях обучения в школе. Но во многих материалах, посвящённых этой теме, содержится предостережение о том, что ни в коем случае нельзя запугивать учащихся, проводя антинаркотическую профилактику. Нет грань между информированностью и запугиванием Что в таком случае нельзя сообщать об опасности, которая грозит употребляющим наркотики. Проведём аналогию: известно, что многие растения ядовиты, а укус змеи также может быть смертельно опасным (или провода высокого напряжения с табличками на столбах «Не влезай - убьёт!»). Так что и в этих случаях дыбы избежать «запугивания» нельзя сообщать детям о названиях и свойствах данных объектов. На наш взгляд, запугивания нет там, где есть знания, приобретённые в активной учебной деятельности. Некоторые авторы требуют, чтобы детям даже не сообщали названия наркотических веществ, что сделает их совершенно беззащитными в ситуациях, когда они столкнутся с неизвестными лекарственными препаратами или химическими веществами. Разумеется, следует очертить границы этих знаний [21].
Итак, структура педагогической концепции профилактической работы, нацеленной на предотвращение потребления наркотиков в среде учащихся общеобразовательных школ, должна включать составляющие:
1. объективное описание сложившейся ситуации в сфере незаконного потребления наркотиков и обоснование спектра проблем как чисто педагогических, так и психологических, социальных, правовых, экономических, гносеологических, в сфере научно-технического прогресса и глобальной информатизации;
2. психологической поддержки, включающей психологическое обоснование специфики личностных качеств, способствующих развитию наркозависимости, подготовку рекомендаций и пособий для учителей-предметников и классных руководителей, раскрывающих психологические аспекты проблемы, технологии психологического мониторинга направленности коллектива на здоровый образ жизни, рекомендации и доступные технологии психологического тренинга, нацеленные на развитие волевой сферы учащихся;
3. педагогической поддержки, включающей обоснование личностно ориентированного, междисциплинарного и деятельностного подходов в профилактической работе; отбор содержания из учебных планов и программ всех изучаемых в школе дисциплин, семантически связанного с проблемами профилактики; рекомендации методов и приёмов обучения с акцентом на активизацию самостоятельной работы учащихся; подготовку соответствующих учебно-методических пособий и предметных комплексов для организации учебной и воспитательной работы; инновационную научно-методическую деятельность;
4. технологической поддержки, обеспечивающей условия для включения в сферу профилактической работы средств инновационной компьютерной дидактики, которые должны сопровождаться как учебный процесс, так и сферу воспитательной работы, а также коммуникативное взаимодействие с педагогическим сообществом, создаётся локальная информационная среда учебного заведения с контентом антинаркотической направленности;
5. социологическую, в которой анализируются негативные процессы и тенденции современного общества, создающие предпосылки для развития наркокультуры и вовлечения в эту сферу учащейся молодёжи и подростков; обосновывается роль СМИ, компьютерных сетей и других средств телекоммуникации в решении и обострении проблем, связанных с наркозависимостью; рассматривается влияние достижений научно-технического прогресса, в частности глобальной информатизации, на психоэмоциональную сферу человека; разрабатываются рекомендации по социальной педагогике для учителей и учащихся, нацеленные на решение задач профилактической работы;
6. нормативно-правовая, включающая кодифицированное изложение основ российского и международного законодательства в сфере оборота наркотиков, нацеленное на освоение учащимися разных возрастных групп; анализируется динамика ситуации с распространением наркозависимости в молодёжной среде, разрабатываются методические рекомендации для школьных инспекторов полиции по организации антинаркотической профилактики среди школьников;
7. экономическая, раскрывающая экономические аспекты проблемы и их влияние на ситуацию в обществе в целом и на молодёжную аудиторию в частности; предлагающая личностные пути выхода из проблемных экономических ситуаций и экономические способы борьбы с распространением наркозависимости; разрабатываются рекомендации для учащихся о мерах экономического противодействия распространению наркокультуры в молодёжной среде;
8. информационная, системно представляющая информацию по всем вопросам антинаркотической профилактики, организующая взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса в учебном заведении [8].
Делая вывод в концепции профилактике наркомании осуществляется в настоящее время только в рамках дидактико-технологического подхода на основе применения технологий инновационной компьютерной дидактики: самостоятельного изучения обучающимися последствий применения наркотиков, что стимулируется использованием компьютеров; включения содержания антинаркотической профилактической работы в процесс изучения научных дисциплин, что необходимо для формирования у молодёжи «наркоиммунитета».
Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.
Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда, так как на сегодня адекватной системы помощи наркозависимым в России не существует.
Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры.
Рассмотрев первую главу, мы можем сделать вывод: немедицинское использование психоактивных препаратов неизбежно в любом обществе. Понять, какую роль играют наркотики в жизни молодых людей необходимо. Употребление наркотиков вносит существенный ущерб обществу и личности. Основная часть потребителей наркотиков молодежь и одним из следствий наркомании является физическая и социальная деградация наиболее активной части населении.
Охарактеризовав вторую главу, следует учитывать, что в нашей стране антинаркотические кампании базировались жесткой административной направленности всех мероприятий. Опасения возможной социальной депривации обусловливали уклонение потребителей наркотиков и их родственников от наблюдения, лечения и любых контактов с государством. Профилактические программы должны создаваться не по распоряжению "сверху" и не в едином варианте для всех школ города.
Параллельно необходимы программы для родителей, учителей, семьи, а также профилактика на местном территориальном уровне, так как школьное просвещение чаще всего не достигает подростков, которые больше всего в нем нуждается, тех кто редко посещает школу или ушел из нее.
Для объективного определения серьезности и размеров проблемы, связанной с употреблением наркотиков в немедицинских целях и для оценки эффективности политики в области наркопотребления необходимо использовать весь объем информации о распространенности данного явления и связанных с ним факторах индивидуального и социально-культурного порядка. Политика, основывающаяся на утопической вере, что немедицинское использование наркотических препаратов можно искоренить, не способна изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону [11].
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1) проблема распространения наркомании возникла уже давно, но в наши дни достигла апогея;
2) многообразие наркотических препаратов в конечном итоге калечит и убивает население, особенно пугают перспективы вовлечения в распространение и употребление молодежи;
3) важное значение приобретает профилактическая работа со всеми слоями населения на фоне усиление борьбы с наркотрафиком Госнаркоконтролем.
4) Россия начинает борьбу - идет антипропаганда наркотиков в средствах массовой информации
5) Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.
( д.о. 02.11.14.).
( д.о.02.11.14.).
Информация о работе Понятие наркоситуации как социальная проблема